Найти тему

Особняк барона А. Л. Штиглица на Английской набережной

В 1862 году в Санкт-Петербурге на Английской набережной был построен особняк для Александра Штиглица — банкира и мецената, основателя Училища технического рисования. Проект особняка разработал архитектор А.И. Кракау. Здание отличалось от других домов на набережной. Фасад был выполнен в стиле итальянских палаццо и сохранился до наших дней в первоначальном виде. Уже в то время особняк выделялся роскошью и изысканностью интерьеров, которые были оформлены по последним тенденциям в области техники и моды.

Особняк расположен на Английской набережной. Вдоль Невы каменные здания начали строить не сразу, но к 1740 году набережную уже застроили каменными особняками, благодаря чему она приобрела величественный вид.

Особняк барона Штиглица. 1860-е гг. Бианки Иван Карлович
Особняк барона Штиглица. 1860-е гг. Бианки Иван Карлович

В начале XVIII века на месте, где сейчас находится особняк барона Штиглица, было три участка, и одним из них владел Василий Артемьевич Волынский, сын государственного деятеля. После того как отца казнили по делу о «переустройстве государства», сын продал особняк в казну. В 1716 году на одном из этих участков был построен первый каменный дом на Английской набережной. Он принадлежал корабельному мастеру Ивану Немцову. Второй участок находился во владении флотского капитана Андрея Миусова.

В начале XIX века два участка были объединены, и на их месте построили здание для придворного банкира Людвига Ивановича фон Штиглица. Предположительно оно было выполнено в стиле ампир.

В 1848 году особняк перешёл во владение сыну банкира — Александру Людвиговичу. Третий участок был выкуплен женой Александра, Каролиной. В конце 50-х годов Штиглиц решил перестроить здание. Когда Александр Штиглиц стал владельцем всех трёх участков, он начал масштабную реконструкцию объединённой большой территории.

Особняк был построен на месте двух старых зданий, при этом стены последних были частично включены в конструкцию нового сооружения. Широкий фриз особняка барона фон Штиглица украшен лепкой. Парадные интерьеры выполнены в гармоничном сочетании стилей французского ренессанса, мавританского стиля и изысканного барокко.

Роскошь особняка подчёркивал богато украшенный фасад. Штиглиц построил для своей семьи настоящий дворец. Всё декоративно-прикладное оформление дома было создано по эскизам Кракау.

Парадные помещения вдоль Невы начинались с Белого зала. За ним следовала Парадная приёмная, украшенная двумя картинами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда Циммерманов. Из небольшой проходной комнаты можно было попасть в Голубую гостиную, где находился камин из белого мрамора и плафон «Амур ведёт Психею на Олимп» немецкого художника Ханса фон Маре.

Желтая гостиная. Луиджи Премацци
Желтая гостиная. Луиджи Премацци

Во дворце Штиглица самым большим залом был Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. На втором этаже располагались Чёрная и Мавританская гостиные. Хозяева занимали жилые покои на первом этаже.

Белая гостиная. Луиджи Премацци
Белая гостиная. Луиджи Премацци

Проходная гостиная сообщалась со столовой. В гостиной находилось три картины, одна из которых — «Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции» работы Ганса фон Маре — теперь хранится в Эрмитаже. Две другие картины для особняка были написаны в мастерской Карла фон Пилотти. В коллекции произведений искусства банкира были также работы таких немецких художников, как Ансельм Фейербах и Альберт Генрих Брендель.

Концертный зал.  Луиджи Премацци
Концертный зал. Луиджи Премацци

Барон Штиглиц украшал парадные залы, покупая и заказывая картины современных немецких и австрийских художников. Эти произведения были созданы как известными мастерами, так и начинающими живописцами, но все они принадлежали к важнейшим художественным школам Европы. Благодаря этому барон Штиглиц стал обладателем картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами.

Все эти картины были не просто частью коллекции. Они специально подбирались для определённых залов и стали полноценными и неотъемлемыми деталями интерьера. Помимо картин, в доме Штиглица хранились гобелены и шпалеры.

Столовая для обедов. Луиджи Премацци
Столовая для обедов. Луиджи Премацци

Через пять лет после завершения строительства барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел великолепие его дворца. Премацци мастерски изобразил каждую комнату в акварелях. Всего было создано 17 акварелей, собранных в кожаный альбом. Сегодня работы Премацци находятся в Эрмитаже.

