Найти в Дзене
Вечера у доктора

Что кроется за ВСД? И почему чаще всего это генерализованное тревожное расстройство

ВСД по моему мнению, это самая тяжелая болезнь (из неопасных) как для пациента, так и для врача первичного звена. Которую практически никак не вылечить без сильного желания и понимания пациента. В моей медицинской практике часто приходится сталкиваться с особым типом пациентов, которые приходят с обширными жалобами. Их может беспокоить слабость, боль в сердце, тахикардия, панические атаки, повышенная потливость, эпизоды потери сознания и не только. Увидев такого пациента, врач часто меняется в лице, ведь жалобы льются рекой, а времени на приём не так много, чтобы их выслушать и понять. Часто такие пациенты могут создать настоящие заторы у двери врача. Как можно скорее мы захотим победить тревожность впечатлительного пациента. Но внезапно и с уверенностью он будет твердить, что у него инфаркт. Ну как не дать такому человеку пройти ЭКГ? И да, мы обязаны это сделать. Исключать опасные состояния всегда необходимо. Другие пациенты хотят обследовать всё и вся, оставив за спиной все крите

ВСД по моему мнению, это самая тяжелая болезнь (из неопасных) как для пациента, так и для врача первичного звена. Которую практически никак не вылечить без сильного желания и понимания пациента.

В моей медицинской практике часто приходится сталкиваться с особым типом пациентов, которые приходят с обширными жалобами. Их может беспокоить слабость, боль в сердце, тахикардия, панические атаки, повышенная потливость, эпизоды потери сознания и не только.

Увидев такого пациента, врач часто меняется в лице, ведь жалобы льются рекой, а времени на приём не так много, чтобы их выслушать и понять. Часто такие пациенты могут создать настоящие заторы у двери врача.

Как можно скорее мы захотим победить тревожность впечатлительного пациента. Но внезапно и с уверенностью он будет твердить, что у него инфаркт.

Ну как не дать такому человеку пройти ЭКГ? И да, мы обязаны это сделать. Исключать опасные состояния всегда необходимо.

Другие пациенты хотят обследовать всё и вся, оставив за спиной все критерии жадного ОМС. Часто таким людям нет дела до окружающих, и они требуют прохождения вне очереди.

Как вы думаете, с каким диагнозом уйдёт человек с вышеописанным состоянием? У обычного врача-терапевта или невролога - с ВСД, у врача-психиатра - неизвестно, ведь вариантов крайне много и не всегда можно выставить генерализованное тревожное расстройство.

Да, сегодня мы обсудим наболевшую тему, диагноз ВСД. А точнее, расстройства вегетативной автономной нервной системы, с меткими кодами по МКБ-10: G90.8, G90.9 и.т.д., а также, я простыми словами, без всякой заумности расскажу вам о том, что такое генерализованное тревожное расстройство, как всем управляет вегетативная нервная система и как она устроена.

В большинстве своём, ВСД ставится пациентам с разнообразными тревожными расстройствами, которые лечатся психотерапевтами и психиатрами. Тем не менее, наиболее часто такие люди попадают к терапевту или к неврологу.

Ведь расстройство вегетативной НЕРВНОЙ системы. А значит лечить должен невролог.

Вегетативная нервная система - корень всех зол

Для начала, давайте разберемся, что такое вегетативная нервная система. Представьте колл-центр, который отвечает на звонки.

Обычно руководство даёт указания сверху, что необходимо сделать. Но вдруг, задачи больше не поступают.

Никто не следит за тем как выходят на работу сотрудники и как они справляются.

Колл-центр продолжает принимать звонки, но уже и не знает, что он должен ответить, он стал совсем независимым и либо отвечает на вызовы неправильно, либо не отвечает вовсе.

Тут то и начинаются проблемы.

Вегетативная нервная система автономна, она управляет нашей жизнедеятельностью независимо, именно она ускоряет сердцебиение, частоту дыхания в ответ на физическую нагрузку. Отвечает за повышение, снижение потоотделения, за то, как работает наш кишечник.

Как грамотный сотрудник колл-центра она выполняет все регламенты и указания нашего мозга.

