Найти в Дзене
ТыжИсторик

Легко ли быть красоткой La Belle Époque?

Автор Elci.

Портрет Сары Бернар. Картина Жоржа Кларина. 1876 год. Фото из открытых источников
Портрет Сары Бернар. Картина Жоржа Кларина. 1876 год. Фото из открытых источников

Существует теория, что каждая эпоха имеет Zeitgeist — дух времени, создающий характерную узнаваемую эстетику в самых разных областях, от высокого искусства до бытовых привычек. В конце XIX века подобным универсализмом обладал стиль ар-нуво: знаменитые изогнутые линии господствовали решительно во всех жанрах. Текучий силуэт платьев Поля Пуаре рифмуется с ракушечными завитками в дизайне домов Антонио Гауди и с растительными мотивами ювелирных украшений Рене Лалика. Всемир­ная выставка в Париже в 1900 году демонстрировала современникам триумф ар-нуво во всех областях — от архитектуры и дизайна интерьера до женской моды и танца. Самая известная танцовщица Лои Фуллер демонстрировала там свое искусство в специальном павильоне со свето­выми эффектами, и развевающиеся при движении волнистые складки ее шелков стали символом La Belle Époque.

Лои Фуллер на сцене. Фото из открытых источников
Лои Фуллер на сцене. Фото из открытых источников

Признанными красавицами в стиле ар-нуво были драматические актрисы Сара Бернар и Лили Лангтри, обладательница греческого профиля и объект покло­нения Оскара Уайльда. Знаменитые актрисы становятся учительницами хоро­шего вкуса для своих поклонниц. Один из таких уроков красоты — использова­ние макияжа в повседневной жизни и уход за кожей. Слово «make-up»  утра­чивает отрицательную коннотацию, и если раньше броский макияж считался верной приметой куртизанок, то теперь использовать косметику начинают дамы из приличного общества. В конце XIX века появляются новые косметиче­ские средства, и производство косметики становится массовым.

Портрет Лили Лангтри. Картина Джорджа Фрэнсиса Майлза. 1884 год. Фото из открытых источников
Портрет Лили Лангтри. Картина Джорджа Фрэнсиса Майлза. 1884 год. Фото из открытых источников

С легкой руки актрис в дамский арсенал входят жидкая пудра, румяна, черная тушь и губная помада. Уже в 1880-е годы Сара Бернар красит губы алым, а в 1884 году фирма Guerlain начинает первое коммерческое производство губной помады, которая продается в шелковой обертке и наносится кисточкой (металлический цилиндр для помады изобретут позже, в 1915 году). Руковод­ства по макияжу конца XIX века пестрят ссылками на искусство театрального грима. Одна из авторов таких трактатов, Элла Флетчер, советует, прежде чем наносить пудру и румяна, смазать лицо чистым белым вазелином или кольд­кремом: «Это хорошо известный прием в театральном гриме, чтобы защитить кожу от вред­ных последствий макияжа». Актрисы делятся секретами красоты на страницах женских журналов и позируют для рекламы косметики. Звезда «Комеди Фран­сез» Сесиль Сорель снимается в рекламе «жемчужной пудры», а Сара Бернар рекламирует рисовую — La Diaphane.

Реклама пудры La Diaphane. Художник Жюль Шере. 1890 год. Фото из открытых источников
Реклама пудры La Diaphane. Художник Жюль Шере. 1890 год. Фото из открытых источников

В честь Сары Бернар называется одна из сложных причесок в греческом стиле, модная в 1880-е годы, а ее рецепт косметической ванны пользуется бешеной популярностью:

Ингредиенты:
2 фунта ячменя 
1 фунт риса
6 фунтов пшеничных отрубей
2 фунта овсяной муки
¼ фунта лаванды 

Кипятить указанную смесь в течение часа в 2 литрах воды, полученный отвар процедить. Добавить немного питьевой соды (не более чайной ложки) и щепотку буры.

Красавица эпохи ар-нуво отличалась экстравагантностью, которая достигалась за счет искусственности образа. Апофеозом такой искусственности стал образ актрисы Мари Темпест, которая исполняла ведущие роли в комических операх в Лондоне:

Мари Темпест невыразимо искусственна и божественно поверхностна, от изящной шляпки на ее нарядной головке до рыжеватых волн ее волос, от капризных завитков возле ее капризных ушей до непослуш­ного вида ее непослушной юбки… Она абсолютный сплав тела и души, чудесный союз всех чувств, все у нее работает в полном порядке, от пер­вого волоска до последней ресницы, это постоянный бурлящий триумф тщательно рассчитанной гармонии, точного дизайна и без­упречной симметрии.
Мари Темпест. Фотография Александра Бассано. 1884 год. Фото из открытых источников
Мари Темпест. Фотография Александра Бассано. 1884 год. Фото из открытых источников

