Когда узнал более подробно об этом случае - был удивлен предельно, если не сказать мягко - шокирован.
Очень талантливый человек, монах и архиерей русской церкви. Он пишет стихи и является членом союза писателей России. Он рисует, понимает мир искусства. Любит неподдельно мир церкви и монашества. Молится аж до мурашек. Видел ангелов и бесов в подростковом возрасте возле пионерской елки. Не пошел в комсомол в советские по идеологическим убеждениям и дрался с комсомольцами. Служил честно в советской армии, познал и полюбил мир дисциплины и приказов.
При этом ряд его поступков и высказываний показывает в нем предельно рьяного человека, склонного к фанатичным (читай, ригидным) умозаключениям и поступкам. Не знаю признали ли его экстремистом, но на 30 лет наложили санкции. Но это еще цветочки. В конце статьи приведу примеры того, что некоторые вещи тянут даже на богохульство.
Все это похоже на человека - статую: одна часть, человеческая, жива и светла, а вторая будто статуя – то ли в бронзе, то ли в камне забита.
Странно вот что: когда любой человек соприкасается со Христом и является христианином по духовной жизни своей (по духу и истине), то он улучшается. Об этом свидетельствуют тысячи тысяч человеческих опытов и судеб. Становится чистым от тьмы его дух, ум светел, чувства живы и милостивы. Такой человек не может быть фанатом и ригидным. Христос ригидных превращает в широких, светлых и гибких. В этом чудо Христово для людей.
А тут монашествующий, архиерей и такой вот диссонанс между светом и камнем.
Впрочем, посмотрим вместе, дабы не быть голословными. Вы можете, прочитав статью, поделиться своим мнением в комментариях к ней.
Архиепископ Питирим (Волочков).
Он заведует Сыктывкарской и Коми – Зырянской кафедрой. По светскому имени – Павел. Родился в советские, в 1961 году, но советские годы почему-то не любил. Ленина считал врагом и сатаной.
При этом восторг от царского режима. В духовной сфере является одним из тех ярых монархистов, которые верят в царя – искупителя.
На мой взгляд (вы вольны не согласиться – пишите в комментариях, что думаете) царь – искупитель – это уже отживший и неработающий образ и реальность. Прошли времена теократической монархии, политический мир развивается в других формах, современных. Поэтому, о каком царе – искупителе может идти речь, когда духовная культура сама выродилась? Такой «царь» просто не впишется в мир современной политики: жесткой, циничной, расчетливой.
Нелюбовь к Ленину.
Казалось бы, что мальчику – пионеру советских плохого мог сделать Ленин, чтобы его ненавидеть? У мальчика – пионера было бесплатное образование, бесплатная медицина, он не в гаджеты резался и тупил свой детский ум, а работал в пионерской организации, занимался общественно полезными делами, его учили грамотные педагоги - воспитатели советских. Но нет – ненависть к Ленину и причисление его к сатанистам. Такое было в душе пионера Павла.
Когда в современной Украине стали рушить памятники Ленину (этот процесс в общественном пространстве стали называть «ленинопадом»), то архиепископ Питирим (бывший пионер советских Павел) комментировал этот процесс, как правильный.
С одной стороны, у Владыки Питирима было представление об Украине как о рассаднике зла. Но вот мол то, что они рушат памятники Ленину – это доброе. Может быть все наоборот? – просится вопрос.
Морализатор искусства.
Когда в Сыктывкаре в 2006 году делали постановку А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде», Владыка сильно возмутился и обращался к властям: дискредитация церкви и священства. Хотя, Пушкин не высмеивал святое, у него есть стихи восхищения подвижниками святыми. Он высмеивал «поповщину». Это другое. Критика может быть полезный. Но Владыка так не считал.
Церковь исцеляет ковид.
На одну из Страстных пятниц эпохи ковида (правильней сказать – Великую пятницу, это самый строгий постный день в христианском году. Кстати, он проходит сегодня), Владыка заметил, что церковь удаляет все нечистоты. В том числе и нечисть ковида она удалит.
Конечно, прекрасно, что церковный человек, архиерей, так верит в святую церковь. Но как немало священников потеряли мы в период ковида. По той же причине: неосторожности. Мол, я в церкви - я защищен. Но мы помним из Евангелия, когда Христа искушал сатана и говорил: бросься с колокольни и ангелы Тебя подхватят, не разобьешься, Христос не повелся на эту уловку. Заметив сатане, не надо искушать Господа Бога своего.
Христианство оно ведь про дух, истину и смысл, а не про безрассудную веру и поступки. Если я верю, что меня не убьет сильный ток, то он меня не убьет? Да только ток так не думает.
Излишняя политическая рьяность.
Владыка Питирим монах. Он сознательно выбрал эту стезю. Он любит монашество и церковь. Это неподдельно в нем. Но странным образом он почему-то вовлекается в политику.