Всего в вегетативной нервной системе есть 2 компонента - симпатический и парасимпатический. Симпатический компонент более известен как «борьба или бегство», а парасимпатический компонент — как «отдых и переваривание».

Один из главных центров вегетативной нервной системы расположен в продолговатом мозге. Главным посредником между ним и органами является всем известный блуждающий нерв, который стимулирует желудок и кишечник и позволяет сердцу отдохнуть. Второй центр находится в спинном мозге.

Итак, вы волнуетесь, пугаетесь, да что там, боитесь! Ваша миндалина в головном мозге чувствует ваши страхи, принимая сигналы из глаз и ушей, а затем участвует в активации гипоталамуса и, как следствие, в запуске системы, что вырабатывает адреналин и кортизол. Как итог, ускоряется сердцебиение, частота дыхательных движений, повышается уровень тревожности.

А теперь представьте, что эта система сломана и она срабатывает в моменты, когда она не должна работать - возникает паническая атака.

Могут появляться внезапные моменты тахикардии, боль в сердце, ваша симпатическая нервная система работает всё сильнее и уже простые сигналы могут мобилизовать организм в режим "бей и беги".

Парасимпатическая нервная система тоже может работать неправильно. Появляется склонность к запорам, расстройствам сна. Отдыхать становится всё тяжелее.

Этот процесс закрепляется в головном мозге, ломается система медиаторов и гормонов, нарушается выработка дофамина, серотонина, норадреналина и.т.д. и тут то и начинается закрепление всех этих симптомов.

И появляется оно - "генерализованное тревожное расстройство", которое очень часто прячется под маской ВСД.

Происходит хронизация состояния. Тревога набирает обороты.
Происходит хронизация состояния. Тревога набирает обороты.

Эту неведомую хворь можно определить с помощью специальных опросников. Например ГТР-7 (пройти его можно здесь). Есть специальные критерии, которые помогают врачам выставить такой диагноз.

К примеру:

Обязательным критерием является тревога (которую сложно контролировать) длительностью минимум шесть месяцев.

+ Есть 3 и более симптома из списка

Беспокойство, чувство возбуждения, быстрая утомляемость, трудности с концентрацией внимания, помутнение сознания. Повышенное мышечное напряжение, нарушения сна, раздражительность.

Важным фактором является и то, что тревога приводит к значительному ухудшению в социальной и профессиональной сферах и её нельзя никак объяснить хроническими заболеваниями.

Задача специалиста исключить такие состояния как гипотиреоз, депрессия, болезни сердца и многое другое, но это не значит, что нужно делать обследование всего и вся, и вестись на поводу у пациентов с ипохондрией и тревожностью.

Мозг и тело должны работать вместе
Мозг и тело должны работать вместе

-А что является причиной такого состояния?

Спросите вы

-А причин весьма много!

Это и стресс, и длительно текущая депрессия (которую нельзя упускать из виду) и генетическая предрасположенность.

Да, вы не ослышались, у родственников пациентов с тревожными расстройствами 25% вероятность развития схожих состояний.

Тяжелое детство, перенесенные болезни и даже употребление психоактивных веществ могут вести к ГТР, а диабет его усугублять.

И тут надо понять одну важную вещь. Это болезнь, это действительно нарушение функций мозга, нет, вы не становитесь каким-то ненормальным, нет, вы не шизофреник, но лечить такое состояние всё-же должен психотерапевт или психиатр. Невролог может лишь оказывать содействие.

Да что там, мы даже диагноз такой выставить не можем! И будем ставить ВСД, ведь мы не психиатры.

Но надо понять. Такое состояние лечится и не нужно его бояться. В настоящее время есть отличные препараты, которые помогут снять повышенную тревожность, а когнитивно-поведенческая терапия творит настоящие чудеса.

Поэтому, если вдруг у вас ипохондрия, повышенная тревожность, нарушения вегетативной нервной системы и в карте стоит диагноз - ВСД, и вы уже прошли десятый курс нейрометаболов по типу мексидола, винпоцетина и.т.д.

Подумайте, а не генерализованное тревожное ли у вас расстройство.

По статистике, ВОЗ генерализованное тревожное расстройство в какой-то момент жизни поражает около 3,6% населения мира. А это весьма много...