Управление Роспотребнадзора по Иркутской области защитило права пассажиров авиакомпании «ИрАэро». После неоднократных предостережений и представлений о недопустимости навязывания клиентам дополнительных услуг сотрудники надзорного органа вынуждены были обратиться с иском в суд. И он встал на сторону потребителей. Решение уже вступило в законную силу. Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на пресс-службу регионального управления Роспотребнадзора.
На протяжении нескольких лет россияне, приобретающие авиабилет на сайте авиакомпании «ИрАэро», автоматически давали согласие на заключение договора добровольного страхования – таковы были условия онлайн-продажи. В 2022 году официальный регулятор – Банк России – сообщил в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области о наличии признаков автоматически предустановленного согласия во время оформления основной услуги по перевозке пассажира.
Предостережение о недопустимости подобной продажи страховки «в нагрузку» было объявлено авиакомпании и в другом регионе. На некоторое время предустановленное согласие на страхование исключили из настроек сайта. Однако позже Банк России как орган контроля страховых компаний вновь выявил признаки несоблюдения требований законодательства. Повторное предостережение результата не принесло. Мало того, в 2023 году выяснилось, что перевозчик навязывает не только дополнительные услуги страхования, но и платный выбор места в салоне, что приводит к увеличению стоимости услуг и нарушает права потребителей.
Руководство авиакомпании отказалось выполнять требования Роспотребнадзора, возражая, что у клиентов есть возможность отказаться от дополнительных платных услуг. Но для этого пользователям необходимо было вникнуть в договоры и вручную отключить ненужные опции.
С учётом систематического нарушения закона, в ноябре 2023 года управлением был подан иск в суд в защиту неопределённого круга потребителей для пресечения противоправной деятельности авиаперевозчика. Так как при заключении договора авиаперевозки не должно возникать условий, вынуждающих клиента оплачивать дополнительные услуги – это признак недобросовестности компании. Заранее проставленное за потребителя согласие не может считаться осознанным выражением его желания заключить договор.
Во время рассмотрения судом искового заявления авиакомпания всё же исключила из настроек сайта предустановленное согласие клиента на дополнительные платные услуги. Тем не менее, действия АО «Авиакомпания „ИрАэро“» признаны противоправными.