Офранцуженный сарафан

259 прочитали

«Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана», — так мемуарист П.Г. Дивов комментировал грядущее изменение дамского придворного костюма в первой половине XIX века.

Официальный указ императора Николая I об утверждении нового образца церемониального наряда вышел в феврале 1834 года и был внесен в Свод законов Российской империи.

Покрой парадного костюма позволял именовать его «русским». Наряд формировался из трех частей: верхнее распашное платье из бархата со шлейфом, длинными откидными рукавами и открытой проймой надевалось на нижнее, состоящее из лифа и юбки. Впоследствии такие туалеты именовали в свете «шлейфами-сарафанами», или тренами. Первоначально нижнее платье имело корсаж из белого атласа с короткими рукавами и широкую атласную юбку, линия рукава была спущена, декольте открывало плечи. С середины XIX века сильно приталенный лиф-корсаж с большим вырезом и откидными рукавами стали шить из бархата и дополнять вставкой из белого атласа на груди. Цвет лифа гармонировал с тоном съемного бархатного шлейфа, а атласная вставка спереди на корсаже — с белой атласной юбкой.

Придворное одеяние получило в России определение «офранцуженного сарафана», так как соединяло стилизованные черты старинного национального наряда и элементы французского платья, пришедшего в дамский гардероб в начале XVIII века. Костюм дополнял особенный головной убор: «повойник, или кокошник, с вуалем» для замужних дам и «повязка с вуалем» для девиц придворного звания. Длина бархатного шлейфа определялась рангом дамы; самые длинные выполняли для императриц, они достигали трех-четырех метров.

Первый коронационный шлейф-сарафан, сшитый по «канону» 1834 года, был создан в 1856 году к церемонии коронации императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Коронационное платье можно увидеть в Оружейной палате.

© Музеи Московского Кремля