Как только появилась информация о том, что у Саши Ома вот-вот выйдет сольный альбом, мы сразу решили — надо делать интервью, а он с радостью согласился на эту авантюру. Вопросов накопилось столько, что пришлось даже немного угомонить свои таланты и убрать хотя бы какую-то их часть, иначе пришлось бы выпускать не статью, а роман. Впрочем, мы думаем, что это точно наша не последняя беседа с ним.
Саша Ом или Огней Ночных— музыкант, мультиинструменталист, автор песен, участник прекрасной группы «Аффинаж» и просто потрясающий человек с которым, кажется, можно говорить вообще обо всём на свете и это будет самый интересный диалог в твоей жизни.
Собственно, это причина такого несвойственного нам короткого вступления. Мы просто не хотим отвлекать вас от разговора с Сашей.
Он будет куда интереснее, чем любые наши слова о нём.
Саша, привет.
И сразу о главном. Поздравляем тебя с выходом долгожданного сольного альбома «Небрежность». В нём собраны песни, которые были написаны давно (мы пытались найти, когда именно, но запутались). Как ты отбирал песни, ведь у тебя их куда больше, чем в итоге вошло в релиз? Объединены ли они какой-то общей авторской идеей? Тяжело давался выбор между треками или ты чётко понимал, что — «да», что — «нет»?
Привет. Я за вас посчитал. Первая запись к этому альбому состоялась 8 лет назад на студии «Галерная 20». Мой друг Дмитрий Прынков записывал барабаны и перкуссию, а я записал акустическую гитару. Альбом изначально должен был быть минималистичным и акустическим. Но так как я забросил его на несколько лет, концепция звука поменялась в связи с полученным в «Аффинаже» студийным опытом. Самая свежая песня была сочинена тогда же —в 2016 году. Это была композиция «Румба».
Отбор был по степени актуальности и свежести, так как мои старые песни меня довольно быстро разочаровывают и начинают казаться наивными. А те композиции, которые вошли в «Небрежность», можно сказать, прошли мою внутреннюю проверку временем. Так что и выбора как такового не было. И общей идеи между ними тоже нет. Это, что называется, микстейп. Просто сборник хронологически ближайших песен.
Альбом от тебя «требовали» долго. Один из твоих нынешних собеседников начал плотненько слушать «Аффинаж» в 2020-м и стабильно раз в месяц где-то да натыкался на «Саша Ом, давай альбом» и, что уж там, был на грани, чтобы тоже начать это писать! Поэтому, Саша, спасибо, что «дал» — он прекрасен. Но не можем не спросить, релиз в тебе просто долго «настаивался» и ты ждал момента, когда поймёшь, что пора или ты в целом долгое время не был настроен что-то выпускать?
Нет, совершенно не настаивался. Я с огромным удовольствием выпустил бы его пораньше. Я уже говорил о моём ощущении актуальности касательно своего материала. И в какой-то момент мне показалось, что это всё просто не достойно внимания. Затем началась активная фаза деятельности с «Аффинаж»: мы начали турить, много сочинять и записывать, и на тот момент мне хватало того проявления и творческой реализации. Но постепенно мысль о незаконченом деле вернулась на фон и давала о себе знать ежедневно и ежечасно.
И всё это время внутри велась борьба. Одна часть меня думала, что это будет совершенно никому не интересно, а другая понимала, что в половине песен есть даже хитовый потенциал. Я не мог переступить через свои сомнения. И плюс к этому, я довольно командный игрок. Так как я сочинял аранжировки ко всем песням самостоятельно (кроме бас-гитары в некоторых песнях) мне не хватало обмена энергиями между сотоварищами-музыкантами. А обременять себя ещё и поиском группы совершенно не хотелось. Поблизости был мой друг Тимур Тунгатаров (автор песен и бас-партий группы «Бохошик» и сольного проекта Tungatarov). К нему я чаще всего и обращался за бас-партиями. Но это была в основном дистанционная работа. В таких моральных условиях я садился за работу раз в несколько месяцев, сочинял пару мелодий и в сомнениях снова забрасывал это на полгода.
