Найти тему
Невыдуманные истории

«Земли Тамбовския похвало»: священномученик протоиерей Михаил Петрович Алабовский. (1874 – 1937).

Михаил Петрович Алабовский появился на свет в селе Саюкино Димитровщинской волости Тамбовского уезда в семье псаломщика Петра Васильевича Алабовского. Семья жила трудно и уже в 9 лет Мишу определили в Тамбовское Духовное училище, где он пребывал на казенном обеспечении. После окончания училища он поступил в Тамбовскую Духовную академию. Порядки в ней держались «классические», то есть уроки нужно было учить наизусть, а нерадивые подвергались порке розгами. Несмотря на то, что система эта впоследствии была заклеймена как реакционная и подвергалась бесчисленным издевательствам и насмешкам, из Тамбовской семинарии выходили лица, которые становились знаменитыми проповедниками.

На каникулы домой Миша отправлялся чаще всего без гроша в кармане, и вместе со всеми занимался полевыми работами: косил, пахал, возил снопы, молотил. Тяжелый физический труд был для него привычным с детства.

В 1893 году при поддержке Совета попечительства бедных воспитанников семинарии Михаил был зачислен в Киевскую Духовную Академию. Учился Михаил средне, по многим предметам стояло «хорошо», то есть «тройки». Скорее всего, сказывалась нехватка времени, ведь он постоянно был вынужден подрабатывать.

В том же 1893 году в Киеве было основано Киевское религиозно – просветительское общество (КРПО), вобравшее в себя весь цвет киевского духовенства. Студент Алабовский так же стал членом Общества, где познакомился со священниками Иоанном Мельниковским и Константином Терлецким.

Настоятель Федоровской церкви на Лукьяновке Константин Петрович Терлецкий разглядел в молодом студенте задатки будущего пастыря, организаторские способности, склонность к ежедневной напряженной, часто неблагодарной, приходской работе. К этому времени Алабовский уже заканчивал Академию, написав кандидатское сочинение на тему «Благотворно – преобразующее воздействие христианской религии на людей как факт, доказывающий Божественное её происхождение», заслужившее высокие оценки преподавателей Академии. После окончания Академии по совету своего старшего друга и учителя Терлецкого Михаил Петрович решил заняться живой просветительской деятельностью, став с января учителем Александро – Николаевской школы при новоустроенной Макарьевской церкви. Слушателями его чтений и бесед были, в основном, «жители Юрковицы, бедные ремесленники, солдаты ближайших войсковых частей». С марта 1899 года Михаил Алабовский стал священником новой, только что построенной церкви в Юрковице.

В августе того же года из канцелярии Обер – Прокурора Синода пришло письмо, определяющее отца Михаила на должность инспектора в Тульскую Духовную Семинарию. Но молодой священник отказался – моральный долг перед Терлецким и КРПО не позволили ему бросить начатое дело просвещения Юрковицы.

По инициативе отца Михаила на Юрковице в начале января 1902 года было организовано Свято - Макариевское приходское братство. Цели братства состояли в утверждении в местном приходе православной христианской веры; заботе о благолепии приходского храма; о домах для церковного причта и нуждах школы; попечении о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожанах. В том же 1902 году по инициативе супруги М. Алабовского под эгидой братства был открыт детский дневной приют (детский сад), созданный для воспитания детей в религиозно – нравственном духе. К середине 1907 года приют насчитывал уже 4209 детей. Позже, в годы войны, в Киеве усилиями Алабовского и местного отдела союза Русского Народа был организован детский приют св. княгини Ольги и в память П. А. Столыпина, рассчитанный на проживание 50 – ти сирот русских воинов, председателем которого стал также отец Михаил.

В апреле 1905 года отец Михаил понес страшную потерю – от сыпного тифа скончался его друг и учитель Константин Петрович Терлецкий. Отец Михаил остался наедине с тяжелейшими проблемами. Своему семейству К. П. Терлецкий не оставил никаких средств и оно оказалось в тяжелейшем материальном положении. Но отец Михаил не оставил семью своего друга и она благополучно пережила тяжелые годы.

