Найти тему

Быть молодым ученым: Евгений Цой

Преподаватель факультета технологий и бизнеса, аспирант кафедры технологии и сервиса Евгений Цой исследует причины и закономерности разрушения различных материалов. В интервью для рубрики «Быть молодым ученым» Евгений рассказал, какие научные провалы случаются и что служит его личной мотивацией для научной и преподавательской деятельности в университете.

Я осознал, что занимаюсь наукой, после того как поступил в аспирантуру. Мои научные руководители предвидели мое поступление и не спеша втягивали меня в научную деятельность. Когда я получил статус аспиранта, тогда уже пришло осознание, что я стал молодым ученым.

В детстве задатков исследователя я за собой не замечал. Но из рассказов родителей можно сделать вывод, что у меня с раннего возраста проявлялись способности преподавателя. Я постоянно старался научить младших всему, что знал и умел сам. Это проявлялось во время учебы, на спортивных тренировках и в свободное время на улице.

Моя семья – преподавательская династия. Бабушка была учителем химии и биологии, дедушка – учителем физики и математики, дядя – учился на историческом факультете нашего университета, а двоюродный дедушка, Петр Ильич Цой, отличился больше всех. В память о нем на 12-ом учебном корпусе ТулГУ установлена мемориальная доска.

Петр Ильич Цой доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Преподавал в Тульском педагогическом и Тульском государственном университете, написал более 100 научных работ и подготовил 14 кандидатов наук. Область его научных интересов — теория излучения и дифракции звуковых волн.
На паре со студентами
На паре со студентами

Между учеными и творческими людьми есть различия. Конечно, есть профессиональная деформация, и она накладывает свой отпечаток на личность человека. При этом есть большое количество примеров, когда великие деятели совмещали несколько разных направлений. Мало кто знает, но великий полководец Александр Суворов писал стихи. Своим студентам всегда в пример ставлю Леонардо Да Винчи, успешно совмещавшего творчество с инженерно-исследовательской деятельностью. Отличный, на мой взгляд, образец гармонично развитого человека.

Я исследую различные материалы и то, как, почему и из-за чего они разрушатся, если из них сделать какие-либо ответственные детали и конструкции. Например, опоры моста, деталь двигателя авиационной техники, нефтегазовый трубопровод. Сегодня мы разрабатываем измерительный прибор, который будет выявлять у металлических изделий дефекты, их количество и близость данных изделий к предельным состояниям.

Заседание Совета молодых ученых и специалистов Тульской области
Заседание Совета молодых ученых и специалистов Тульской области

Сейчас я работаю над тем, чтобы собрать достаточное количество информации о дефектных состояниях новых материалов. Мы изготавливаем образцы и проводим испытания. На основе полученных данных можно делать выводы о том, где и как можно применять изделия, произведенные из них.

У меня не бывало таких моментов, чтобы я хотел все бросить. Если взялся за дело – надо его закончить. На данный момент я задался целью защитить кандидатскую диссертацию. Не хочу загадывать, потому что сначала нужно достичь ближайшую цель, а потом уже думать о следующей. У нас на кафедре очень хорошая рабочая атмосфера, находясь в которой, я никогда не ловил себя на мысли о том, что хочу перестать заниматься своей деятельностью.

В статусе молодого ученого я вижу плюс в том, что есть окно возможностей в том научном направлении, в котором я работаю. Есть недостаток квалифицированных кадров, поэтому существует место для шага вперед. Самое главное – перспектива. Если она есть, то её нужно обязательно реализовывать.

Всемирный фестиваль молодежи в Сочи
Всемирный фестиваль молодежи в Сочи

С моим научным руководителем сложились хорошие теплые отношения с момента знакомства. С чем мне в жизни действительно повезло – это с наставниками. Все мои научные успехи и достижения – это во многом их заслуга.

Научные провалы бывают всегда. Зависит от того, что считать научным провалом. У меня ломалось оборудование, которое не купишь и не восстановишь. Оно было сделано нашими старшими коллегами и существовало в единственном экземпляре. Я так усердно с ним работал, что оно не выдержало. Поэтому сейчас разрабатываем новую модель следующего поколения.

В качестве преподавателя своей основной задачей считаю подготовку для вуза и страны квалифицированных кадров. Для меня это один из немногих способов, которым могу изменять мир вокруг себя в лучшую сторону. У меня высокие требования к выполнению поставленных мною задач. Случается так, что задание переделывает не один студент, а вся группа. Коллективная работа – то, чему я уделяю особое внимание. Индивидуальные навыки можно развивать самостоятельно и вне университета. Но по-настоящему большие цели достигаются только объединением единомышленников.

Выездная учеба актива, студенты факультета технологий и бизнеса
Выездная учеба актива, студенты факультета технологий и бизнеса

Талант педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы применять различные методы там, где это необходимо. Это зависит от студента, от дисциплины и от ситуации. Одни и те же подходы нельзя экстраполировать на всю деятельность, это неизбежно приводит к плохим результатам.

В свободное время я занимаюсь спортом: бокс, футбол, волейбол. В детско-юношеской спортивной школе «Металлург» я как спортсмен-инструктор помогаю тренировать ребят. Некоторые из них уже учатся в университете на факультете физической культуры. Также значительную часть моей жизни занимает музыка. У меня есть небольшая коллекция музыкальных инструментов и оборудование, в последнее время я начал экспериментировать со звукозаписью.

Последняя книга, которую я прочитал – «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина. Последние книги серии, на мой взгляд, гораздо скучнее первых. Но всё равно хочу узнать, чем все закончится.

Возле учебного корпуса №3
Возле учебного корпуса №3

Путь в науку нужно начать с построения взаимоотношений со своими преподавателями. Кто-то из них неизбежно станет вашим научным руководителем. Без этого все остальные ваши начинания будут иметь крайне маленькие шансы на успех.

Если бы не наука, то я сейчас скорее всего выполнял бы задачи в зоне СВО бок о бок со своими сослуживцами, с которыми мы вместе проходили срочную службу в воздушно-десантных войсках.

Окажись в прошлом, я бы никак не стал вмешиваться в свои решения. Если не пройти тот путь, то невозможно стать таким же, какой я сейчас. А меня устраивает то, каким я стал.