Но дело даже не в этом. Просто это вовлечение несколько, как мне показалось, однобокое. Такое ощущение (не истина, а именно ощущение), что черпается знание о политике современности из одного источника – федеральных каналов РФ. Наверное, этого недостаточно. Надо посмотреть с разных сторон, сопоставить разные источники проверенной информации, чтобы правильно разобраться в политике, уж коли она интересна.
В результате же однобокого взгляд в выступлениях Владыки идет демонизация народа Украины и великая сакрализация президента Путина. За демонизацию народа Украины, Владыка Питирим, как и многие другие священники и богословы был внесен в санкционный список Украины президентом ее, Владимиром Зеленским, на срок 30 лет. В список попали и профессор богословия Осипов, миссионер Ткачев и другие.
Зеленский считает, что эти люди разжигают межнациональную вражду и потворствуют геноциду его народа.
Зачем Владыке, монаху, все это? Зачем ему в проповедях говорить о политических событиях, если можно объяснить значение евангельских событий и влияние их на духовную жизнь людей? Ведь этого от него ждут люди, пришедшие ко Христу и в церковь.
Рьяность.
А хороша ли такая рьяность для христианского монаха и архиерея? Не является ли она родом чего-то темного? Это вопрос, а не утверждение. Я не знаю. Допускаю, что может являться
Преклонение перед Путиным.
Как сказал выше, Владыка Питирим – талантливый поэт и член союза писателей России. Весьма таинственно открылся в нем этот дар. Ему нужен был поэт, чтобы писать церковные гимны. Он стал искать такого человека и просить Бога о помощи в молитвах своих. Господь в один раз открыл ему: что таким поэтом, таким человеком являешься ты сам, Питирим. И Владыка стал писать. Он опубликовал уже 18 сборников стихов, многие на духовную тему. Прекрасно. В этом велик Господь и талант Владыки. Слава Богу, как говорится.
Но та самая политическая рьяность подстегнула Владыку Питирима писать стихи – дифирамбы Владимиру Путину. Совпало это и с представлением архиерея Питирима о царе – искупителе. Владыка «увидел» в Путине такого царя – искупителя России. И стал посвящать ему стихи. Ниже я приведу отрывки из них.
Другое скажу пока.
Знаете, в советское время, в школе, мне не нравился Владимир Маяковский (хотя это гениальный поэт и человек) из-за его поэм про Ленина. Ну вот не люблю я лизоблюдов. Представитель власти, политик является человеком на ответственной должности. И как любой человек ошибается, несовершенен и грешен. Надо говорить ему правду и о его силе, и о его слабостях. Это полезно. А когда начинается «сакрализация», она же вредит самому тому, кого сакрализируют.
Что разве Ленин нуждался в дифирамбах Маяковского? Ленин был самодостаточным человеком и в этом не нуждался. Нуждается ли Путин в дифирамбах ему? Не думаю. Думаю, что он нуждается в другом.
Так вот, у Ленина был Маяковский, а у Путина появился поэт и архиерей Питирим, который написал уже множество стихов про Путина – царя.
Послушаем фрагменты.
Бог спас мою милую Родину,
Когда час страны догорал,
Борисову червоточину,
Волков окруженье убрал.
И лучше Владимира не было,
Другой бы Россию продал.
Он топчет дракона уверенно
И аспидов бьёт наповал.
Посредством Владимира Путина
Весь мир наш Спаситель спасёт.
Была б Русь Святая разрушена,
Но с Избранным не упадёт.
Или вот другое.
Мы победили в сорок пятом,
Вновь бить врагов настал черёд.
Ведёт, как Моисей, нас Путин,
Он в сердце Дух Христов хранит.
Бог Крепкий в нём, Советник Чуден!
Дан Президенту меч и щит.
Или еще
Путь его избранный, Богоугодный.
Строит Ковчег он, как Ной.
Быть президентом наш Путин достойный, -
Кормчий России родной!
Как видим из стихов, для Владыки Питирима Путин и царь, и пророк, и Ной, и Моисей. Вся Библия в нем.
Путин даже крупнее для Владыки – Он спаситель. Тогда резонный вопрос: а Христос тогда Кто?
Не тянут ли такие стихи на богохульство? Когда светский президент ставится вровень с Богом?
Маяковский, замечу вам, до такого не доходил. У него было человеческое восхищение Лениным (правда излишне рьяное), но здесь…Здесь страшней.
(по материалам Сыктывкарской епархии, биографии Владыки Питирима на в википедии, интервью с архиепископом Питиримом на Ютуб канале в программе "В поисках Бога", постов сети VK)
Послесловие.
Вот потому, узнав о всем этом, я был просто шокирован. Помолился за спасение души Владыки Питирима, просто как человек, как христианин. Спаси его Господи.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями
Приглашайте на этот канал.
Добра всем и любви.