Найти в Дзене
CAR.RU

Эволюция селекторов АКПП: от «булавы» до «шайбы»

Оглавление

Еще несколько лет назад машину с автоматической трансмиссией можно было узнать по массивному рычагу переключения режимов. А сегодня современные автомобили имеют или небольшие джойстики с сенсорным управлением, или поворотную шайбу. Удобны ли новые устройства, и надежны ли в работе – сейчас оценим.

Фото: «CAR.RU»
Фото: «CAR.RU»

Традиционный рычаг – все аргументы

Среди всего разнообразия, классический рычаг конструкторы проектировали двух видов:

  • В виде рычага на центральном тоннеле – преимущественно;
  • В виде подрулевого переключателя – на американских автомобилях.

Подрулевое расположение было достаточно выгодно по нескольким соображениям:

  • Расположение «автомата» за двигателем позволяло конструкционно легко расположить тяги;
  • С учетом нечастого использования рычага, такое его расположение не мешало;
  • Высвобождалось место на центральном тоннеле для размещения третьего пассажирского места или дополнительных ниш для мелкой клади.

По американской методике производились даже отечественные автомобили. К примеру, ГАЗ-21 «Волга» имел модификацию с комбинацией – подрулевой рычаг и передний цельный диван.

-2

Из недостатков подрулевого рычага называют потенциальную возможность неожиданного переключения при активном рулении. Но водитель приспосабливался держать руки, чтобы рычаг не задевать.

Европейская школа внедрила практику с центральным расположением селектора. Это было более удобно и технически упрощало конструкцию.

Однако такая конструкция тоже имеет изъяны:

  • Закисание приводных тросов, в результате чего затрудняются переключения;
  • Прекращение работы коробки при перегорании предохранителя блокирующего замка.

С учетом дальнейших исследований, постепенно производители стали переходить на электронный тип устройств переключения.

Электронные селекторы и их особенности

При перемещении диска «шайбы» вокруг собственной оси, сигнал о выбранном режиме поступает в виде цифровой команды. Такая конструкция имеет ряд преимуществ:

  • Высокая скорость выполнения команды;
  • Отсутствие механических связей, а, значит, и признаков износа;
  • Малый занимаемый объем.
Фото: «CAR.RU»
Фото: «CAR.RU»

В результате технической модернизации, на центральном тоннеле удается размещать больше современных опций:

  • USB разъемы;
  • Площадку беспроводной зарядки смартфона;
  • Ниши для телефона, подстаканники;
  • Емкий бокс между сиденьями.

Селектор выполняется не обязательно в виде «шайбы». Это может быть небольшой джойстик или даже качающаяся шайба размером со спичечный коробок.

Главное, чтобы водитель видел, что коробка перешла в заданный режим работы. При этом, электронные устройства предотвращают включение незапланированного режима. Так, будет невозможно включение задней передачи, пока зафиксировано качение автомобиля вперед. Электроника просто не выполнит действие, которое противоречит заданному алгоритму.

-4

Возможны и другие автоматические действия. К примеру, режим «Р» включится автоматически, если будет открыта водительская дверь, а водитель нужное действие не выполнил.

Основное условие обеспечения бесперебойной работы электронных систем, не допускать попадания в них воды. Поэтому так важно избежать оставления машины на затопленной улице.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!