Начавшаяся революционная смута 1905 – 1907 годов заставила отца Михаила принять участие в политических событиях. Обеспокоенные смутой, прихожане Макарьевской церкви отправили Государю Императору обращение, в котором говорилось:

  • Великий Государь! Мы, жители старого града Киева, прихода Свято – Макарьевской церкви, местности Верхней Юрковицы, помолились Творцу Вселенной о здравии Твоем и Твоей царственной семьи. Великий Государь! Прими горячую благодарность верноподданного Твоего народа за Твою великую заботу о нас…Осмеливаемся заверить Твое Царское Величество, что смута производится не народом, а кучкой злых людей, врагов России… Не сомневаемся, что, если бы Ты спросил все 40 тысяч православных приходов всей земли русской, то они высказали Тебе те же свои задушевные чувства и убеждения.

В феврале 1906 года от Государя пришел ответ: «Искренне всех благодарю».

В это время отец Михаил принял самое активное участие в патриотическом движении. Он стал членом Русского Собрания (РС), куда был принят по личному ходатайству председателя РС князя Дмитрия Петровича Голицына – Муравлина. В начале октября 1906 года отец Михаил принял участие в работе Третьего Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве. Перед закрытием съезда он от имени киевских женщин благословил делегатов нательными образками св. Архистратига Михаила на ленточках национальных цветов.

Отец Михаил долгое время исполнял обязанности председателя Киевского губернского отдела Союза Русского Народа (КГО СРН), а накануне февральского переворота возглавил отдел. Он часто выступал перед киевскими монархистами с речами и докладами. В июне 1907 года на собрании Крещатиковского отдела СРН отец Михаил произнес блестящую речь «Не в силе Бог, а в правде». Провозгласив «вечную память» графу Алексею Павловичу Игнатьеву, бывшему киевскому генерал – губернатору, отец Михаил указал, что «революционный террор дошел в наши дни до крайней степени, до гнусной попытки посягнуть на священную особу Государя Императора, Верховного Охранителя Церкви и Вождя Отечества, провозгласил здравицу Царю – Батюшке». Провозглашенная здравица была встречена одушевленным «Ура!» Собрание так же послало всеподданнейшую телеграмму Государю.

Михаил Алабовский и братство занимались не только «приземленными» приходскими вопросами, но и ставили перед собой цели всероссийского масштаба:

  • У нас нет серьезного общественного мнения не только по церковным, но и по другим разнообразным вопросам государственной жизни… Если мы, пастыри, не возьмемся за дело организации народной массы, объединив её в приходах, то придут иные деятели, с иным знаменем и увлекут её в противоположную сторону. Если бы со всех концов России раздавался дужный голос православных приходов, какую внушительную картину представил бы этот подлинный голос народа и какой противовес нашли бы в нем обычные теперь злоупотребления голосом народа.

Удивительную прозорливость проявил отец Михаил – вскоре и на самом деле пришли «иные деятели», причинив страшные бедствия российскому народу. Да и сейчас его слова остаются актуальными, только некому уже заняться делом объединения приходов…Вместо этого наши правители усиленно ищут «национальную идею», позабыв, что она никуда и не пропадала…

В сентябре 1907 года отец Михаил, будучи уже маститым иереем и общественным деятелем, определяется законоучителем фундуклеевской гимназии и настоятелем домовой церкви в честь св. Марии Магдалины.

В 1915 году за активную просветительскую деятельность отец Михаил получил сан протоиерея. Он по – прежнему сотрудничал с КРПО, где являлся членом Совета и часто выступал с докладами. Кроме того, он являлся членом Киевского попечительства (с 1910 г.), преподавал Закон Божий в Киевской женской трехклассной торговой школе им. Н. А. Терещенко, был членом Совета Киевского женского училища Духовного Ведомства (1909 – 1914), законоучительствовал в Юрковицком городском приходском училище (1898 – 1906).

