"Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". (Мф. 5:48)
"Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя" (Лк. 18: 40-42)
"Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас". (Лук.17:5,6)
Читая «сказочные жития» древних благочестивых людей (впоследствии земная церковь их причислит к лику святых), поражаешься обилием невероятных чудес совершаемых ими в повседневной жизни. Сдвинуть гору, воскресить мёртвого, исцелить немощного, прокатится на чёрте по святым местам, нести слово Божие с отрубленными органами тела - вот далеко не полный список.
Существует даже термин цефалофор (от греческого "несущий голову", "главоносец") - для обозначения чуда, когда святой после отрубания головы нес свою собственную голову.
Считается, что данная иконографическая схема опирается на образы из двух текстов:
1. Иоанн Златоуст
ПОХВАЛЬНАЯ БЕСЕДА о святых мучениках Иувентине и Максимине /Еввентии и Максиме, пострадавших при Юлиане Отступнике: "Тогда головы их сделались еще более страшными для диавола, нежели когда они издавали голос, подобно голове Иоанна, которая была не так страшна, когда говорила, как тогда, когда безмолвно лежала на блюде, потому что и кровь святых имеет голос, не ушами слышимый, но охватывающий совесть убийц."[...] "Как воины, указывая на раны, полученные ими от врагов, с дерзновением беседуют с царем, – так и они, неся на руках отсеченные головы свои и выставляя их на вид, легко могут получить все, чего ни пожелают, от Царя небесного."
2. Жизнеописание святого Дионисия Парижского.
Наиболее известным кефалофором является святой Дионисий Парижский, небесный покровитель Парижа, первый епископ Парижа. (Подробнее: Кефалофор. Святой главоносец без головы. (18+))
В каком-то смысле, чудо в этих книгах представляется совершенно обыденным, естественным проявлением человеческой жизни.
Почему же этого нет сегодня? Более, нет вообще ничего, что отдалённо намекало бы на подобный феномен. Кстати, сегодняшняя прозорливость старцев (так одурманивающая благочестивых паломников), у христиан прошлого не считалась чем-то особенным и выдающимся. Так, банальность.
Все условия для Веры созданы. Храмы Божии горделиво возвышаясь сверкают позолоченными главами. Ничто и никто не мешает открыто верить, крестится в общественном месте (в России точно), идти в монастыри для аскетического самосовершенствования и т.д. и т.п.
Но нет у нас ни древних чудотворцев (хотя весь интернет переполнен сообщениями о помощи для лечения деток от страшных болезней), ни преп. Серафимов Саровских или праведных Иоаннов Кронштадтских.
Мне приходилось слышать, что сегодня нет нужды в подобных вещах. Это введёт в соблазн, а мы уподобимся древним иудеям, которые с маниакальной настойчивостью требовали предъявить им знамения с небес и чудеса. Нечестивые императоры канули в Лета (как и безбожный режим недалёкого прошлого), а чудеса Божии совершаются прикровенно, тихо и их видеть может только верующее сердце. Если ты их не видишь, это твоя проблема.
Что же, эти аргументы не лишены смысла и имеют право быть. Однако идут в жёсткое противоречие с Христовым завещанием: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Но, самое главное, это: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13:35).
Сегодня это колоссальный дефицит. Причина которого, на мой взгляд, вскрыта Христом: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Это абсолютно точный диагноз и дух нашего времени.
Отсутствие любви к тем за кого распялся Христос, за «малых сих», нельзя реинкарнировать «щелчком пальца». Это серьёзнейшая и необратимая болезнь, поражающая до самых глубин сердце и душу. Она не вызывает раковых болей. Душа окаменевшая просто бесчувственна и лишена человеческой эмпатии.
У Данте в «Божественной комедии», есть момент, который глубоко запал мне в душу. В одном из кругов ада поэт видит человека, пребывающего в мучениях. Поэт сильно удивлен, поскольку только «вчера» общался с ним на земле (это был весельчак, ловелас-распутник и т.д.). На вопрос, как он оказался здесь, ведь вчера они с ним виделись и о его смерти поэт ничего не знал, тот отвечает, что он уже давно в аду. В его теле живёт кто-то иной, о котором он не знает. Простите за резкость. Пусть это гениальное произведение и вымысел, но мне часто кажется, что подобные люди живут вокруг нас.
Любовь и сострадание к подобным себе, это единственное условие для истинной Веры и Жизни в истинном Боге.
Вера – особая благодать Божия, которая даётся людям Божиим. На древнееврейском языке, «вера» звучит как «омуна», от слова «омен» – твердый. «Вера» очень близкое понятие к слову «верность». Бог верен своему обещанию – человек верен Богу. На греческом, «вера» звучит как «пистис», несколько меняя первоначальный и более древний смысл этого слова. Слово «вера» встречается в Св. Писании 243 раза. О «вере», как особом благодатном даре Божием мы читаем в Прем. (3;14) «… ибо дастся ему особенная благодать веры…». В 1 Мак. (2;59) говорится: «Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени». В книге Сир. (46; 18) говорится о пророке Самуиле: «по вере своей он был истинным пророком, и в словах его дознана верность видения». В Евангелии от Матфея (9;22) узнаем, что вера спасительна для человека: «…дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя», и т.д. Печальным вопрошанием для моего сердца звучат слова Спасителя: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле»?
Ни Вера нуждается в нас, а человек – растерянно-опустошенный, депрессивно-шизофреничный, нуждается в ней. Я говорю о вере, не как о сиюминутном психологическом состоянии современного человека, а о вере, как об онтологической реальности, если угодно двери, которую необходимо открыть для обновленного мира. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
В конце концов, я верю не потому, что знаю о своей способности или возможности добиться желаемого результата, а верю потому, что знаю о недостаточности своих сил для того, чтобы восторжествовала Правда и победила Любовь. Я верю, потому что слишком хорошо осознаю собственную немощь. Бог нужен тогда, когда всё уже НЕВОЗМОЖНО! Если оно возможно, тогда Бог не нужен или как говорил Ницше: "Бог, умер"! Не в том смысле, что Бог умер, а в том, что людям Он больше не нужен. В главе 3 книги Притч. ст. 3 – 4 узнаем, что «милость и истина» - сакральный смысл и тайна того, как Бог желает относиться к человеку и желает, чтобы люди относились к друг другу. «Пойдите, научитесь, что значить: милости хочу, а не жертвы». (Мф. 9;13). В этом и смысл веры способной творить чудеса, а не пленять человеческое воображение превращая в потребителя чудесного.
Какие подвиги веры можно ожидать от "рода лукавого и прелюбодейного", алчных "князей церкви" и сумасшедших лжепророков. Их вера – это не прыжок через пропасть этого лукавого мира в объятья может быть и сурового, но любящего Отца. Их вера - это противоестественная экзальтация летящего в бесконечную бездну человека, чьи сюрреалистические фантазии никогда не найдут своего могучего корня и фаворского света. И они получат свою честно-заслуженную награду.
А что мир? Он так и останется без чудес веры?
Думаю, человек сам для себя должен честно ответить на вопрос Спасителя: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле"?
Герой одного фильма сказал: "Чем больше человечество пользуется разумом, тем меньше остаётся поле для участия Бога".