Автор Elci.
Существует теория, что каждая эпоха имеет Zeitgeist — дух времени, создающий характерную узнаваемую эстетику в самых разных областях, от высокого искусства до бытовых привычек. В конце XIX века подобным универсализмом обладал стиль ар-нуво: знаменитые изогнутые линии господствовали решительно во всех жанрах. Текучий силуэт платьев Поля Пуаре рифмуется с ракушечными завитками в дизайне домов Антонио Гауди и с растительными мотивами ювелирных украшений Рене Лалика. Всемирная выставка в Париже в 1900 году демонстрировала современникам триумф ар-нуво во всех областях — от архитектуры и дизайна интерьера до женской моды и танца. Самая известная танцовщица Лои Фуллер демонстрировала там свое искусство в специальном павильоне со световыми эффектами, и развевающиеся при движении волнистые складки ее шелков стали символом La Belle Époque.
Признанными красавицами в стиле ар-нуво были драматические актрисы Сара Бернар и Лили Лангтри, обладательница греческого профиля и объект поклонения Оскара Уайльда. Знаменитые актрисы становятся учительницами хорошего вкуса для своих поклонниц. Один из таких уроков красоты — использование макияжа в повседневной жизни и уход за кожей. Слово «make-up» утрачивает отрицательную коннотацию, и если раньше броский макияж считался верной приметой куртизанок, то теперь использовать косметику начинают дамы из приличного общества. В конце XIX века появляются новые косметические средства, и производство косметики становится массовым.
С легкой руки актрис в дамский арсенал входят жидкая пудра, румяна, черная тушь и губная помада. Уже в 1880-е годы Сара Бернар красит губы алым, а в 1884 году фирма Guerlain начинает первое коммерческое производство губной помады, которая продается в шелковой обертке и наносится кисточкой (металлический цилиндр для помады изобретут позже, в 1915 году). Руководства по макияжу конца XIX века пестрят ссылками на искусство театрального грима. Одна из авторов таких трактатов, Элла Флетчер, советует, прежде чем наносить пудру и румяна, смазать лицо чистым белым вазелином или кольдкремом: «Это хорошо известный прием в театральном гриме, чтобы защитить кожу от вредных последствий макияжа». Актрисы делятся секретами красоты на страницах женских журналов и позируют для рекламы косметики. Звезда «Комеди Франсез» Сесиль Сорель снимается в рекламе «жемчужной пудры», а Сара Бернар рекламирует рисовую — La Diaphane.
В честь Сары Бернар называется одна из сложных причесок в греческом стиле, модная в 1880-е годы, а ее рецепт косметической ванны пользуется бешеной популярностью:
Ингредиенты:
2 фунта ячменя
1 фунт риса
6 фунтов пшеничных отрубей
2 фунта овсяной муки
¼ фунта лаванды
Кипятить указанную смесь в течение часа в 2 литрах воды, полученный отвар процедить. Добавить немного питьевой соды (не более чайной ложки) и щепотку буры.
Красавица эпохи ар-нуво отличалась экстравагантностью, которая достигалась за счет искусственности образа. Апофеозом такой искусственности стал образ актрисы Мари Темпест, которая исполняла ведущие роли в комических операх в Лондоне:
Мари Темпест невыразимо искусственна и божественно поверхностна, от изящной шляпки на ее нарядной головке до рыжеватых волн ее волос, от капризных завитков возле ее капризных ушей до непослушного вида ее непослушной юбки… Она абсолютный сплав тела и души, чудесный союз всех чувств, все у нее работает в полном порядке, от первого волоска до последней ресницы, это постоянный бурлящий триумф тщательно рассчитанной гармонии, точного дизайна и безупречной симметрии.