Банкетный зал. Луиджи Премацци
Банкетный зал. Луиджи Премацци

После смерти барона Штиглица в 1884 году дом перешёл во владение его приёмной дочери. Несколько лет здание пустовало, поскольку его цена в 3 миллиона рублей была неподъёмной для большинства. Впоследствии дом выкупило государство у наследников Штиглица и перестроило для Великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. При великом князе внутреннее убранство дома изменилось, была построена церковь, которая не сохранилась до наших дней.

Столовая . Луиджи Премацци
Столовая . Луиджи Премацци

Владельцы хотели получить за дворец не менее двух миллионов, в то время как Павел Александрович планировал потратить не более полутора. В результате они договорились о цене в 1 600 000 рублей золотом. С этого момента здание стало называться Ново-Павловский дворец. Коллекция живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались без существенных изменений до революции.

Парадная лестница. Луиджи Премацци
Парадная лестница. Луиджи Премацци

Зодчий и директор Центрального училища архитектор М. Месмахер разработал проект новых интерьеров. Работа была завершена к моменту бракосочетания Великого князя с греческой принцессой Александрой.

Супруги прожили в этом доме только два года. Александра скончалась при родах. Павел Александрович стал вдовцом с двумя детьми. Его сын Дмитрий и дочь Мария переехали к дяде в Москву, где их воспитывала Елизавета Фёдоровна, сестра последней русской императрицы.

Интерьер церкви св. мч. Александры
Интерьер церкви св. мч. Александры

Во дворце великого князя Павла Александровича находилась церковь святой Александры. Освящение этой домовой церкви состоялось в 1889 году. Она располагалась на втором этаже поперечного дворового флигеля и была декорирована в древнерусском стиле известным архитектором Н. В. Султановым.

Архитектор использовал подлинные царские врата XVII века, привезённые из подмосковного села Медведково. Закладка церкви во дворце состоялась 2 апреля 1889 года. Султанов создал для храма всю необходимую обстановку и церковную утварь: эскизы паникадила, блюда для благословения хлебов, кропила, семисвечник. Утварь была изготовлена в Москве на фабрике Овчинникова. Двухъярусный иконостас из золочёного цинка с 35 образами создали в мастерской К. Е. Морозова.

Обстановка храма соответствовала интерьеру: кресла, двери, столик для причастия, киот, плащаницы, кронштейны, подставки. Пологие своды храма украсили травным орнаментом, а среди него в клеймах расположили изображения святых. Нижнюю часть стен расписали «полотенцами», а над ними по всему периметру церкви пустили ленту с посвятительным текстом, набранным древнерусским шрифтом. Вентиляционные проёмы закрыли решётками с растительным рисунком.

От посетителей княжеское место было отделено тёмно-красной бархатной завесой с золотыми двуглавыми орлами.

16 и 17 мая 1889 года состоялось торжественное освящение домовой церкви.

В 1917 году дворец, которым долгое время почти не пользовались, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. После 1917 года особняк национализировали, а произведения искусства изъяли и распределили по музеям. Но часть картин по разным причинам осталась в особняке, который в течение XX века много раз менял владельцев. Сначала там располагался детский дом, а затем — конструкторское судостроительное бюро, в котором работало 1500 человек.

С каждым годом здание всё больше ветшало и утрачивало своё былое великолепие. Все новые хозяева по-своему заботились о находившихся там произведениях искусства, но не могли защитить их от неизбежных повреждений. В последние 20 лет XX века особняк оставался без отопления.

В 1968 году здание получило статус объекта, охраняемого государством, и планировалось, что оно станет музеем. Однако реставрация началась только в 1988 году, и распад Советского Союза помешал завершить этот проект. Особняк снова перешёл в частную собственность и вновь оказался заброшен на несколько десятилетий. К сожалению, на сегодняшний день интерьеры особняка практически утрачены.

Особняк Штиглица. Фото: НРФ "МИР"
Особняк Штиглица. Фото: НРФ "МИР"

Сейчас особняк находится в ведении Санкт-Петербургского государственного университета. Благодаря этому часть картин была отправлена на временное хранение в Эрмитаж. По некоторым сведениям, в особняке ведутся реставрационные работы.

Адрес: Английская наб., 68

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: