"К 2017 году мировая экономика пришла в упадок. Не хватает пищи, естественных ресурсов, топлива. Государство контролирует телевидение и жестокая телеигра "Бегущий человек" становится наиболее популярной передачей. Искусство и человеческое общение подвергаются цензуре. Не допускается никакого инакомыслия и всё же в подполье возникает слабое движение сопротивления режиму.
Полицейское государство, поделённое на военизированные зоны, установило режим "железной руки"..."
Эти слова звучат в самом начале фильма. Пророчески звучат, не правда ли? Правда в то время это всё казалось какой-то жуткой фантастикой. Подождите, то ли ещё будет...
Предисловие к фильму лишь подтверждает мысль о том, что Голливуд, как тайный рупор правящего на Земле зла, давно даёт намёки - в каком направлении всё будет двигаться. И мировая экономика пришла в упадок. И недостаток качественной пищи, природных ресурсов и прочего. И телевидение служит инструментом зомбирования масс, превращённых в покорный, но счастливый антисоциум. И инакомыслие преследуется как самое страшное преступление. Искусство и нормальное человеческое общение подвергаются жёсткой цензуре в угоду режиму. Всё это есть. Всё это так. Со сроками даже угадали. Угадали ли или знали? И даже во многом опередили.
Прямо скажем, мы даже переплюнули всё это. Уже несколько десятилетий идёт полная информационная и ментальная обработка... Сознание давно покинуло это человечество...
Указано, что фильм снят по рассказу Стивена Кинга 1982 года, скрывшемуся за псевдонимом Ричард Бахман. Но на самом деле ещё в 1983 году вышел французский фильм "Цена риска" (шёл в советском кинопрокате и о нём я писал в этой статье) по произведению Роберта Шекли "Премия за риск", написанному аж в 1958 году и опубликованном в 1960. Так что Кинг тут не оригинал, а плагиатор. Кстати, был судебный процесс и суд признал это "творение" Кинга плагиатом на произведение Роберта Шекли.
Сам фильм мог и должен был стать хорошей драмой. Но увы. Топорная, как всегда, игра Шварцнеггера сильно картины не портит, но делает её какой-то мультяшной и примитивной, хотя тема сама важна. Социальная тематика вообще уходит практически сразу после вступительного слова. Возможно так вышло и потому, что сам Арнольд полностью принадлежит к слугам людоедского режима и всегда принадлежал, учитывая его мировоззрение и воспитание папой Густавом, который получил в 1942 году ранение под Ленинградом (жаль, что только ранение).
А эти пенсионеры-"охотники" похожи скорее на клоунов. Жирный "Динамо"? Коротконогий "Сабзиро". Да и другие не лучше. В итоге получился комиксоподобный боевичок вместо драмы на острую и злободневную тему реалий капитализма.
Когда я посмотрел этот фильм впервые в 1988 году, то конечно это выглядело необычно. Но когда в 2000 году на телевидении появилась отвратительная игра "Слабое звено", стало понятно куда нас решили двигать. На окончательный убой. Такого градуса агрессии и хамства у нас не было и в 1990-е. Теперь это обыденная норма поведения телевизионщиков и не только.
Но вернёмся к данному фильму. К 2017 году Соединённые Штаты превратились в тоталитарное полицейское государство после мирового экономического коллапса. Правительство умиротворяет население с помощью жестоких телешоу: самым популярным является "Бегущий человек", транслируемое игровое шоу, где преступники борются за свою жизнь как "бегуны", спасаясь от вооружённых наёмников, называемых "охотниками", чтобы заслужить помилование правительства и билет на тропический остров.
Капитан Бен Ричардс (Арнольд Шварцнеггер), пилот полицейского вертолёта, наблюдает за безоружным продовольственным бунтом в Бейкерсфилде, Калифорния. Ему приказывают открыть по ним огонь, но он отказывается. Тогда его "однополчане" скручивают его, а сами выполняют приказ. Но СМИ обвиняют именно Ричардса в расстреле 60 человек, и его отправляют в концентрационный лагерь. Полтора года спустя он сбегает с двумя другими заключёнными, Гарольдом Вайсом (Марвин Макинтайр) и Уильямом Лафлином (Яфет Котто), находя убежище в лагере бойцов сопротивления во главе с их лидером Миком (Мик Флитвуд). Группа сопротивления стремится захватить сеть вещания ICS, чтобы разоблачить ложь правительства. Ричардс отказывается помогать (ещё бы!), а затем направляется в квартиру своего младшего брата Эдварда, только чтобы обнаружить, что сейчас её занимает некая Эмбер Мендес (Мария Кончита Алонсо), композиторша, и что его брата отправили в лагерь для "перевоспитания".