Экстравагантные манеры были присущи и великосветским дамам. Так, маркиза Луиза Казати отличалась любовью к метаморфозам и постоянно удивляла поклонников экспериментами над собой. Вслед за княгиней Бельджойозо она продолжала традицию неоготической, "болезненной красоты". Маркиза отличалась худобой и высоким ростом (180 см), красила в огненно-медный оттенок пышные волосы и капала в глаза белладонну, чтобы добиться эффекта расширенного зрачка. Она пользовалась только белой пудрой: «Белая пудра ложилась на ее сухую кожу как пыльца», по словам Габриэле д’Аннунцио, причем с годами
оттенок ее пудры становился все светлее: маркиза добивалась поистине мертвенной бледности, на фоне которой горели изумрудным огнем глаза, обведенные угольно-черными кругами, — круги начинались от самых бровей и доходили до резко обозначенных скул. На веки Луиза накладывала индийскую тушь и наклеивала полоски черного бархата .
Она жила в Венеции и любила прогуливаться полуобнаженной по площади Сан-Марко в компании двух гепардов в бриллиантовых ошейниках и с живой змеей. Маркиза заказывала платья по эскизам Льва Бакста, шила наряды у Поля Пуаре и Мариано Фортуни, а на балах появлялась в изысканных маскарадных костюмах. Страсть к экстравагантности приводила к трагическим инцидентам:
Маркиза Казати решила выступить в роли электрифицированного святого Себастьяна. Она должна была появиться в доспехах, пронзенных стрелами; а на каждую стрелу насадили массу звезд, и всем им полагалось загореться в момент выхода… Но едва костюм включили в розетку, как случилось короткое замыкание, и вместо того, чтобы вспыхнуть тысячей звезд, маркиза получила электрический шок и опрокинулась навзничь. К балу она так и не оправилась, лишь прислала хозяину записку „Весьма сожалею“.
Начало XX века — эпоха обретения женщинами новой свободы в плане передвижения (та же маркиза Казати носилась по окрестностям на «роллс-ройсе»). На смену статичному и скромному викторианскому идеалу «ангел в доме» приходит образ спортивной мобильной женщины, которая выходит из дома и активно осваивает новые пространства. Если раньше дама могла позволить себе разве что верховую езду, да и то сидя боком в неудобной амазонке, то теперь она с легкостью передвигается на высоких скоростях, используя различные виды техники. В книге «Умение хорошо одеваться» (1914) дан впечатляющий перечень костюмов для скоростных видов спорта:
Костюм для авиации.
Отважных женщин, способных подняться на дирижабле или аэроплане, еще пока немного; те же, которые на это рискнут, должны надеть юбку кюлотт, очень узкую, чтобы ветер не мог раздувать ее, пальто из драпа или кожи и мягкую шляпу или капор; плотно привязанный вуаль, обмотанный на шее, чтобы он не развевался.
Автомобильный костюм.
Здесь самое главное — пальто и шляпа. Под пальто можно надеть и простой дорожный костюм, и элегантное платье. Больше всего помните, что надо одеваться тепло: быстрота движения, ветер — как легко простудиться! Кроме того, нужно защитить себя от пыли. В холодные дни под пальто надевают узкую кожаную куртку. Для защиты головы от ветра и пыли удобен капор из меха или фетра, покрытый густой синей или зеленой вуалью, совершенно закрывающий голову и обмотанный вокруг шеи. Эти цвета предохраняют зрение.Очки надеваются на вуаль. Необходимо надевать на булавки предохранители, чтобы не поранить нечаянно своего спутника при внезапном толчке. Обувь может быть обычная, но для долгой поездки лучше надевать плотные чулки и кожаные ботинки. Кожаные перчатки, серые или коричневые, смотря по цвету пальто, дополняют костюм.