Уже спустя некоторое время во мне родилась потребность творческой реализации другой стилистической направленности, нежели в основной моей деятельности в группе. Но мне нужно было как-то себя замотивировать и я решил наложить на себя долговые обязательства, объявив сбор добровольных взносов. Кстати, это тоже не сильно помогло, если честно, и несколько месяцев я ничего не делал. Потом уже поймал себя на мысли, что не хочу ставить себя в неловкое положение и отвечать на вопросы: «Куда ушли наши деньги?» Денег скопилось только на сведение, поэтому я всё записал дома, на студию не пошел. Тем более это ещё сильнее бы замедлило процесс.
Я выбрал себе концепцию небрежности, потому что иначе я никогда бы не закончил работу, с моим-то перфекционизмом в музыке. Я буквально заставлял себя закрывать глаза на многие огрехи и неровности с неточностями. Но сейчас я даже немного рад, что выход альбома затянулся, потому что я получил много студийного опыта, немного научился играть на гитаре и альбом стал гораздо разнообразнее, чем мог бы быть изначально.
Признаемся, так как от альбома не знали, что ожидать, ожидали что-то меланхолично-грустное. Но, когда послушали, преисполнились не грустью, а, знаешь, надеждой. При прослушивании хочется улыбаться и пританцовывать и вспоминается солнечный, красивый Петербург. Ты так и задумывал релиз или он получился таким в процессе?
Очень рад, что альбом вызвал у вас именно такие ощущения. Думаю, его звучание и его наполнение напрямую связано с тем, какой я обычно есть. Я практически всегда пританцовывающий и улыбающийся. При этом, в альбоме есть как минимум пара песен с настроением всепоглощающей обреченности и пустоты, и внутри я очень часто пребываю в таком состоянии, параллельно с пританцовыванием. В то же время, я сильно люблю ритмичную музыку. И это, и мой общий музыкальный вкус не могло не отразиться на эстетике альбома. Песни довольно разные, поэтому изначально задумки не было. Я отталкивался от мелодий и ритмов, которые были сочинены вперёд других и звучание формировалось по ходу дела.
Вопрос, который в некоторой степени вытекает из предыдущих. Про песни Аффинаж ты писал: «…иногда мне начинает нравится наша песня уже лишь после того, как её отрепетировали, записали и исполнили множество раз на публике». А как с собственными песнями это работает? И в целом, как ты чувствуешь себя после релиза? Готов отвечать на вопросы «когда следующий альбом?»
Дело в том, что я давно не исполнял свои песни и не сочинял новых. У меня не лезут изо рта эти слова и эти мелодии. Понятное дело, на записи я пел. Но относился к этому чисто технически. То есть, конечно, я понимал, какие должны быть интонации, вкладывал эмоции. Но исполнять не в студии я пока не хочу. Может, потому что я банально растерял навык сольного пения и, может, это всё восстановится, если потребуется.
В этом же смысле, когда меня спрашивают, буду ли я презентовать альбом, я отвечаю, что пока что я сосредоточен на записи и планов не строю, и что когда голова освободится от этих мыслей о моём долгострое, у меня появится ресурс думать в этом направлении. Кстати, уже сейчас ощущаю, что хочу сочинить что-то ещё. Это для меня новая и ценная эмоция. Впрочем, думаю, те, кто ждал этот релиз, уже научены тем, что не стоит мне сильно верить. Я много раз переносил запись. Не берусь ничего обещать.
В 2015 году ты давал сольник в VinyllaSky, к которому был следующий анонс: «Самоуглубленная романтика ночного центра, парочки, опоздавшие на метро, одиночество в клубных огнях — музыка Саши намного светлее, чем творчество его основной группы, но печать питерской меланхолии видна и здесь.» В выпущенном альбоме, по сути, песни, которые ты пел на том концерте, но музыкально переосмысленные. Как бы ты сам охарактеризовал релиз со стороны автора?
Ого, как поэтично охарактеризовано. Думаю, это написал Сергей, наш басист. И, кстати, это прям близко к моим ощущениям. И «Огней Ночных» тоже очень хорошо перекликается. Так что если охарактеризовать, то просто заключаем вышесказанное в кавычки. Я лучше не скажу. Что касается переосмысленности... Её как таковой не было, потому что на тот момент у этих песен не было аранжировок.
