В сорок шесть лет Маргарита решила резко изменить жизнь. Верней, ей пришлось это сделать, потому что муж сбежал к молодой любовнице, дочь училась в столице, а она вдруг поняла, что остается одна. С бывшим супругом общую квартиру продали и деньги поделили. Он перебрался к новой пассии, а Рита решила купить новое жилье в кредит.
- Бери небольшую квартиру, иначе ипотеку не выплатить никогда, - просила ее Оля.
- Ничего, справлюсь, у меня хорошая работа, экономить буду, ты уже почти самостоятельная, - рассуждала Рита.
Пока дочь была на учебе, она сама приняла решение и прикупила трешку в хорошем, но дорогом районе. Оле он не нравился, и совершенно не радовала перспектива ближайшие сто лет выплачивать деньги банку. Но мать была уверена в себе, горда и довольна, поэтому всем хвалилась и рассказывала о приятных переменах в жизни.
- Ладно бы ты еще двушку взяла, но зачем тебе одной такая большая квартира? - не понимала девушка.
- Еще неизвестно, как у тебя жизнь сложится, - рассуждала женщина. – Может, ещё все вместе жить будем.
Оля сомневалась в возможности совместного проживания с мамой, поскольку хорошо знала ее непростой характер. Но такой вопрос даже не вставал на повестке дня, потому что у Игоря была своя квартира. Они познакомились во время учебы, были из одного города и вскоре после получения дипломов поженились. Жили отдельно, родителей с обеих сторон навещали и планы строили. Оля мечтала открыть свое небольшое дело, Игорь трудился инженером в транспортной компании и хотел новую машину. Именно в период мечтаний на них своими проблемами свалилась Маргарита.
- Я выплатила больше половины за квартиру, а теперь случилась беда, - рассказывала она дочери, утирая слезы. - Меня на работе сократили, теперь даже на жизнь не будет хватать, не говоря о долге.
- Давай искать тебе другую работу и подработки, - не оказывалась от помощи Оля. - Я попрошу Игоря узнать у них на предприятии, может, есть вакансии.
Но варианты работы уборщицей или кладовщиком Риту не устраивали, а альтернативы не было.
- Ну, я же не директор всего мира, - оправдывался Игорь. - У нашего предприятия своя специфика работы, поэтому предлагаю из имеющихся вариантов.
- Мать работала на швейной фабрике, она любит творить, поэтому такие варианты не подходят, - сокрушалась Оля.
- Тогда пусть шьет на заказ, даст объявление и всем знакомым расскажет, может, какую-то копейку и заработает, - советовал Игорь. - Хотя на выплату кредита этих средств точно не хватит.
Маргарите первое время это казалось унизительным, потом пришлось соглашаться с правотой зятя. Никто особенно не рвался брать на работу женщину после пятидесяти. А существующие варианты не устраивали ее саму.
- Может, с голоду я и не умру, но кредит платить нечем, - сокрушалась женщина спустя время. - Заказов немного, работа стоит недорого, я не понимаю, как мне выкручиваться.
Оля пыталась матери подбрасывать в тайне от мужа по несколько тысяч в месяц, но особенной роли они не играли.
- Я много думала и пришла к вам с предложением, - рассказывала Рита дочери и зятю спустя время. - Квартира эта всё равно вам останется, так что, было бы неплохо, если бы вы хотя бы пока я не найду работу платили за меня ипотеку.
- Но у нас свои планы, на квартиру не претендуем, и вообще, не готовы отдавать такие большие деньги, - сопротивлялся Игорь.
- Сейчас не претендуете, а сами уже планы строите на наследство?
- Какие планы, что ты говоришь? - не понимала Оля.
- Ну не знаю, что вы будете делать с трешкой в хорошем районе, продавать или квартирантов пускать? - не сдавалась Маргарита.
Игорь с Олей поругались после общения с матерью, поскольку планы и отношение к ситуации у них было разное.
- Если бы твоя мать головой думала, и поменьше глупостей совершала, то давно бы уже этот вопрос был закрыт, - высказывался Игорь. - Вот зачем она брала такую большую квартиру в дорогом районе, если можно было взять однушку в спальном районе и уже закрыть кредит?
