Если вы часто делаете заказы на маркетплейсах, то наверняка хоть раз сталкивались с тем, что маркетплейс в любой момент может отменить заказ без объяснения причин и вернуть деньги.
Для того чтобы понять, как правильно действовать в такой ситуации, надо выделить два варианта: когда маркетплейс является продавцом и когда он является просто посредником.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Когда маркетплейс является продавцом, а когда нет
Есть два случая, когда сам маркетплейс является продавцом или может быть признан таковым. Первый случай — если это прямо указано в карточке товара, а также в электронном чеке, который вы получаете после оформления заказа (чеки к каждому заказу можно найти в личном кабинете покупателя).
Второй случай — если в карточке товара вообще не указан продавец, тогда именно маркетплейс признается судами в качестве продавца (Определение Четвертого КСОЮ по делу N 88-23539/2022).
В остальных случаях продавцом считается именно та организация или ИП, которая указана в карточке товара и на чеке. Этот момент необходимо учитывать, так как все претензии по поводу заказа и товара необходимо направлять именно продавцу, а не всегда маркетплейсу.
Вправе ли маркетплейс отменять заказ?
Если кратко — нет, не вправе. Более того, даже если деньги за отмененный заказ были возвращены, это по закону не освобождает продавца от обязанности передать товар.
Согласно ст. 494 ГК РФ, карточка товара, содержащая все существенные условия договора розничной купли-продажи (наименование товара, количество товара, включая условие о его наличии на складе, и цена), является публичной офертой — предложением всем желающим заключить договор на данных условиях.
Нажимая кнопку «Оформить заказ» или аналогичную, покупатель принимает оферту и выражает согласие на заключение договора.
Согласно п. 13 Постановления Правительства от 31.12.2020 N 2463, такой договор считается заключенным с момента выдачи чека (когда он появился в личном кабинете) или с момента получения сообщения от покупателя о желании приобрести товар (если товар заказан с оплатой при получении).
Согласно п. 14, после оформления заказа продавец обязан прислать сообщение о подтверждении заключения договора, содержащее все его существенные условия. Например, сообщение в личном кабинете с присвоением номера заказа и его описанием, либо письмо или СМС с номером.
После заключения договора его существенные условия (в т. ч. цена, срок доставки или способ получения) могут быть изменены только по согласованию сторон. Что не мешает маркетплейсам регулярно менять срок доставки, но это остается незаконным.
А согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора или одностороннее изменение условий не допускается. Это возможно только через суд, где истец еще должен обосновать необходимость изменения или расторжения договора.
Что делать, если маркетплейс отменил заказ?
Прежде всего, стоит связаться с маркетплейсом через службу поддержки, а также выяснить, кто именно является продавцом — это можно узнать в карточке товара, в чеке или в службе поддержки.
Иногда на маркетплейсе указывают только наименование и ИНН, ОГРНИП или ОГРН продавца, но нет адреса для направления претензий. В этом случае можно узнать адрес регистрации продавца на сайте ФНС.
Впрочем, если вы недовольны отменой заказа, направлять претензию не обязательно — по закону потребитель не обязан соблюдать досудебный порядок, а может сразу идти в суд. Кстати, переписка со службой поддержки продавца часто признается судами как досудебная претензия, что характеризует истца как добросовестное лицо.
В досудебной претензии и в суде вы вправе требовать исполнения договора — несмотря на то, что маркетплейс давно отменил заказ и вернул деньги, договор не считается расторгнутым, т. к. возврат денег не является основанием для его расторжения.
Также помните, что любые внутренние положения и условия продажи, опубликованные на маркетплейсе, ничтожны, если нарушают права потребителя или противоречат закону.
Что сказал Верховный суд?
Мужчина оформил заказ на чай на маркетплейсе OZON (который также являлся продавцом) и оплатил его, однако через некоторое время пришло сообщение об отмене заказа и возврат денег.
После цена увеличилась, а у других продавцов было еще дороже. Покупатель обратился в поддержку и требовал доставить товар по первоначальной цене, но там сослались на «условия продажи», которые позволяют маркетплейсу отменить заказ, если его невозможно доставить по независящим от сторон причинам.
Тогда покупатель обратился в суд. Нижестоящие суды хоть и признавали незаконность положений, которые приводил OZON, не обязали продавца исполнить договор и доставить товар, поскольку покупателю были возвращены деньги. Это покупателя не устроило и он пошел в Верховный суд.
ВС с выводами нижестоящих судей не согласился. Судьи ВС заметили, что обязанность передать товар возникла у продавца с момента заключения договора, она не была исполнена и до сих пор сохраняется. Поэтому передать товар все же надо. А возврат денег, о котором покупатель не просил, не является основанием не исполнять договор (Определение ВС РФ по делу N 7-КГ23-4-К2).
Поскольку договор между сторонами был заключен, но не был расторгнут на основании закона, он все еще считается действующим и товар должен быть доставлен. Решения нижестоящих инстанций были отменены.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********