Кстати, а расскажи про свой псевдоним «Огней Ночных». Почему ты решил взять новое сценическое имя для альбома и как родилось именно это название?
Родилось в разгонах в компании. В один момент мой товарищ высказал идею, что какого-нибудь диджея звали бы Огней Ночных. И я воспользовался этим. Мне кажется, к музыке на моём альбоме очень хорошо подходит. Старое, я как будто немного перерос.
Насколько ощутима разница тебе самому между тобой из 2015 года, представляющего сольные песни на концерте, и тобой, выпускающим сейчас, в 2024-м году, спустя столько лет, уже записанные песни. Мы имеем ввиду ту разницу между собой настоящим и прошлым, которая никогда не будет видна обычному зрителю. Изменилось ли твоё отношение к тому, о чём ты поёшь? Понимаешь и воспринимаешь ли ты сейчас свои песни иначе? Или, работая с материалом, который был написан давно, ты, наоборот, возвращаешься мысленно в тот период, когда он только-только зарождался?
Скажу однозначно, что во время работы я ощущал себя исключительно как продюсер, который работает с чьими-то песнями. На самом деле, это моё большое желание — быть продюсером. И во многом я отношусь к этому релизу, как к моему некоторому портфолио. В «Аффинаж» у меня тоже имелся лёгкий налёт продюсирования в разные моменты. Но там четыре индивидуальности, так что важно достигать консенсуса или компромисса, когда как получится. А в «Небрежности» я смог развернуться как мне угодно: гитары, тромбон, баки, синтезаторы и прочее. Думаю, звучание альбома может характеризовать мои ощущения пропорций, эстетики, мой подход и внимание к деталям.
Есть в планах закатить по поводу пластинки концерт? Узнать тут ли ещё олды (они тут)? Может быть было в мыслях сделать квартирник, на котором можно по макушку погрузиться в атмосферу твоих песен. Как нам кажется, к подобному формату концерта они подходят как нельзя лучше. В общем, ждать ли нам и слушателям от тебя анонсов?
Повторюсь, пока планов не было. Посмотрю на свою реакцию на реакцию слушателей. Неизвестно, как это всё пойдет и куда приведёт. Мельком у меня проскакивают картинки того, как я исполняю эти вещи. Но пока что это всё незначительно. Может возникнет какая-нибудь мотивация и я передумаю.
Что входит в твои ближайшие творческие планы: сольные, с группой «Аффинаж» или другими проектами? Где тебя можно будет увидеть или услышать в ближайшее время?
С «Аффинаж» у нас всегда в работе что-то новенькое. Сейчас мы докатаем тур и продолжим сочинение новой программы. Хотя, вот я прихожу к выводу, что можно так часто и не выпускать альбомы, как мы это делаем. Люди на концертах часто хотят услышать старенькое, а мы каждый раз привозим им новый материал. Но мы всё равно не можем сидеть без дела.
Лично у меня в планах сочинить тромбоновую пьесу. Пока дальше мысли дело не уходило. Но может быть реакция на альбом придаст мне творческий импульс.
Также у меня есть в черновиках фортепианный авангардный набросок. Его тоже хочется закончить и реализовать. Понятное дело, я не большой пианист, но выразить мысль на этом инструменте хочется. Насчёт других проектов — я всегда открыт к предложениям.
Все пишут по-разному. У кого-то сначала появляется текст, потом музыка, у кого-то — наоборот. Какой подход ближе тебе? И какой инструмент первым звучит у тебя в голове, когда ты начинаешь писать музыку? Есть ли такое, что это как с иностранными языками: на родном мы думаем всегда по умолчанию, а с теми, которые изучаем, приходится долго тренировать себя думать и на них тоже?
Все пишут по-разному. И я тоже пишу по-разному. Хотя именно песни я не писал очень давно. Я думаю, что абсолютно у всех процесс создания происходит любым из возможных способов. Кому-то просто даже снятся строчки. В «Аффинаж» такое было не раз. Наверняка, есть предпочтительные и более часто случающиеся сценарии, но закрепощённости в одном варианте развития событий нет.
