Мало кто из великих мастеров фотографии 20 века мог вкладывать не просто частичку своей души, а буквально всю душу в создание незабываемых снимков, как это делал Дьюла Халас (Брассаи – это его псевдоним).
Подробнее о мастере портрета и городского пейзажа
Он появился на свет в 1899 году в небольшом городе Брассо, находившемся тогда в составе австро-венгерской Трансильвании. С детства тянувшийся к искусству, имевший очень рано пробудившийся интерес к рисованию, он получил отличное образование как живописец, окончив целых два учебных заведения: академию живописи в Будапеште и школу искусств в германской столице.
Вернувшись целым и невредимым с Первой мировой войны, он сначала оказывается в Берлине, откуда вскоре перебирается в 1924 году в Париж, где ему всё было знакомо – будучи ребёнком, он целый год жил в столице Франции (развлекаясь чтением книг Пруста, познал тонкости языка Мольера), где его отец был профессором в Сорбонне.
Именно здесь, в Париже, ему суждено было прославиться на весь мир, как выдающийся мастер портретного и пейзажного фото. Он великолепно рисовал (по некоторым сведениям сам Пикассо чуть ли не просил его не бросать живопись из-за увлечения фотографированием), был даже скульптором и режиссёром, но фотография была настолько естественной частью его душевной жизни, что это просто невозможно было не заметить.
Как он стал фотографом и другом многих знаменитостей
Будучи человеком невероятно образованным, он в Париже с головой окунулся в журналистскую деятельность, ибо это ему приносило больше материальной выгоды, нежели живопись, которую он просто оставил. Не было темы, на которую он бы не мог написать статью для газеты.
В эти годы он сближается со многими знаменитостями мира искусства: художниками, писателями, знаменитыми фотографами. Кстати, в один момент он столкнулся с не очень приятной проблемой – руководство газеты требовало фотографий к публикациям. Выход из положения был найден неожиданно: говорят сам Кертес ему подал идею самостоятельно делать снимки. И совсем скоро это стало не просто частью его журналистской деятельности, а страстью всей жизни.
Такие гении как Дали, Пикассо, писатель Генри Миллер и многие другие отмечали какую-то мистическую способность Брассаи видения человеческой сущности, что непременно отражалось на снимке. Пикассо, человек достаточно закрытый, трудно сходящийся с людьми, доверял этому фотографу всегда, когда нужны были фотографии, а Генри Миллер в одной из своих книг назвал его «Глазом Парижа».
О его творчестве, сотканном из бесконечных экспериментов
Несмотря на то, что многие восторгаются его портретными снимками, меня просто очаровали его фото ночного Парижа, в туманной мгле которого едва просматривается тусклый свет уличных фонарей и витрин, эти полуосвещённые закоулки со старыми кирпичными стенами и блестящей, влажной тротуарной плиткой.
Какой только контингент ему не доводилось снимать в ночном Париже, зачастую рискуя не только содержимым карманов, кошелька, но даже и жизнью – кое-кому не очень нравились его попытки снять на плёнку деятельность представительниц древнейшей профессии и завсегдатаев ночных кабаре. Будучи до мозга костей гуманистом, влюблённым в своё дело, он не держал зла на людей за неоднократные побои за свою опасную деятельность.
А ещё он был истинным экспериментатором, ночная съёмка в те времена – технически очень непростое занятие. Сильно мешал прямой свет, а магниевая вспышка не была синхронизирована с фотоаппаратом и её «взрывы» были опасны для самого фотографа и моделей.
Он экспериментирует со всем: с бумагой, с негативами, с настройками аппаратуры, желая с максимальной полнотой заставить подручные средства работать в максимальной гармонии с видением мира его внутреннего гения.
Благодаря его невероятной любви к творчеству, людям, искусству, даже сегодня спустя много лет после его кончины (в 1984 году) его многочисленные работы, несущие печать мастера с гениальным оком, продолжают восторгать ценителей настоящих шедевров фотографии.