Экстравагантные манеры были присущи и великосветским дамам. Так, маркиза Луиза Казати отличалась любовью к метаморфозам и постоянно удивляла поклон­ников экспериментами над собой. Вслед за княгиней Бельджойозо она продолжала традицию неоготической, "болезненной красоты". Маркиза отли­ча­лась худобой и высоким ростом (180 см), красила в огненно-медный отте­нок пышные волосы и капала в глаза белладонну, чтобы добиться эффекта рас­ши­ренного зрачка. Она пользовалась только белой пудрой: «Белая пудра ложи­лась на ее сухую кожу как пыльца», по словам Габриэле д’Аннунцио, при­чем с годами

оттенок ее пудры становился все светлее: маркиза добивалась поистине мертвенной бледности, на фоне которой горели изумрудным огнем глаза, обведенные угольно-черными кругами, — круги начинались от самых бровей и доходили до резко обозначенных скул. На веки Луиза накладывала индийскую тушь и наклеивала полоски черного бархата .

Она жила в Вене­ции и любила прогуливаться полуобнаженной по площади Сан-Марко в ком­пании двух гепардов в бриллиантовых ошейниках и с живой змеей. Маркиза заказывала платья по эскизам Льва Бакста, шила наряды у Поля Пуаре и Ма­риано Фортуни, а на балах появлялась в изысканных маскарад­ных костюмах. Страсть к экстрава­гантности приводила к трагическим инцидентам:

Маркиза Казати решила выступить в роли электрифицирован­ного свя­того Себастьяна. Она должна была появиться в доспехах, пронзенных стрелами; а на каждую стрелу насадили массу звезд, и всем им полага­лось загореться в момент выхода… Но едва костюм включили в розетку, как случилось короткое замыка­ние, и вместо того, чтобы вспыхнуть тысячей звезд, маркиза получила элек­три­ческий шок и опро­кинулась навзничь. К балу она так и не оправилась, лишь прислала хозя­ину записку „Весьма сожалею“.
Маркиза Луиза Казати со своей борзой. Картина Джованни Болдини. 1908 год
Маркиза Луиза Казати со своей борзой. Картина Джованни Болдини. 1908 год

Начало XX века — эпоха обретения женщинами новой свободы в плане пере­движения (та же маркиза Казати носилась по окрестностям на «роллс-ройсе»). На смену статичному и скромному викторианскому идеалу «ангел в доме» приходит образ спортивной мобильной женщины, которая выходит из дома и активно осваивает новые пространства. Если раньше дама могла позволить себе разве что верховую езду, да и то сидя боком в неудобной амазонке, то теперь она с легкостью передвигается на высоких скоростях, используя различные виды техники. В книге «Умение хорошо одеваться» (1914) дан впечатляющий перечень костюмов для скоростных видов спорта:

Костюм для авиации.
Отважных женщин, способных подняться на дирижабле или аэро­плане, еще пока немного; те же, которые на это рискнут, должны надеть юбку кюлотт, очень узкую, чтобы ветер не мог раздувать ее, пальто из драпа или кожи и мягкую шляпу или капор; плотно привязанный вуаль, обмотанный на шее, чтобы он не развевал­ся.
Одна из первых женщин-пилотов Раймонда де Ларош за штурвалом биплана. Около 1910 года. Фото из открытых источников
Одна из первых женщин-пилотов Раймонда де Ларош за штурвалом биплана. Около 1910 года. Фото из открытых источников
Автомобильный костюм.
Здесь самое главное — пальто и шляпа. Под пальто можно надеть и простой дорожный костюм, и элегантное платье. Больше всего пом­ните, что надо одеваться тепло: быстрота движения, ветер — как легко простудиться! Кроме того, нужно защитить себя от пыли. В хо­лод­ные дни под пальто надевают узкую кожаную куртку. Для защи­ты головы от ветра и пыли удобен капор из меха или фетра, покрытый густой синей или зеленой вуалью, совершенно закрывающий голову и обмо­танный вокруг шеи. Эти цвета предохраняют зрение.Очки надеваются на вуаль. Необходимо надевать на булавки предохра­нители, чтобы не поранить нечаянно своего спутника при внезапном толчке. Обувь может быть обычная, но для долгой поездки лучше надевать плотные чулки и кожаные ботинки. Кожаные перчатки, серые или коричне­вые, смотря по цвету пальто, дополняют костюм.
Мужчина помогает подтолкнуть автомобиль. Фотография Уильяма Джеймса. Около 1900 года. Фото из открытых источников
Мужчина помогает подтолкнуть автомобиль. Фотография Уильяма Джеймса. Около 1900 года. Фото из открытых источников

В конце XIX века в моду вошли велосипедные прогулки, и это произвело револю­цию в дамской моде. Традиционный дамский наряд был мало приспо­соблен для езды на велосипеде: подол цеплялся за колесо, жесткий корсет впивался в ребра. Постепенно для таких поездок стала появляться специаль­ная одежда — юбки с длинными разрезами спереди и сзади, которые надева­лись поверх бриджей. К разрезам иногда пришивались пуговицы, чтобы юбку можно было застегнуть после прогулки. Велосипедистки также носили широ­кие юбки со складками, прикрывающими ноги: демонстрировать лодыжки в то время все еще считалось неприличным. 25 февраля 1896 года англичанка Элис Байгрейв запатентовала специальную юбку со шнурами, которую можно было приподнять и закрепить во время езды. Кроме того, любительницы вело­прогулок стали носить специальные щадящие модели корсетов — более широ­кие и короткие, чем обычные, с каркасом из проволоки вместо китового уса и дышащие благодаря системе отвер­стий.