В конце XIX века в моду вошли велосипедные прогулки, и это произвело революцию в дамской моде. Традиционный дамский наряд был мало приспособлен для езды на велосипеде: подол цеплялся за колесо, жесткий корсет впивался в ребра. Постепенно для таких поездок стала появляться специальная одежда — юбки с длинными разрезами спереди и сзади, которые надевались поверх бриджей. К разрезам иногда пришивались пуговицы, чтобы юбку можно было застегнуть после прогулки. Велосипедистки также носили широкие юбки со складками, прикрывающими ноги: демонстрировать лодыжки в то время все еще считалось неприличным. 25 февраля 1896 года англичанка Элис Байгрейв запатентовала специальную юбку со шнурами, которую можно было приподнять и закрепить во время езды. Кроме того, любительницы велопрогулок стали носить специальные щадящие модели корсетов — более широкие и короткие, чем обычные, с каркасом из проволоки вместо китового уса и дышащие благодаря системе отверстий.
Автор руководства по хорошему тону «Женщина дома и в обществе» замечает, что в настоящее время предпочтение отдается духам, обладающим запахом одного цветка. Смешанные запахи — скажем, фиалка и роза — менее востребованы. Популярные духи этой эпохи — «Японская сирень», «Ландыш», «Амо». Выбор марки духов зависит от обстоятельств:
Для вечерних выездов на балы и в театр употребляют духи „Японская сирень“ или же „Альпийский ландыш“. Для концертов, лекций, собраний — „Цикламен белый“, „Альпийская фиалка“, „Идеал“, „Тамариск“, „Семис-де-Флер“. Для домашнего приема и деловых посещений рекомендуются духи „Пассифлора“, „Брюэра“.
Выбор духов зависел от цвета волос их хозяйки:
Блондинки употребляют больше запах фиалок, ландыша, гиацинта, между тем как брюнетки предпочитают запахи розы, цикламена, жасмина, хризантемы.
Декольтированные платья были в моде, и оттого женщины очень тщательно подходили к выбору формы декольте в зависимости от типа лица и фигуры. Говорили, что глубокое декольте идет только женщинам с высокой грудью и длинным овалом лица. Небольшое круглое декольте, напротив, советовали маленьким женщинам с шаловливым, лукавым, смеющимся личиком. Остроконечная форма выреза считалась универсальной. Поскольку грудь была на виду, женщинам рекомендовали специальные меры по уходу за бюстом и гримировке:
Прежде нежели приступить к гримировке бюста, спину и плечи тщательно вымывают, вытирают досуха и, в зависимости от качества кожи, втирают соответствующий крем. Когда крем втерт, весь излишек его удаляется ватой или полотенцем, и дают коже отдохнуть полчаса для того, чтобы краснота от втирания прошла. Затем приступают к наведению на верхней части грудных желез жилок, соответствующих естественному направлению поверхностных кожных вен. Для наведения вышеупомянутых жилок употребляется „Крейон Нереид“ № 121 . Жилки должны быть наводимы очень деликатно и в небольшом количестве. После окончания этой манипуляции приступают к накладыванию белил или наложению пудры. Из пудр рекомендуется пудра „Лакте“ № 35, из белил — лосьон „Ариадна“ № 52. Как пудру, так и белила накладывают равномерным слоем на грудь, плечи и спину таким образом, чтобы все это сливалось с цветом шеи и лица и представляло одно целое. "Женщина дома и в обществе". М., 1912.
Пожилым дамам порой приходилось пускаться на хитрости, ведь декольте было обязательным элементом туалета на придворных балах:
Старая императрица Германии Августа, супруга Вильгельма I, вынуждена была прибегнуть к гриму и велела сделать себе восковые плечи, которые и носила, прикрепляя их к шее посредством колье. Конечно, этой остроумной идеей сейчас же воспользовались в Европе, и в результате на императорских, королевских и великокняжеских приемах настоящие мраморные плечи молодых женщин очутились по соседству… с восковыми плечами их бабушек. "Умение хорошо одеваться". М., 1914.
Автор и особенно кошка Матрешка, принимающая деятельное участие в написании текстов автора, будут рады небольшим донатам для стимуляции творческого процесса, их можно закидывать сюда: 2202201059082095, это номер нашей с Мотрей карты, нам будет приятно ;).
И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой
ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно: t.me/...rik.