Расскажу об одном методе вдохновения. Перед тем, как уже уснуть, когда ум более расслаблен, я представляю в голове некоторую мелодию и затем ещё сильнее отпускаю ум, лишь немного послеживая за тем, что получается в голове. А там такие аранжировки в бессознательном рождаются, что хоть сразу на музыкальную премию. Другое дело, что я ещё не дорос до того, чтобы встать и зафиксировать какую-нибудь идею. Но это всё равно полезно хотя бы даже с определением своей музыкальной эстетики. Это работает как прослушивание хорошей музыки. Только тут ещё и критика снижена максимально. Это очень интересный опыт.
Писать самостоятельно, а не в группе для тебя сложнее или проще? С одной стороны, ты можешь полностью руководствоваться своим видением своего творчества, а с другой, не накладывает ли отпечаток привычка приходить к итоговому результату совместно с группой?
Вы практически сами ответили на свой вопрос. Сложнее в том смысле, что нет стороннего наблюдателя, который может вовремя остановить тебя на хорошей мелодии. Часто самому может казаться, что то, что наиграл, никуда не годится. Ну и в моем случае это просто занимает больше времени, потому что я на альбоме сочинил и сыграл 80% музыки.
А проще, потому что тебе не приходится отстаивать то, что понравилось тебе и не понравилось другим. Нет нужды долго аргументировать, почему ты считаешь, что прав. Короче, снова всегда по-разному. Едва ли у вас найдётся вопрос как минимум музыкального характера, на который я мог бы ответить однозначно. Потому что мы говорим о таких неосязаемых вещах, что одного правильного рецепта тут быть не может и всё складывается из массы факторов и условий.
Говоря с тобой, невозможно совсем-совсем ничего не спросить про Аффинаж. Альбом «Общество с ограниченной ответственностью» увидел свет в прошлом году. Поделись, какой для тебя этот альбом? Как ты относишься к вашему ключевому персонажу, Якову, и к его истории?
Пару лет назад у меня было желание в качестве противовеса основной деятельности поиграть в какой-нибудь группе на электрогитаре. Я подумал об этом и забыл. И спустя какое-то время я вижу, что купил гитару и играю на ней в «Аффинаж». Так что, альбом «Общество с ограниченной ответственностью» буквально помог мне реализовать моё желание. Но как будто на гитаре играть для меня чуть скучнее, чем на тромбоне, хоть и тоже сильно нравится. Но я понимаю, что в данном материале тромбон не столько уместен, сколько агрессивный гитарный тембр.
Что касается героя, я никогда не скрывал и говорил и моим коллегам по группе, что я не силён в концепциях и не слишком слежу за историей. Я всегда сосредоточен на музыке. Разумеется, я понимаю атмосферу песни и не стану пользоваться нехарактерными приёмами. Но обычно общего ощущения мне хватает, чтобы быть актуальным в конкретной композиции.
В посте, который мы уже выше цитировали, ты упоминал о той стороне туровой жизни, о которой часто люди не задумываются вообще. Цитируем: «Это очень насыщенный путь. Вам трудно представить, как часто и сколько компромиссов нужно достигать каждый день. Едва ли кто-то живёт со своими коллегами несколько месяцев в году 24 на 7.» А действительно, как лично ты вывозишь такой график? Насколько сейчас, на 9 году активного гастролирования с «Аффинаж» (считаем от 2016 года, когда вы стали ездить в огромное количество городов), стало проще быть друг с другом постоянно рядом? Ведь на туре всё не заканчивается, вы приезжаете домой и продолжаете работать над материалом.
Не могу найти этот пост, не помню ключевую мысль. Хочу отметить, что это не было жалобой. Мне всё нравится. Но за день до выезда в турне, мне всегда невероятно тоскливо. Ощущение, что я больше никогда не вернусь домой. Но стоит мне отыграть первый концерт, как я сразу перестраиваюсь. С самого первого тура я всегда переводил себя в режим лишений и неудобств. Правда сейчас неудобств минимальное количество в сравнении с первым выездом.