С пропуском Мендес, Ричардс взяв её в заложницы, собирается пройти на самолёт, чтобы бежать на Гавайи, но его арестовывают в аэропорту, когда Мендес предупреждает службу безопасности. Тем временем Деймон Киллиан (Ричард Доусон), основатель и генеральный директор корпорации ICS и ведущий "Бегущего человека", очарован физической силой Ричардса и "печально известной репутацией" безумца-убийцы.
Киллиан принуждает Ричардса к участию в шоу, угрожая взять вместо него Лафлина и Вайсса. Мендес видит новостной репортаж, в котором говорится, что Ричардс стрелял в людей в аэропорту, что, как она знает, не соответствует действительности. В начале "Бегущего человека" Ричардса на ракетных санях доставляют в игровую зону -заброшенную часть Лос-Анджелеса, разделённую на четыре сектора. Киллиан отказывается от своей сделки и также отправляет в игру Лафлина и Вайсса. Сначала на них нападает охотник "Профессор Сабзиро" (Тору Тонака), но Ричардс удушает его куском ограждения из колючей проволоки, и это первый случай, когда охотник погибает в телешоу.
Мендес находит оригинальные неотредактированные кадры расстрела мирных людей до того, как её ловят и тоже отправляют в игровую зону, где она присоединяется к трём другим участникам. Затем Киллиан запускает сразу двух охотников, Пилу (Гас Ретвиш) и Динамо (Эрланд Ван Лидт), для охоты на четырёх бегунов.
Вайс понимает, что правительственная станция спутниковой связи, которую искало подпольное сопротивление, находится на арене игрового шоу. Динамо убивает Вайса электрическим током, как только он взламывает систему безопасности спутника, но Мендес запомнила код доступа. Пила смертельно ранит Лафлина, но Ричардс разрезает охотника пополам его же собственной бензопилой. Затем Ричардс выводит Динамо из строя, но не убивает, что поражает зрителей в студии. В прямом эфире Киллиан предлагает Ричардсу роль охотника, от которой разъярённый Ричардс отказывается.
Преследуемая "Огненным Шаром" (Джим Браун), охотником с огнемётом и реактивным ранцем, Мендес находит трупы предполагаемых прошлых "победителей" шоу, понимая, что все обещания шоу о помиловании ложны. Ричардс спасает Мендес и убивает охотника с огнемётом. Сразу после этого пара натыкается на командный пункт Мика.
Теперь, когда зрители уже болеют за Ричардса, а не за охотников, Киллиан просит "Капитана Свободу" (Джесси Вентура), охотника на пенсии и любимца фанатов, присоединиться к действу. Когда тот со страхом отказывается сражаться, телеканал публикует смонтированные старые кадры с кадрами из сегодняшнего телешоу, на которых "Капитан Свобода" якобы убивает Ричардса и Мендес. "Убитые" видят это по телевизору. Ричардс теперь от безысходности готов атаковать здание ICS вместе с бойцами сопротивления. Используя коды доступа, они транслируют оригинальные кадры расстрела мирной толпы в Бейкерсфилде и погибших бегунов, чтобы разоблачить Киллиана и ложь правительства. Бойцы сопротивления сражаются с силами безопасности ICS.
Затем Ричардс противостоит Киллиану, который отчаянно умоляет о пощаде. Но тот сажает Киллиана в сани с ракетным двигателем и выбрасывает его в игровую зону с такой скоростью, что сани врезаются в изображение самого Киллиана на рекламном щите и взрываются, убивая его. Пока зрители празднуют, Ричардс воссоединяется с Мендес, покидая студию из-за отключения сети вещания.
В общем "американская демократия" ликует. В отличие от французского фильма, здесь всё бессмысленно и карикатурно. Герой Шварцнеггера никакой не герой. Просто когда не было выхода, он сменил команду. У него нет никаких взглядов, суждений, нравственных ценностей. Намёки на них нам коряво попытались показать в начальной сцене, где он отказывается выполнять прямой приказ руководства. Наверное его папа тоже сопротивлялся и не хотел участвовать в блокаде города на Неве. Именно так же смешно и нелепо это смотрится в фильме.
А в целом всё самое худшее продолжает воплощаться в реальность на наших глазах. Мы не открываем новые миры во Вселенной с целью дружбы и обменом опытом, как мы мечтали в советской эпохе, а мы уничтожаем свой собственный мир, свою планету и своё будущее изо дня в день. Причём делаем это так равнодушно, что это приводит в ужас...