Найти в Дзене
Спорт РИА Новости

"Американцы и мы деградируем друг без друга": интервью тренера фигуристов о дочери Тутберидзе и разрыве с Линичук

Оглавление
   Диана Девис, Максим Ставиский и Наталья Линичук© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Алексей Филиппов / Александр Вильф, социальные сети Дианы Девис
Диана Девис, Максим Ставиский и Наталья Линичук© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Алексей Филиппов / Александр Вильф, социальные сети Дианы Девис

Влад Жуков

Самый субъективный вид фигурного катания пытается развиваться в России в условиях изоляции. Двукратный чемпион мира Максим Ставиский рассказал в интервью РИА Новости Спорт, как легендарная Наталья Линичук жаждет вернуть в танцы на льду советское время, но сработаться с ней получается не у всех, насколько нужны нам североамериканские конкуренты и почему отъезд Дианы Дэвис и Глеба Смолкина в Монреаль может стать ошибкой.

"Линичук нужны подчиненные"

— Насколько слышал, в это межсезонье вы успели поработать с Натальей Линичук в "Ангелах Плющенко" в качестве штатного сотрудника.

— Да. Мы работали с Албеной (Денковой — женой и партнершей Ставиского — прим.ред.). В большей степени я ездил, но некоторые тренировки приходилось пропускать, так как мы с супругой продолжаем кататься в шоу у Ильи Авербуха. Проработали мы две недели. Понятное дело, что сейчас у Натальи Владимировны идет период становления на новом месте, он всегда неприятен.

На нее сваливается куча обязанностей — распределить время, следить за тренерами и хореографами, понять их компетенцию. Это сложно. Особенно тем, у кого пока нет сложившейся команды, телефонов всех необходимых тренеров. У Анжелики Крыловой, к примеру, четыре человека на льду, помимо нее самой.

Нам с Албеной все же сложно перестроиться на постоянную тренерскую работу, потому что она тебя целиком забирает. Ну и мы рассчитывали с Натальей Владимировной на более партнерские взаимоотношения, а ей больше нужны, так скажем, подчиненные. Ничего страшного, спокойно разошлись.

— Вы же сами тренировались у Линичук.

— Именно поэтому нам с Албеной и было так интересно с ней поработать. В принципе, во многих вопросах мы общий язык-то нашли, но разногласия есть, и это неизбежно. Они в итоге привели к тому, что сейчас, по крайней мере, мы работать вместе не будем.

   Фигурное катание. VI этап Гран-при. Короткая программа© РИА Новости / Александр Вильф
Фигурное катание. VI этап Гран-при. Короткая программа© РИА Новости / Александр Вильф

— Вы говорили, что Наталья Владимировна хочет возродить в России советское фигурное катание. Что это такое?

— На мой взгляд, в то время, когда Наталья Владимировна еще тренировала в Москве, очень много времени уделялось работе над техникой, скольжением, правильному исполнению элементов. Базе. Даже беговых шагов. В то время каждый спортсмен знал характеристику каждого элемента, потому что мы работали над ними очень много.

Но с тех пор, когда "обязаловка" в танцах и у одиночников сошла на нет, пошла тенденция просто покататься, побегать по льду. Техника стала стираться. Поэтому ее слова о возрождении советского фигурного катания я воспринял именно так — что нужно сперва построить сильную базу, технику, а уже потом наслаивать хореографию и прочие элементы.

С одной стороны, я могу поддержать такой подход. С другой, вспоминаю, как возвращались Торвилл/Дин. И когда они проиграли (на Олимпийских играх 1994 года они заняли третье место, уступив российским дуэтам Оксана Грищук/Евгений Платов и Майя Усова/Александр Жулин — прим.ред.), с чем многие были не согласны, один из судей сказал такую вещь: "Если бы мы поставили Торвилл/Дина на первое место, это означало бы, что за десять лет фигурное катание никак не спрогрессировало".

   Джейн Торвилл и Кристофер Дин© РИА Новости / Владимир Вяткин
Джейн Торвилл и Кристофер Дин© РИА Новости / Владимир Вяткин

С этими словами тоже можно не согласиться, потому что Джейн и Кристофер — дикие работяги, за те десять лет, что их не было в любительском спорте, они пахали. Ну, точно на диване не сидели. Но если смотреть на эту ситуацию в вакууме, того судью можно понять. Поэтому слова о возрождении советского фигурного катания в наше время можно воспринять как шаг назад. Все очень двояко.

— Мне часто попадались видео с тренировок "Ангелов Плющенко", где Линичук при помощи различных упражнений учит детей скользить. Даже одиночников. Это все в рамках идеи возрождения советского фигурного катания, я так понимаю?

— Конечно. У Натальи Владимировны в этом отношении свой подход, но сама идея, безусловно, правильная — сперва нужна база.

— Выходит, сейчас в танцах на льду нет базы?

— Ей, на мой взгляд, уделяют слишком мало времени. Смотришь на какой-то дуэт, к примеру, а у них элемент на грани срыва. Почему? Перекрутили плечи, не открыли бедро — а это и есть база. Или беговые шаги те же. Ты должен накатать их так, чтобы в любом темпе, в любую сторону и в любой позиции они получались правильно.

Смотрел вот чемпионат России последний, к примеру, — почти все пары, включая Степанову/Букина, эти беговые такими куцыми делают, под себя… Вроде едут, все нормально, но начинается дорожка, и все сыпется. Это очень выбивает из колеи, очень портит впечатление от танца.