Для меня в туре самое важное — это личное пространство, конечно. Думаю, многие разделят мое мнение. Другое дело, что у каждого могут быть разные границы. Но с каждым годом мы оттачиваем понимание. Если мы хотим ещё много лет писать музыку вместе, нам просто необходимо учиться новому во взаимоотношениях. Мы редко ругаемся. Мне кажется, можно было бы почаще. Просто у нас все такие интеллигентные, что посылание на три буквы принимается очень близко к сердцу. Поэтому этого практически не происходит. Возможно, выпускать пар почаще было бы полезной практикой.
Надо уметь разговаривать. И что самое важное — не пытаться быть правым, а пытаться разобраться в ситуации. Я легко могу быть неправым. Но больше проблем я создам, если буду упираться в ощущение своей непоколебимости. Это приходит с опытом.
А вообще я очень люблю турить. В туре все по графику. Практически ни о чем не приходится думать. Просыпаешься по расписанию, завтракаешь тут же, сел и поехал. Приехал, отчекался, сыграл концерт и на ужин. А потом спать. Это же просто пансионат какой-то.
И ещё немного про «Аффинаж». В 2022 году вышел фильм «Точка сборки» режиссёра Лидии Филипповой. В нём зрители смогли увидеть не только некоторую изнанку группы, но и немного узнали о том, как пишутся песни в группах. Каково тебе было сниматься в фильме и делиться тем, куда обычно зрителей не пускают? Если бы предложили сняться ещё в чём-то подобном, согласился бы?
Для меня всегда большая проблема быть перед камерой. Я ужасно скованно чувствую себя. Даже после обычной фотосессии у меня страшно болят глаза и голова. С этим фильмом было немного легче, потому что это документалка, а не, скажем, клип. В основном, можно было быть собой. И у нас было время привыкнуть к Лиде и остальным ребятам, которые работали над фильмом.
Лично я обожаю такие фильмы про музыкантов. Раньше, когда я покупал DVD с концертами, я всегда проматывал музыку и смотрел общение за сценой. Поэтому, хоть мне и некомфортно перед камерой, но я точно согласился бы снова на подобное, так как понимаю, как это может быть интересно нашему слушателю. Кстати, у многих возникает вопрос , где можно посмотреть этот фильм. До сих пор продюсерами фильма ведутся переговоры со стримингами, так что информации пока нету.
Вы нередко записываете совместные песни с разными музыкантами. Можешь ли ты выделить совместную работу, которая тебе больше всего нравится на данный момент? И есть ли кто-то, с кем бы ещё хотелось записать совместку (в рамках группы или самостоятельно)?
Наверное, моя любимая совместная работа — это песня «Клыки» с группой 25/17. Когда слышал её у ребят на концертах, мурашки по коже бегали, конечно. Что касается желаний, с кем сыграть, конкретно в «Аффинаж» такие инициативы исходят не от меня, так как ребята больше общаются с другими музыкантами. Сольно мне кажется было бы хорошо сделать что-то совместное с «Сироткиным», с «Золото», Ubel. Я предлагал Варваре сыграть на тромбоне в их песне. Но пока не сложилось. Я в целом всегда открыт и ко входящим предложениям. Они были, но стилистически не подходили.
Ты участвовал в проекте гитаристов Руслана Собинина и Антона Спартакова «Samoilovoi». Насколько мы понимаем, формат там импровизационный. Проект уникальный, с абсолютно гипнотизирующей музыкой. Расскажи о том, какого это было для тебя? Насколько было тяжело (или просто) встроиться в формат, в игру Руслана и Антона?
Я далеко не великий импровизатор, но решил согласиться на это предложение, поместить себя в непривычную среду, тем более что мы с парнями часто просто тусовались. Мне не требовалось времени на привыкание к ним. Прошло всё довольно классно. Было ощущение после, будто я в лес сходил. По итогу мне даже нравятся некоторые мои фрагменты исполнения. Правда я давно не переслушивал.
Внешне ты кажешься человеком, который любит и ценит одиночество. Не разрушающее и высасывающее силы, а продуктивное, «правильное» одиночество, которое помогает творить, думать и оставаться человеком. Но внешнее не всегда соотносится с настоящим. Поделись, насколько это впечатление справедливо? Или мы совсем промахнулись в своих суждениях?
