Найти тему

Быть молодым ученым: Денис Клементьев

Преподаватель факультета технологий и бизнеса, аспирант кафедры технологии и сервиса Денис Клементьев исследует особенности формирования структуры и свойств конструкционных легированных сталей после лазерного микроструктурирования и поверхностного термического упрочнения различных деталей машин. В интервью для рубрики «Быть молодым ученым» Денис рассказал о том, кто вдохновил его на научную деятельность и что приносит радость в статусе преподавателя.

Я осознал, что занимаюсь наукой на 1-ом курсе аспирантуры. Но узнал я про различные направления технических наук ещё во время моего обучения в магистратуре. Преподавателем различных дисциплин технической направленности был доктор технических наук, профессор Гвоздев Александр Евгеньевич, – который и дал мне понимание того, что есть другая область, не связанная с педагогической и образовательной деятельностью, в том числе и в высшей школе. В рамках учебного процесса Александр Евгеньевич старался привлекать меня к проведению различных экспериментов, анализу и систематизации полученных результатов, написанию научных статей. Считаю, что мотивационные разговоры с профессором Гвоздевым Александром Евгеньевичем, благоприятная атмосфера и дружественный коллектив кафедры технологии и сервиса и стали основополагающим звеном для моего желания начать путь научно-исследовательской деятельности и самого поступления в аспирантуру соответственно.

Был момент, когда я хотел всё бросить. На втором году обучения произошло событие, которое остановило меня, да и не только меня. Оно перевернуло мою научно-исследовательскую деятельность. В 2022 году не стало моего научного руководителя, человека, открывшего мне путь в науку, Александра Евгеньевича Гвоздева. Для продолжения научно-исследовательской деятельности и обучения в аспирантуре молодому ученому просто необходима поддержка и опора в лице старшего, опытного ученого. В моём случае им стал Минаев Игорь Васильевич. Он занимался ответвленной тематикой того, что мы изучали с Александром Евгеньевичем. Сыграл фактор малого знакомства и недопонимания с обеих сторон. Но общие интересы сближают, особенно проведение научных экспериментов и получение положительных результатов.

В Технопарке универсальных педагогических компетенций
В Технопарке универсальных педагогических компетенций

Я не завершил свою научно-исследовательскую деятельность, в первую очередь, в память об Александре Евгеньевиче. Он был настоящим Человеком с большой буквы, профессионалом своего дела. Многому меня научил. Второе —это максимальная вовлеченность в процесс изучения лазерного воздействия на поверхностные слои различных деталей машин. Активная работа с научной литературой, систематизация и анализ полученных результатов и, как итог, написание научных статей положительно сказывались на психологическом состоянии и желании продолжать заниматься начатым делом. И ещё один немаловажный фактор. Во времена своего обучения, ещё до поступления в аспирантуру, я начал работать в нашем университете. В начале учебным мастером с постепенным повышением своей квалификации, далее перешел на преподавательскую деятельность, которая и стала моей профессией. В данный момент участвую в конкурсе избрания на должность старшего преподавателя кафедры технологии и сервиса. Всё это тяжкий труд. Не хотелось взять и бросить. Мне действительно по душе исследовательская и педагогическая деятельность. Всегда задавал себе вопрос: «А зачем тогда всё это было нужно?».

Достойным итогом своей научно-исследовательской деятельности и обучения я считаю защиту кандидатской диссертации. Моё обучение в стенах Университета Льва Толстого началось ещё в далеком 2011 году: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Здесь прошли прекрасные годы жизни: одногруппники, друзья, коллеги – всё было замечательно. Степень кандидата технических наук, научное звание доцента – это было бы, по моему мнению, самым замечательным завершением всего срока обучения.

В детстве у меня, как и многих детей моего возраста и окружения, были исследовательские задатки. Как же не изучить внутреннее строение червяка, не построить очистительную систему из песка, угля и камешков? Мне было интересно изучить окружающий меня мир – какой он есть.

Во время интервью
Во время интервью

В статусе преподавателя я ощущаю свой личностный рост. И конечно же не хочется подвести старших коллег, которые смогли отыскать в том несмышлёном молодом человеке потенциал и предложили работать вместе с ними, преподавать. В начале, естественно, было непросто, особенно это отражалось в минимальной разнице возраста между мной и моими студентами, но в дальнейшем недопонимание ушло. Конечно, их результаты обучения в контексте преподаваемой мной дисциплины и полученные знания – это важный критерий педагогической деятельности. Но то, как они отзываются о тебе, тоже немаловажный показатель. Так как обратная связь, даже негативная, позволяет развиваться, дает мотивацию к дальнейшим действиям, показывает, что все это не в пустую.

В статусе молодого ученого мне нравится, что он в принципе существует. А выражается это в многочисленной финансовой поддержке губернатора и правительства Тульской области, нашего университета в лице его руководства, родного факультета и, конечно же, моих коллег с кафедры технологии и сервиса. Мне очень нравится осознавать, что наше правительство вывело статус аспиранта и молодого ученого на такой высокий уровень.

На занятии со студентами
На занятии со студентами

Суть моего исследования: выбор пал на общедоступную и широко используемую конструкционную легированную сталь. Вместе с командой мы решили изучить лазерное микроструктурирование и влияние лазерного поверхностного термического упрочнения на эксплуатационные свойства, работоспособность и износостойкость различных деталей машин, например, звездочек цепных передач как на наших с вами велосипедах. Данный вид обработки является менее затратным в плане различных ресурсов: денежных, временных, человеческих. Таким образом, с помощью уже полученных оптимальных настроек лазерного комплекса, мы имеем возможность повысить физико-механические свойства поверхностного слоя наших деталей, например, сделать его более твердым, также имеем возможность регулировать шероховатость поверхности и залечивать небольшие дефекты (трещины). Основополагающим берем фактор ресурсосбережения.

Свободное время – это выходные дни, когда бабушка забирает внуков в гости. Они и я несказанно рады. Свою научно-исследовательскую и педагогическую деятельность я стараюсь не «приносить» домой. Так как здесь необходим только любящий муж и отец, а не аспирант и преподаватель. Скажу честно, в это свободное время я стараюсь ничего не делать. Полежал — и уже хорошо. Считаю, что иногда надо совсем ничем не заниматься. Это же моё свободное время.

Награждение аспирантов
Награждение аспирантов

Наставление молодым ученым – знать, помнить и понимать, что данный статус — это не только ты сам, но ещё и твой научный руководитель, коллектив, который тебя окружает, коллеги, друзья и, конечно же, знакомства в научных кругах. Быть молодым ученым единолично практически невозможно. Научная задумка, идея – замечательно, но обязательно нужен профессиональный совет, грамотный руководитель. Необходим человек, который поддержит, подскажет, поможет, скажет: «Ты молодец. Но давай сделаем это чуть по-другому. Мы с тобой справимся».