Земля на окраине города
Как только взялись за работу, в коридоре послышался голос девушки-секретарши:
- Быстренько на совещание!
- Ах, Аллах, собрание за собранием! – Зиля, которая дважды попила чаю, затем накрасилась, выразила недовольство. – Что за бесконечные совещания?
Сотрудники начали строить догадки:
- Интересно, почему ведет себя так, словно начался пожар?
- Может быть, Фарвазу дали звание, он вроде говорил, что должны на днях присвоить.
- Ах, да-да! Сколько лет уже бегает за званием! Говорят, что он недавно, взяв выходные, съездил по этому поводу в Москву.
- Да ладно, ему, наверное, имени, данной муллой, мало. Ради какого-то куска бумаги готов умереть, зачем это ему надо?
- Не скажи, он ведь заявил, что если получит звание, будет лечиться в больнице, где лежат одни министры. Оказывается, там врачи с больных пылинки сдувают.
- Быстренько на совещание! – строгий голос секретарши означал: «Поторопитесь!».
С грохотом закрыв двери, громко топая, весь народ зашагал в комнату, находившуюся в начале коридора. «Что за весть услышим?» думали все и смотрели на директора. Мухаммат Гарипович некоторое время разглядывал присутствующих и, искренне улыбаясь, сказал:
- Уважаемые коллеги, есть приятная новость. Сами знаете, городской совет проявляет большую заботу о нас. Для того, чтобы вы работали еще усерднее, старается создавать удобные условия. Мы все – творческие личности. Нашим сотрудникам выделяют землю на окраине города. Сейчас запрашивают список тех, кому нужен земельный участок. Мы сегодня же должны составить его и отвезти в горком.
От слов директора комната буквально ожила, у всех на лицах появилось подобие улыбки. А как же иначе! В организации много молодых, большинство приехали из деревень. Некоторые ютятся в общежитии в комнатах, площадь которых не больше туалета. Другие, потому как там не хватает мест, снимают углы, оплачивая за проживание стоимость коня.
В этот день про работу забыли, у всех на устах было лишь: «Землю дают! Землю дают!» Ходили из комнаты в комнату, делились радостью.
- Как здорово!
- Сейчас и квартиру не надо!
- Я записывался на специальную программу, пойду, вычеркну там себя из списка.
- Конечно, что может быть лучше свежих овощей, выращенных в собственном саду!
- Было бы здорово, если бы мы оказались соседями.
- Да, часто общались бы.
Некоторые поспешили сообщить родителям в деревню:
- Нам дают землю, начинайте готовить сруб.
После обеда все положили заявления на стол директора. Через несколько дней секретарша опять вышла в коридор и громко позвала:
- Быстренько на совещание!
Сотрудники, которые только этого и ждали, словно наперегонки, побежали в кабинет руководителя.
Директор, перевернув одну из бумаг, лежащих перед ним, начал говорить:
- Товарищи, я тщательно изучил все заявления. Каждый из вас заслуживает большой элитной квартиры в центре города. Однако, как вы и сами знаете, время сложное. Внесу ясность в вопрос о земле. Оказывается, нашему учреждению выделяют лишь один земельный участок. Каждый из вас мне дорог, как свои пять пальцев. Кому отдадим землю? Давайте, вместе посоветуемся.
У сотрудников, которые совсем недавно улыбались, чувствуя себя, будто уже на выделенном земельном участке построили дом и живут в нем, нахмурились лица.
- Конечно, когда дело касается нас, так и случается, - вздохнул кто-то.
- И не говори, работать – нам, а поощрения – другим.
- Успокойтесь, товарищи. Нам нельзя ронять свое достоинство. Мы не на рынке торгуем, надо решать, посоветовавшись, - руководитель стал успокаивать людей, которые начали выражать недовольство. – Я, товарищи, хочу остановиться на кандидатуре Батыра агая. Что бы ни говорили, он - самый старший в коллективе, сорок лет здесь гнет спину. С двумя сыновьями-подростками до сих пор живет в маленькой комнатке общежития.
- Да, я с Вами согласна, покачивая головой, сказала Зиля, соседка Батыра агая. – Он достоин этого. Всю жизнь был скромным, поэтому у него до сих пор нет квартиры.
От этих слов лицо Батыра агая становилось светлее и светлее. После этого казалось, что земля на окраине города непременно достанется ему. Однако остальные с этим мнением не спешили согласиться. Вдруг с яростью вскочила со своего места одна женщина.
- Почему берете и все наваливаете на одного и того же человека? – возмутилась она. – Не понимаю. Только в прошлом месяце Батыру агаю вручили самую большую награду республики! Пусть умеет довольствоваться! Надо же умерить свой аппетит.
Затем, глядя прямо в глаза на Батыра агая, «выпалила»:
- Вы же мужчина, почему все время прибедняетесь? На улице ходите что ли? Как бы то ни было, Вы в Советское время бесплатно получили комнату!
Ее слова подхватил кто-то другой:
- Правильно говорите, и я того же мнения. Нам надо заботиться о молодых. Что бы ни говорили, Батыр агай через два месяца выходит на пенсию, а молодым здесь работать и работать. Я, например, предлагаю кандидатуру Рината. Недавно женился, прекрасно трудится. Только вот бедняжке негде жить. Свою небольшую зарплату отдает за аренду жилья. Давайте, землю отдадим Ринату.
Зиля, которая недавно рьяно защищала Батыра агая, опять поднялась с места и начала возмущаться:.
- А Ринат сколько лет работает? Даже двух лет нет еще! Как говорят: «Голова вошла, а ноги еще нет»! Будет ли он работать дальше, или завтра же уйдет, куда глаза глядят. Получит землю и «тю-тю»! Знаем мы современную молодежь! Не будем торопиться с этим решением. Еще молод, успеет. В крайнем случае, землю отдадим Таслиме.
От этих слов лицо уже нахмурилось у Рината, который сидел в углу и улыбался.
- Действительно, правильно говорите, почему эта мысль сразу не пришла в голову? – встала на защиту Таслимы женщина, которая сидит с ней в одной комнате. – Нет кандидатуры, более подходящей, чем Таслима. Во-первых, она у нас работает давно. Во-вторых, живет в маленькой комнате в общежитии, откуда ее грозятся выселить. В-третьих, она одна воспитывает двух детей.
После этих слов женщина, пристально глядя то на директора, то на сослуживцев, развела руками и спросила:
- Теперь подумайте, кому же нужно отдать участок, как не Таслиме?
В это время встала с места заведующая отделом Гулия и заговорила:
- Уважаемые товарищи, кажется, мы все поддаемся эмоциям. Здесь же собрались высокоинтеллектуальные люди. Нам нужно смотреть на жизнь с реальной точки зрения. Скажем, отдадим участок Таслиме. Но ведь это не означает, что дело с концом. Надо обрабатывать землю, построить дом. Конечно, я уважаю Таслиму. К своим обязанностям она относится ответственно, добродушная. Однако я сомневаюсь в том, что она сможет освоить этот земельный участок. На одну зарплату растит двух детей, как она сможет построить дом? Это же не шалаш какой-нибудь соорудить! Только вчера «клянчила» ходила, не могла найти деньги для выплаты кредита. Есть и другая сторона медали: если человек в положенное время не построит дом и не начнет жить в нем, администрация отберет земельный участок. Тогда какая польза нашей организации?
Затем Гулия приблизилась к руководителю и продолжила:
- Я с Вами не совсем согласна. По какому принципу Вы выделяете землю? Для получения участка обязательно быть молодым или одной воспитывать двоих детей? И я выполняю те же обязанности, что и все, и у меня есть двое детей. Да, у меня есть муж. Но разве я виновата в том, что другие не имеют мужей? Моя квартира находится рядом с большой дорогой, днем и ночью слышен гул машин, шумно, пыльно. Все это вредит здоровью детей. Неужели у них нет права расти на свежем воздухе?
Собрание, начавшееся в приподнятом настроении, могло продолжаться бог знает сколько, но всех остановил категоричный голос директора.
- Товарищи, успокойтесь, я всех выслушал, теперь послушайте меня, - произнес он. – Давайте не будем друг – другу портить настроение, договоримся мирно. Вообще, наш коллектив отличается трудолюбием и дружностью. В министерстве нас понимают, стараются как-то облегчить нашу жизнь. На днях получим современную технику стоимостью в несколько миллионов рублей, ожидаются симпатичные премиальные. Все это делается не для меня, а с заботой о вас. И политика правительства ведется в этом направлении. Земельный участок на окраине города ведь – не последнее, главное - лед тронулся. А эту землю, все-таки, давайте отдадим нашему молодому орлу Ринату.
Хотя в мыслях и не соглашались с ним, никто не осмелился сказать ни одного слова против начальника. На следующий день все смотрели на Рината, как на волка, кто-то даже не ответил на его приветствие.
…Прошло более двух лет после этого собрания. Дом и баня, построенные по просьбе Рината его родственниками, уже начали гнить. А на днях секретарша снова вышла в коридор и громко объявила?
- Быстренько соберитесь на совещание!
Все с топотом зашагали в сторону кабинета директора. Руководитель вначале вежливо поздоровался, затем, покряхтев, заговорил:
- Уважаемые товарищи, для вас есть хорошая новость. Нам хотят выделить землю на окраине города, просят список тех, кому нужны участки…
Фото: zelengarden.ru
Перевод с башкирского Хурии Абызгилдиной