Да, я часто хочу побыть один. Хотя нелюдимым меня точно не назовёшь. Меня трудно вытащить из дома. Но приходится выходить. Я легко могу не видеться с друзьями подолгу. Но если я в компании, меня, пожалуй, не заткнуть. Но так как я сильно склонен к меланхолии, в одиночестве я часто просто поедаю себя. Потом поработаю, потом снова попоедаю. Больше всего меня напрягает перемещение по городу. Если бы можно было телепортироваться, я бы чаще виделся с людьми. Или пусть сами приходят. Но это тоже стресс некоторый. Короче, я не знаю.
Достаточно часто ты задаёшь в социальных сетях какой-нибудь вопрос аудитории. Насколько серьёзно ты относишься к ответам, которые тебе дают (конечно, если это адекватные ответы). И нормально ли воспринимаешь, если на серьёзный пост прилетает какой-нибудь разухабисто-стёбный ответ, который вообще, кажется, не в кассу. И из этого вытекает ещё один вопрос — будешь ли ты следить за фидбеком слушателей к твоему релизу?
Чаще я всё же задаю его себе и публично на него отвечаю. Часто я думаю, что это опять же никому неинтересно. Но понимаю, что иногда бывает очень полезно сравнить свои ощущения с ощущениями других людей, раскрыть для себя тему с другой стороны. Бывало так, что я даже удалял пост из-за того, что поступал комментарий от человека, который очевидно прочувствовал момент глубже меня. От этого мои размышления казались мне наивными. Так же часто мне кажется, что я как-то не так выразился, потому что люди пишут совсем не о том, что я имел ввиду. Но это не проблема. Как не проблема и стёбные комментарии. Наоборот я всегда ЗА поглумиться.
По поводу комментариев к альбому скажу, что я обычно пролистываю хвалебные комментарии и выискиваю такие, где люди подметили какую-нибудь мелочь, которая для меня ценна. В основном комментарии короткие по типу «это божественно» или «ты гений». Это очень приятно и похвала сильно подпитывает, но интереснее читать развернутые отзывы с погружением в технические моменты. Но под своим альбомом я прочитаю все комментарии, потому что мне требуется всё, что поможет сильнее поверить в себя, немного я загрустил в этом смысле. Так что приглашаю всех в комментарии.
Есть такая фраза: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Близко ли тебе такое отношение к своим ошибкам или ты остро реагируешь на какие-то свои, как тебе кажется, неправильные действия? Как ты думаешь, возможно ли творческому человеку сделать что-то великое и мощное, совсем не допуская ошибок?
После окончания работы над альбомами я обычно не слушаю их год. Потому что знаю, чего мне не удалось достичь. Спустя год моё мнение не меняется на этот счёт, но отношусь к этим моментам я уже не так остро. Можно ли эти моменты воспринимать как ошибку? Думаю, чаще всего, никто и не заметит.
Можно как угодно относиться к ошибкам: легко или тяжело. Главное, что они не критичные и можно продолжать работать. Да, есть такие моменты, которые долго не дают покоя. Но люди, в целом, переживают и не такое. Так что это всё ерунда, по крайней мере на длинной дистанции.
Где ты чаще всего бываешь счастлив? Есть ли какая-нибудь точка на твоей карте мира, где тебе уютней и спокойней, чем где-либо ещё? Что для тебя, вообще, означает такое эфемерное понятие, как «счастье»? И что делать, если ты несчастлив, но хочешь это исправить?
Заменю слово «счастье» на слово «умиротворённость». И чаще всего это происходит в лесу или возле открытой воды. Я чуть ли не буквально пускаю слюну от расслабления, когда смотрю на морской горизонт. Чувство, будто если бы я и хотел о чём-то подумать, то не смог бы. В лесу похожее ощущение, но чуть более активное. У меня голова отключается уже даже по дороге в лес. Самое обидное, что я и там, и там бываю довольно редко.
А счастье, мне кажется, — ложное и однобокое понятие. «Вечное счастье опять не со мной» («Огней Ночных» - «Румба»). Классно найти индивидуальное ощущение и эквивалент счастью. И никто не скажет, как это сделать. Нужно только в этом поддержать.
