Когда-то давным-давно, когда села Усть-Сема ещё не было, через Катунь была оборудована Камлакская паромная переправа. В 1934 году было принять решение, что паром – это несовременно, надо построить мост. И мост был построен, после чего была написана нижеприведённая статья.
Автор статьи: Начальник работ Соловьев
Название статьи: Первый мост через реку Катунь
Опубликовано: газета «Красная Ойротия», 30 марта 1935 года, стр. 4.
Текст статьи:
Паромные переправы на Чуйском тракте мешают бесперебойному движению. Одна из них через реку Ишу была успешно ликвидирована в прошлом году. В 1935 г. должны быть ликвидированы остальные две паромных переправы на Усть-Семе и Ине.
К сооружению первого моста через реку Катунь на Усть-Семе было приступлено вплотную с первого января текущего года. К этому сроку было выполнено всего 16 проц. всех работ по строительству моста.
После замерзания реки второго января 1934 года широко развернулись строительные работы, забивка свай велась в три смены. Сваи в опорах и ледорезах были забиты на глубину от 2 до 7 метров. Там, где сваи пошли на глубину меньше, чем 3 метра вокруг опор опущены ряжи с заброской камнем для создания большей устойчивости. Вокруг ледорезов по тем же соображениям опущены такие же ряжи с заброской камнем. Ледоход на Катуни на этом месте ничего опасного не представляет, так как впереди стоящие камни Семинского порога служат незаменимыми природными ледорезами и размельчают лед на мелкие льдины, которые свободно пройдут 30-метровые пролеты моста.
Построенным мост общей длиной по настилу 256 метров состоит из балочной части длиной 50 метров на 8 опорах и остальных 206 метров перекрытых 7 пролетами ферм Гау на 8-свайных опорах защищенных рядом впереди стоящих ледорезов.
Усть-семинский мост через реку Катунь закончен в рекордно-короткий срок. В этом заслуга чуйского отдельного пункта Сиблага НКВД, а также других участников строительства; мехбазы Шосдора, изготовившей все металлические детали, мунинского промколхоза «Красное знамя», давшего строительству 400 кубометров высокосортного пиломатериала, шебалинского аймлесхоза в короткий срок давшего строительству 600 кл. высокосортного круглого леса с вывозкой на место постройки моста.
Успешное окончание постройки семинского моста обеспечено большевистским руководством ойротского обкома ВКП(б), облисполкома, исключительным вниманием к строительству со стороны секретаря обкома ВКП(б) ТОВ. ХАБАРОВА П. С. и председателя ойротского облисполкома ТОВ. САФРОНОВА, которые оказывали повседневную помощь строительству моста.
Рапорт пленуму облисполкома
УПРАВЛЕНИЕ ДОРОГИ БИЙСК – КОШ-АГАЧ РАПОРТУЕТ ПЛЕНУМУ ОЙРОТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА О ДОСТИГНУТОЙ ПОБЕДЕ НА ФРОНТЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ПОД РУКОВОДСТВОМ ОБКОМА ВКП(б) И ОБЛИСПОЛКОМА В РЕКОРДНО-КОРОТКИЙ СРОК ПОСТРОЕН ПЕРВЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КАТУНЬ НА УСТЬ-СЕМЕ ДЛИНОЙ 256 МЕТРОВ, ВЫСОТОЙ 12 МЕТРОВ, НАЧАТЫЙ СТРОИТЕЛЬСТВОМ 15 ДЕКАБРЯ 1934 Г. 30 МАРТА ОТКРЫВАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ПО НОВОМУ МОСТУ.
КОЛЛЕКТИВ СТРОИТЕЛЕЙ ЗАВЕРЯЕТ ПЛЕНУМ, ЧТО СЛЕДУЮЩИЙ СЛОЖНЫЙ ПОДВЕСНОЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КАТУНЬ НА ИНЕ БУДЕТ ВЫСТРОЕН ТАКЖЕ УСПЕШНО, ТЕМ САМЫМ БУДЕТ ЛИКВИДИРОВАНА ПОСЛЕДНЯЯ ПАРОМНАЯ ПЕРЕПРАВА НА ЧУЙСКОМ ТРАКТЕ. НАЧАЛЬНИК РАБОТ СОЛОВЬЕВ.
Мои комментарии:
- Это был самый первый в истории мост через Катунь. После того, как в 1959 году рядом с ним был построен железобетонный мост, деревянный мост был разобран. Теперь от него остались только сваи. Кроме того, остался бывший посёлок мостостроителей. Теперь это – село Усть-Сема.
- Мост был построен удивительно быстро. Стройка началась 15 декабря 1934 года, а уже 30 марта 1935 года открылось движение по новому мосту. Иными словами, движение по мосту открылось в тот самый день, когда была опубликована эта статья.