Найти тему

Статья про постройку самого первого в истории моста через реку Катунь

Оглавление
Тот самый мост. Лучшего фото найти не удалось. Фото скопировано из журнала «Сибирские Огни», № 3 за 1937 год.
Тот самый мост. Лучшего фото найти не удалось. Фото скопировано из журнала «Сибирские Огни», № 3 за 1937 год.

Когда-то давным-давно, когда села Усть-Сема ещё не было, через Катунь была оборудована Камлакская паромная переправа. В 1934 году было принять решение, что паром – это несовременно, надо построить мост. И мост был построен, после чего была написана нижеприведённая статья.

Автор статьи: Начальник работ Соловьев

Название статьи: Первый мост через реку Катунь

Опубликовано: газета «Красная Ойротия», 30 марта 1935 года, стр. 4.

Текст статьи:

Паромные переправы на Чуйском тракте мешают беспе­ребойному движению. Одна из них через реку Ишу была ус­пешно ликвидирована в прош­лом году. В 1935 г. должны быть ликвидированы остальные две паромных переправы на Усть-Семе и Ине.

К сооружению первого моста через реку Катунь на Усть-Семе было приступлено вплотную с первого января текущего года. К этому сроку было выполнено всего 16 проц. всех работ по строительству моста.

После замерзания реки второ­го января 1934 года широко развернулись строительные рабо­ты, забивка свай велась в три смены. Сваи в опорах и ледоре­зах были забиты на глубину от 2 до 7 метров. Там, где сваи пошли на глубину меньше, чем 3 метра вокруг опор опущены ряжи с заброской камнем для создания большей устойчивости. Вокруг ледорезов по тем же со­ображениям опущены такие же ряжи с заброской камнем. Ледо­ход на Катуни на этом месте ничего опасного не представляет, так как впереди стоящие камни Семинского порога слу­жат незаменимыми природными ледорезами и размельчают лед на мелкие льдины, которые свободно пройдут 30-метровые пролеты моста.

Построенным мост общей длиной по настилу 256 метров состоит из балочной части дли­ной 50 метров на 8 опорах и остальных 206 метров перекры­тых 7 пролетами ферм Гау на 8-свайных опорах защищенных рядом впереди стоящих ледоре­зов.

Усть-семинский мост через реку Катунь закончен в рекорд­но-короткий срок. В этом заслуга чуйского отдельного пунк­та Сиблага НКВД, а также дру­гих участников строительства; мехбазы Шосдора, изготовившей все металлические детали, мунинского промколхоза «Красное зна­мя», давшего строительству 400 кубометров высокосортного пило­материала, шебалинского аймлесхоза в короткий срок давше­го строительству 600 кл. высокосортного круглого леса с вы­возкой на место постройки моста.

Успешное окончание построй­ки семинского моста обеспече­но большевистским руководст­вом ойротского обкома ВКП(б), облисполкома, исключительным вниманием к строительству со стороны секретаря обкома ВКП(б) ТОВ. ХАБАРОВА П. С. и пред­седателя ойротского облисполко­ма ТОВ. САФРОНОВА, которые оказывали повседневную помощь строительству моста.

Рапорт пленуму облисполкома

УПРАВЛЕНИЕ ДОРОГИ БИЙСК – КОШ-АГАЧ РАПОРТУЕТ ПЛЕ­НУМУ ОЙРОТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА О ДОСТИГНУТОЙ ПОБЕДЕ НА ФРОНТЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ПОД РУКОВОДСТВОМ ОБКОМА ВКП(б) И ОБЛИСПОЛКОМА В РЕКОРДНО-КОРОТКИЙ СРОК ПОСТРОЕН ПЕРВЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КАТУНЬ НА УСТЬ-СЕМЕ ДЛИНОЙ 256 МЕТРОВ, ВЫСОТОЙ 12 МЕТРОВ, НАЧАТЫЙ СТРОИ­ТЕЛЬСТВОМ 15 ДЕКАБРЯ 1934 Г. 30 МАРТА ОТКРЫВАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ПО НОВОМУ МОСТУ.

КОЛЛЕКТИВ СТРОИТЕЛЕЙ ЗАВЕРЯЕТ ПЛЕНУМ, ЧТО СЛЕ­ДУЮЩИЙ СЛОЖНЫЙ ПОДВЕСНОЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КАТУНЬ НА ИНЕ БУДЕТ ВЫСТРОЕН ТАКЖЕ УСПЕШНО, ТЕМ САМЫМ БУДЕТ ЛИКВИДИРОВАНА ПОСЛЕДНЯЯ ПАРОМНАЯ ПЕРЕПРАВА НА ЧУЙСКОМ ТРАКТЕ. НАЧАЛЬНИК РАБОТ СОЛОВЬЕВ.

Мои комментарии:

  1. Это был самый первый в истории мост через Катунь. После того, как в 1959 году рядом с ним был построен железобетонный мост, деревянный мост был разобран. Теперь от него остались только сваи. Кроме того, остался бывший посёлок мостостроителей. Теперь это – село Усть-Сема.
  2. Мост был построен удивительно быстро. Стройка началась 15 декабря 1934 года, а уже 30 марта 1935 года открылось движение по новому мосту. Иными словами, движение по мосту открылось в тот самый день, когда была опубликована эта статья.