Девушки на велосипедной прогулке в окрестностях Скенектади. Около 1900 года. Фото из открытых источников
Девушки на велосипедной прогулке в окрестностях Скенектади. Около 1900 года. Фото из открытых источников

Автор руководства по хорошему тону «Женщина дома и в обществе» замечает, что в настоящее время предпочтение отдается духам, обладающим запахом одного цветка. Смешанные запахи — скажем, фиалка и роза — менее востребо­ваны. Популярные духи этой эпохи — «Японская сирень», «Ландыш», «Амо». Выбор марки духов зависит от обстоятельств:

Для вечерних выездов на балы и в театр употребляют духи „Япон­ская сирень“ или же „Альпийский ландыш“. Для концертов, лекций, собраний — „Цикламен белый“, „Альпийская фиалка“, „Идеал“, „Тама­риск“, „Семис-де-Флер“. Для домашнего приема и деловых посещений рекомендуются духи „Пассифлора“, „Брюэра“.

Выбор духов зависел от цвета волос их хозяйки:

Блондинки употре­бляют больше запах фиалок, ландыша, гиацинта, между тем как брюнетки предпо­читают запахи розы, цикламена, жасмина, хризантемы.
Реклама духов Rodo. Художник Альфонс Муха. 1896 год. Фото из открытых источников
Реклама духов Rodo. Художник Альфонс Муха. 1896 год. Фото из открытых источников

Декольтированные платья были в моде, и оттого женщины очень тщательно подходили к выбору формы декольте в зависимости от типа лица и фигуры. Говорили, что глубокое декольте идет только женщинам с высокой грудью и длинным овалом лица. Небольшое круглое декольте, напротив, советовали маленьким женщинам с шаловливым, лукавым, смеющимся личиком. Остро­конечная форма выреза считалась универсальной. Поскольку грудь была на виду, женщинам рекомендовали специальные меры по уходу за бюстом и гримировке:

Прежде нежели приступить к гримировке бюста, спину и плечи тщательно вымывают, вытирают досуха и, в зависимости от качества кожи, втирают соответствующий крем. Когда крем втерт, весь излишек его уда­ляется ватой или полотенцем, и дают коже отдохнуть полчаса для того, чтобы краснота от втирания прошла. Затем приступают к на­ве­дению на верхней части грудных желез жилок, соответствующих есте­ственному направлению поверхностных кожных вен. Для наведения вышеупомянутых жилок употребляется „Крейон Нереид“ № 121  . Жил­ки должны быть наво­димы очень деликатно и в небольшом коли­че­стве. После окончания этой манипуляции приступают к накладыва­нию белил или наложению пудры. Из пудр рекомендуется пудра „Лакте“ № 35, из бе­лил — лосьон „Ариадна“ № 52. Как пудру, так и белила наклады­ва­ют равномерным слоем на грудь, плечи и спину таким образом, чтобы все это сливалось с цветом шеи и лица и пред­ставляло одно целое. "Женщина дома и в обществе". М., 1912.
Камилла Клиффорд в декольтированном платье. Фотография Альфреда Эллиса. Около 1905 года. Фото из открытых источников
Камилла Клиффорд в декольтированном платье. Фотография Альфреда Эллиса. Около 1905 года. Фото из открытых источников

Пожилым дамам порой приходилось пускаться на хитрости, ведь декольте было обязательным элементом туалета на придворных балах: 

Старая импе­ратрица Германии Августа, супруга Вильгельма I, вынуждена была прибегнуть к гриму и велела сделать себе восковые плечи, которые и носила, прикрепляя их к шее посред­ством колье. Конечно, этой остроумной идеей сейчас же вос­пользова­лись в Европе, и в резуль­тате на императорских, королевских и вели­ко­княжеских приемах настоящие мраморные плечи молодых женщин очути­лись по соседству… с восковыми плечами их бабушек. "Умение хорошо одеваться". М., 1914.

Автор и особенно кошка Матрешка, принимающая деятельное участие в написании текстов автора, будут рады небольшим донатам для стимуляции творческого процесса, их можно закидывать сюда: 2202201059082095, это номер нашей с Мотрей карты, нам будет приятно ;).

Когда надумала худеть к лету, но что то пошло не так...
Когда надумала худеть к лету, но что то пошло не так...

И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно: t.me/...rik.