В Екатеринбурге неизвестные осквернили и повредили захоронение участников группы Игоря Дятлова, погибших 65 лет назад в Ивдельском районе Свердловской области. Захоронение расположено на старинном екатеринбургском Михайловском кладбище. Об ответственности за подобные действия мы поговорили с доцентом кафедры уголовного права УрГЮУ Данилом Сергеевым.
Статья 244 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за повреждение или осквернение мест захоронения и надмогильных сооружений. Под повреждением понимается причинение надмогильным сооружениям (памятникам) восстановимого вреда, а под осквернением — совершение безнравственных и циничных действий, например, нанесение оскорбительных надписей, рисунков и символов. Как видно, действия неизвестных (или неизвестного) подпадают под объективную сторону преступления «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Санкция ч. 1 указанной статьи предусматривает возможность назначения наказания в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года.
Примечательно, что более всего была повреждена фотография Семена Золотарева, захороненного отдельно от других участников группы Дятлова, его могила находится на Ивановском кладбище. Однако отсутствие под оскверненным надмогильным сооружением непосредственно тела С. Золотарева не исключает квалификацию содеянного по указанной статье, так как памятник установлен над коллективным захоронением, соответственно, повреждение или осквернение любой его части будет оцениваться как повреждение всего захоронения.
Что касается нанесения на надмогильном сооружении запрещенной символики, то, при установлении мотивов национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, содеянное может быть квалифицировано по п. «б» ч. 2 ст. 244, предусматривающей ответственность до пяти лет лишения свободы.
Могила группы Дятловых не отнесена к объектам историко-культурного значения. В случае, если бы она имела такой статус, то ответственность за его повреждение наступала бы по ст. 243 УК РФ, а оскорбление места захоронения требовало бы дополнительной квалификации по ст. 244 УК РФ.