Во время Первой Мировой войны значение Киева как прифронтового города возросло. Имеющееся в городе Константиновское военное училище уже не могло удовлетворить потребности фронта в кадровых офицерах. В июне 1915 года произошла закладка ещё двух училищ – Николаевского пехотного и артиллерийского. Здания для них ещё строились, но штаты были уже сформированы; место законоучителя в пехотном училище было предложено протоиерею Михаилу Алабовскому.

Всего через год с небольшим – осенью 1916 года – училища были построены. 30 октября их посетил Государь Император Николай ІІ и отцу Михаилу выпала честь встретить Императора приветственной речью.

В условиях активизации врагов Самодержавия отец Михаил принимал усилия к объединению всех монархических организаций Киева. Он был участником Совещания монархистов в Петрограде 21 – 23 ноября 1915 года, на котором был избран членом руководящего органа Черной сотни – Совета Монархических Съездов.

Революционные события 1917 года превратили место служения отца Михаила в настоящий «боевой пост». Во многом благодаря его усилиям в Николаевском пехотном училище удалось сохранять дисциплину до конца 1917 года, за что Алабовский был отмечен благословением Св. Синода. Домовая Александринская церковь была преобразована в приходскую, благодаря чему просуществовала до 1920 года.

Во времена богоборческой власти протоиерей Михаил Алабовский долгое время служил в Киеве, будучи до 22 декабря 1935 года настоятелем Крестовоздвиженской церкви Александровской слободки на Чоколовке.

Но и на этом большевистские нелюди не остановились - октябре 1937 года отец Михаил был арестован сотрудниками Управления НКВД УССР по Киевской области. Показания свидетелей оригинальностью не отличались. Вот, например, что показал некий А. П. Синицын:

  • …Под видом молитв Алабовский собирает крестьян, ведет активную контрреволюционную работу по выборам в советы…Алабовский неоднократно оскорбительно отзывался по адресу партии и советской власти: «Когда - то я жил прекрасно, имел большие доходы, а теперь свободно молиться не дают, издеваются над нами».

На очных ставках Михаил Петрович своей вины не признал, но следователи этого и не требовали. Обвинительное заключение было чудовищным и одновременно глупым по своему содержанию:

  • Алабовский М.П. является попом, который под видом отправления религиозных обрядов занимается контрреволюционной работой. Будучи связан с контрреволюционным элементом поселка, Алабовский систематически ведет агитацию против колхозов, заявляет: «Советская власть – это еврейская власть, а колхозы – это ярмо для крестьян, и дураки те, которые работают в них, а евреи все поедают, а вы получаете за ваш труд ничего». Когда по Ирпеню и Буче проходила подписка трудящихся о закрытии церкви, Алабовский предпринимал контрреволюционные меры и открыто заявлял: «Кто будет подписываться о закрытии церкви, тот будет расстрелян новой властью, которая придет на смену Советской власти». В последнее время в связи с выборами в Верховный Совет Алабовский М.П. вместе с контрреволюционным кулацким элементом принимал меры к выдвижению контрреволюционеров в Верховный Совет из числа антисоветских сил. Наряду с этим он неоднократно в оскорбительной форме выражался против руководителей партии и Советского Правительства.

Постановление тройки при Управлении НКВД УССР по Киевской области от 8 декабря 1937 года отец Михаил Петрович Алабовский был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 21 декабря 1937 года.

Так, мученической смертью закончилась земная жизнь Михаила Петровича Алабовского – замечательного священника и выдающегося русского патриота.

В 1981 году он был канонизирован в сонме новомучеников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Замечательны слова из тропаря, посвященного замечательному пастырю – патриоту Михаилу Петровичу Алабовскому:

  • Земли Тамбовской похвало, светильник Божественного дарования во граде Киеве приемый, к сему же и дар проповедничества, просвещения и воспитания стяжавый, за чистоту веры в годину лютую пострадавый, отче Михаиле, моли Христа Бога помиловати страну Российскую и подвинути на подвиг покаяния.

Добавить к этим словам нечего. Вот только слов покаяния пока что – то не слышно…