   Александра Степанова и Иван Букин выступают в ритмическом танце на III этапе Гран-при России "Красноярье" по фигурному катанию в Красноярске.© РИА Новости / Александр Вильф
Александра Степанова и Иван Букин выступают в ритмическом танце на III этапе Гран-при России "Красноярье" по фигурному катанию в Красноярске.© РИА Новости / Александр Вильф

Это, кстати, к разговору о том, как нам соревноваться с Чок/Бэйтс, с Гиллес/Пуарье. Вот так и соревноваться — базу делать нормально. У канадцев тех же нет вот таких "просерных" шагов, абы как сделанных. У Чок/Бэйтс таких намного больше. При пересмотре их прокатов с чемпионата мира можно найти огромное количество косяков по технике и по базе.

"Новая участница в нашем террариуме"

— Встречали возвращение Линичук в Россию недружелюбно.

— Конечно. В нашем террариуме новая участница — кому это понравится? В Москве сферы влияния уже поделены, у всех свои школы, свои тренеры и ученики. И раз у нее появляется своя команда, то значит, что к ней кто-то от кого-то должен перейти. Естественно, никто после этого в десна целоваться не будет. Нет, ну прилюдно-то, конечно, будет, но в кулуарах никому этот новый персонаж в борьбе не нужен. Тем более такой, как Линичук.

— Не съедят ее?

— Я думаю, многим не по зубам такой орешек. Наталья Владимировна с таким характером, что укусить ее сложно. Сейчас пока тяжело говорить, что из этого получится. Когда ее пары выйдут на контрольные прокаты, вот тогда мы уже сможем оценить, удалось ли ей возродить советское фигурное катание и стоило ли вообще возвращаться в Россию. На мой взгляд, в любом случае стоило, но там уже увидим.

— Как вам пара Шинкаренко/Ангелопол? Перспективы есть?

— Они работают душа в душу. Саше, конечно, нужно серьезно подтягивать уровень катания.

— А это возможно в принципе?

— Пример Вики и Никиты показывает, что да, более чем. Но сейчас надо дать им время.

— Многие переживали, что Саша с Валерой не подойдут друг другу по ростовым параметрам.

— У них действительно не очень большая разница в росте, но во времена, когда еще я катался, она была оптимальной. Потому что в позиции катать так гораздо удобнее, чем когда у вас разница, как у парников.

Сейчас, конечно, немного другие стандарты по поддержкам, поэтому удобнее, когда партнерша поменьше. Но Валера ходит заниматься, закачивается. Плюс должна быть техника, и Валера должен ее освоить. Саша не толстая, да и стимула подойти в форме к сезону у нее должно быть достаточно. Ну и Линичук действительно очень хорошо умеет подводить к сезону.

— Что думаете насчет двух основных пар Анжелики Крыловой — Василиса Кагановская/Максим Некрасов и Елизавета Пасечник/Дарио Чиризано? Я так понимаю, сейчас вы с ними работаете достаточно часто.

— Кагановскую с Некрасовым я увидел еще на шоу Авербуха, мне они сразу понравились. Он здоровый, крутит ее, как угодно. Тут еще стоит отдать должное Анжеле — она несметное количество заходов в поддержки предлагает, находится в постоянном поиске.

Ну и огромное влияние на ребят оказало, что они работают и с Алексеем Горшковым тоже, потому что Вася начала ехать. Когда она каталась с Валерой, было много претензий, что она плохо скользит и не дотягивает до него. Здесь же она начала Максу соответствовать, в чем большая заслуга Горшкова. Он ее раскатал.

Дэвис вот со Смолкиным… Жалко. Мне хотелось бы, чтобы они тоже за Россию катались.

— Вы вообще часто говорили, что они вам нравятся. Чем именно?

— Когда ставили им ритм-танец в олимпийский сезон, я посмотрел за ними в работе. Мне очень понравился их подход. Как они с тренером взаимодействуют, друг с другом. Они такая семейная ячейка на льду — и внутри пары, и в работе.

До упора стараются выполнить, что им говорят тренеры. Они очень рабочие. Да и в принципе катаются хорошо. Мне кажется, у них хорошие перспективы. Не знаю насчет прям высот, но шансы будут.

   Диана Дэвис и Глеб Смолкин© РИА Новости / Григорий Сысоев
Диана Дэвис и Глеб Смолкин© РИА Новости / Григорий Сысоев

— Переход в академию Монреаля пойдет им на пользу?

— Сложно сказать. В Монреале уже вообще все собрались. Нет, Дюбрей и Лозон молодцы, конечно, хотя тут все почему-то забывают про Ромена Агенауэра. Он и Дюбрей/Лозона-то сделал, когда они еще сами танцевали, и в академии сейчас мозговым центром заведует.

Они привлекают внимание, к ним приходят. Но, может, это от того, что других уже не осталось? Шпильбанд, похоже, устал уже от всего этого, Зуева, быть может, тоже. Линичук в Россию уехала… Но я могу сказать, что Разгуляев и Киляков — отличные тренеры, технари. И для меня переход Дэвис/Смолкина в Монреаль, возможно, ошибка. Не исключаю, что было бы лучше, если б они остались единственной парой у Килякова, чем десятой в Монреале. Но время покажет.

— Да и стоило ли вообще от Шпильбанда уходить, если так уж…

— Насколько я знаю, там были определенные недовольства. Не буду за них говорить, но именно этот уход как раз назревал. В какой-то момент наступили, так скажем, месячные.