Пока мы общались с тобой при подготовке интервью, прониклись твоей вежливостью, корректностью и позитивом. Но у каждого из нас бывают дни, когда совсем не хочется ни с кем взаимодействовать, особенно с незнакомцами, которые стучатся в личку. Бывают ли у тебя подобные настроения? И, если да, насколько часто они случаются? Какова вероятность попасть к тебе под «горячую руку»?
Мне нечасто пишут в личку. Не испытываю с этим трудностей. Но я общительный человек. Мог вручную ответить на 300+ поздравлений с днём рождения. Бывают и противоположные состояния. А отхватить от меня можно в основном в профессиональном смысле, и то, если у меня уже накипело.
Вот недавно наткнулся на видео, в котором девушка призывала не спешить учить, как пишутся ноты, потому что это отдаляет человека от игры на инструменте. Пришлось вступить в дискуссию, потому что я ощутил, что такое заявление буквально способно подрывать общий уровень образованности музыкантов в стране. Просто сейчас очень много подобных каналов, которые сильно упрощают там, где должна быть база. Безусловно, если ты хочешь побренчать в своё удовольствие, можно и не учить ноты. Я так научился играть на гитаре в школе. Но формулировка должна быть другой. Иногда хочется врезать с удовольствием.
Пофантазируем. Представь, что у тебя есть возможность повлиять на какое-либо историческое событие, неважно, когда и где произошедшее. Понятно, что тогда, вполне возможно, поменяется вся история человечества (по типу «эффекта бабочки»), но всё же. Мог бы ты рискнуть и поменять что-то, например, несправедливое, на твой взгляд?
Я заметил, что вы послеживаете за моими социальными сетями. И как раз в одном из постов я рассказывал о том, как встречался с детьми из детских домов и рассказывал им о своём пути. Актуальна эта беседа была, потому что я учился в школе-интернате для слабовидящих детей. Своя специфика. Плюс, была некоторая неблагополучная специфика и дома, где я редко бывал. Но в школе у нас был духовой оркестр. Я играл в нём с 4 класса. Я всегда любил музыку, но воспринимал свою игру в оркестре просто как хобби, даже не собирался поступать в музыкальный колледж. Как-то всё само вышло.
И вот в ходе той беседы, я в очередной раз утвердился в мысли, что именно те обстоятельства в прошлом, которые на тот момент во многом казались мне неудачными, и привели меня туда, где я сейчас нахожусь. Я доволен тем, кем являюсь на данный момент. Да, бывает довольно трудно отследить причинно- следственную связь на такой длинной дистанции. И когда это происходит, хочется смеяться над собой за поспешные выводы, катастрофическое отсутствие терпения, временами даже за упадническое настроение. Но, в то же время, понимаешь, что даже эти ошибки приближают тебя к цели. Неудачный старт — не обязательно неудачный финиш.
Великий русский композитор Игорь Стравинский писал: «Чтобы творить, нужна некая динамичная сила, а какая сила может быть могущественнее любви?» Согласен ли ты с этим утверждением маэстро? Как ты думаешь, что ещё, кроме любви, может быть схожей по вектору с силой?
У меня практически каждая песня — про любовь в разных её проявлениях. Так что я точно с этим согласен. Это не обязательно про любовь к кому-то конкретному. И определение «любовь» можно так же заменить на своё, как и слово «счастье». И любовь никак не отделить от других чувств.
Я для себя также выделил очень мощным влиянием на творчество и мировоззрение в целом законы природы. Не имея ввиду откуда берется ветер, а как всё взаимодействует между собой, по какой логике, как всё подобно всему, как всё подкреплено друг другом и как из этого создаётся один общий, невероятно сложный и в то же время страшно логичный механизм.
Беседу вели: Артём Гарькавый и Нина Анцифирова.
Фото предоставили: Саша Ом, Денис Болога, Екатерина Несмеянова, Кристина Волконская, Нина Анцифирова и Руслан Собинин.
Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Telegram: https://t.me/golosrocka
Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ): https://www.instagram.com/golosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q