- Ну, мама переживала и думала обо мне, - оправдывала ее Оля. - На тот момент я ещё была не определена в жизни.
- Класс, а ты у нас принцесса и не смогла бы жить в более бюджетном варианте? - напирал Игорь.
- Ну, давай бросим мать, - пыталась не плакать Ольга. - В принципе, я от тебя ничего другого и не ждала.
Несколько дней супруги не разговаривали, а Рита считала проблему решённой, переложив её на плечи дочери. Она не сомневалась в её готовности помочь с выплатой ипотеки. Правда, поведение зятя вызывало опасения, но женщина надеялась, что дочь его приструнит.
- Игорь не хочет платить твой кредит, - рассказывала Ольга спустя неделю. - Мы поругались, я не знаю, что будет дальше, но платить он отказывается категорически.
- Ну и прекрасно, бросайте меня одну на произвол судьбы, - страдальчески говорила Маргарита. - Сначала твой отец ушёл и все эти проблемы из-за него, теперь и ты давай за мужем следуй.
Оле было обидно и неприятно выслушивать обвинения матери, но она ничего не могла сделать. С мечтами о своем маленьком бизнесе простилась, все отложенные сбережения отдала матери. За их счёт она погасила возникшие за месяцы безработицы долги. Этого было недостаточно, поэтому Ольга себе подработки искала и просила мать найти нормальную работу.
- Ну, понятно, мы должны сейчас пахать из последних сил, а зять, наверное, за нами наблюдает и смеётся, - бесилась Маргарита. - Попомни мои слова, потом он будет требовать, чтобы ты квартиру на него переписала или продала и все деньги ему отдала. И не удивляйся, если после полученной выгоды благоверный найдет себе новую женщину и сбежит к ней.
Оля и так страдала, потому что мать с этими проблемами тянула в одну сторону, Игорь со своей принципиальной позицией в другую. Она не могла никого бросить и тащила все проблемы на себе.
- Так не пойдет, - сказал Игорь, спустя три месяца. - Ты сутками на работе пропадаешь, мы почти не общаемся, и твоя мать постоянно масло в огонь подливает.
- Предлагаешь бросить её наедине с проблемами? - нервничала Оля.
- Предлагаю сделать честно, - отвечал мужчина. - Я готов принимать участие в выплате кредита, но при одном условии.
- Я так и думала, - вспылила Оля. – Хочешь претендовать на право собственности на недвижимость?
- Претендую на то, что мы будем все втроём упираться рогом и платить этот дурацкий кредит, - психовал он. - Меня совершенно не устраивает то, что всё должны выплачивать только мы, а твоя мать перебирает работы и концерты нам устраивает.
- И что делать? - не понимала Оля.
- Пусть твоя мать понижает планку требований, устраивается на любую работу и сможет частично решать финансовые проблемы сама. Недостающую сумму уже нам придется докидывать.
- Не знаю, с работой трудно, - сомневалась Ольга, рассуждая словами матери.
- Но всё это время она же как-то справлялась, пока не придумала на нас свои заботы переложить, - логически рассуждал Игорь. - Короче, других вариантов у меня нет, и если её что-то не устраивает, тогда я умываю руки.
Рита немного носом покривила, потому что надеялась, что дочь зятя продавит, и он внесёт большую сумму денег. Но схема не работала, а потерять квартиру не хотелось, пришлось соглашаться с его доводами. Она устроилась продавцом в магазин рядом с домом, вечерами и по выходным шила на заказ. Этого хватало на базовые потребности. Дочь и зять помогали с выплатой кредита, ничего не требовали и не вспоминали неприятную историю, связанную с ним.
Через пять месяцев Рита встретила мужчину, с которым собралась жить в своей квартире.
- Я так понимаю, Иван Петрович тоже попадает на выплату долгов за квартиру? - интересовался Игорь у жены.
- Я не знаю, мы эту тему не обсуждали, но он мне показался хорошим человеком, - честно отвечала Оля.
Маргарита не стала сразу нападать на Ивана, но со временем рассказами о тяжелой жизни привела его к мысли о необходимости финансового участия в решении её проблем. Теперь кредит платило уже четыре человека, и каждый радовался, что осталось уже немного.