Найти тему

Чем заполнить пустоту?

Оглавление

В отдалённых населённых пунктах закрываются торговые точки и магазины. Зачастую это единственная связь с миром, ведь в некоторых деревнях нет ни почтовых отделений, ни аптек.

Хлебом торговать невыгодно

Когда в деревне Тураково закрылся единственный магазин, люди забили тревогу. «Нам поход за хлебом — либо просить других бесконечно, либо сборы на Птичку. Помогите жителям Туракова!» — жаловались жители деревни в соцсетях.

Мы отправились в Тураково. Сам магазин расположен возле трассы, это добротное кирпичное здание. Двери закрыты, но никаких объявлений нет. Рядом — детская площадка и автобусная остановка. На остановке встретили мужчину. Он рассказал, что в последнее время магазин ничем, кроме хлеба, не торговал.

«Раньше там и спиртное было, он был на плаву. А потом, в общем, обанкротился. Сейчас вот у этого предпринимателя магазин остался в Лозе, один в Птицеграде и один ещё в Глинкове. А было шесть. Больше здесь хлеб купить негде, ехать надо или в Птицеград, или в Лозу», — рассказал мужчина.

К сожалению, не только в Туракове такая ситуация. Сложности с доступностью продовольственных магазинов возникают у жителей деревни Мехово и села Озерецкое. Предпринимателям открытие магазинов на селе неинтересно, ведь зачастую покупателей в таких населённых пунктах мало и оборот небольшой. «На сегодняшний момент расходы таких предпринимателей превышают доходы, потому что никто не снимает с них бремя ответственности за содержание, за уплату налогов на зарплату продавцов», — объясняет позицию малого бизнеса вице-президент Торгово-промышленной палаты округа, директор департамента торговли и услуг и депутат окружного Совета Татьяна Ильина.

Жители Туракова ранее в соцсетях предложили направить в удалённые населённые пункты автолавки с продовольственными товарами. Татьяна Ильина подтвердила, что такой формат торговли в округе есть. Автолавки имеют ряд преимуществ — они включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов без конкурса и оплачивают меньший взнос за размещение.

«Коэффициент специально сделан на территории Сергиево-Посадского городского округа минимальный для сельских поселений и деревень. Есть субсидирование автолавок, есть такая история по Московской области. Но сумма, которую выделяют, всё равно не покрывает расходы, которые фактически несёт предприниматель, — уточнила она. — Выезжать только с хлебом, конечно, никому не будет интересно. Должен быть набор сопутствующих товаров, начиная от хозяйственных — мыло, туалетная бумага, — и заканчивая крупами и растительным маслом, чем-то более дорогим».

-2

Хотьковский опыт

Между тем в округе есть и позитивные примеры. Сергиево-Посадский округ — одна из немногих территорий, где удалось сохранить потребительскую кооперацию. Более ста лет в Хотькове работает Сергиево-Посадское районное потребительское общество (Райпо). Его цель — не только предпринимательская деятельность в сфере торговли, но и социальная направленность: сохранение рабочих мест и доступа к товарам в удалённых территориях.

В Сергиево-Посадском райпо сейчас насчитывается 20  продовольственных магазинов. Часть из них расположена в деревнях и сёлах — Константинове, Марьине, Самотовине, Трёхселище, Морозове, Ахтырке, Тешилове, Золотилове, Шабурнове, Селкове и Репихове, ещё один магазин райпо арендует в Закубежье. По словам зампредседателя Сергиево-Посадского райпо Павла Захарова, магазины в деревнях почти всегда убыточны, поэтому донорами для них выступают более доходные торговые точки.

«Деревенские магазины очень сложно содержать в надлежащем состоянии, требуется масса средств на соответствующий ремонт, оборудование. Эти средства нам приходится изыскивать из других источников, которые приносят более существенный доход», — признаётся он. Тем не менее Райпо удаётся не только сохранять существующие объекты торговли, но и капитально ремонтировать и усовершенствовать их.

Гордостью потребкооператива стал магазин в селе Абрамцево, как раз из числа доходных. Здесь не только оборудовали просторный торговый зал, но и сделали кафе.

«Мы его обозначили как кафетерий и практически сразу же нашли работников — молодёжь, — говорит Павел Захаров. — Торговля, к сожалению, не считается чем-то престижным, люди неохотно идут сюда работать. А продавцы сельских магазинов вообще редкость, они должны быть универсалами, знать своих покупателей и быть внимательными к людям. Потому что один раз нагрубишь человеку – и он к тебе уже не придёт».

Теперь в Райпо планируют все отремонтированные магазины дополнять кофе-машинами, ведь на селе магазин — основная точка притяжения людей, здесь они встречаются, общаются, делятся новостями.

-3

Вопрос выживания

Несмотря на то что Райпо входит в Московский областной союз потребительской кооперации, никакой дополнительной государственной поддержки у него нет.

Чтобы выжить, сохранить магазины и рабочие места, потребкооперативу приходится приспосабливаться к современным условиям. Так, три магазина в сельской местности теперь работают по франшизе «Пятёрочки», один из них — в селе Константиново.

Персонал удалось сохранить — продавцы прошли учёбу и продолжают трудиться в тех же населённых пунктах. Благодаря такой адаптивности в Райпо удаётся сохранять конкурентоспособную заработную плату.

Но есть ситуации, с которыми сложно бороться. Например, в том же Озерецком раньше работал магазин потребкооператива. Когда какой-то предприниматель открыл торговую точку на бойком месте возле дороги и начал оттягивать и без того скудный поток покупателей, магазин пришлось закрыть. Позднее и владелец нового магазина тоже свернул торговлю, а жители остались без продовольственных товаров.

Возобновлять работу магазина в Озерецком или осваивать новые территории в Райпо пока не планируют, предпочитая развивать то, что есть. Помимо магазинов с функцией кафе, на селе могут появиться магазины с пунктами выдачи заказов от различных маркетплейсов. Электронная торговля сильно потеснила очную, но вместо того, чтобы сетовать на судьбу, организация со столетним стажем развивается, учится и работает с тем, что есть.

-4

Татьяна Мельникова