Найти тему
Киностудия «NEW ART MEDIA»

Как начать работу над сценарием: практическое руководство для новичков в кинопроизводстве

Оглавление

Введение

Привет! Я Иван Артемов, продюсер и режиссер из «NEW ART MEDIA». Сегодня я хочу поделиться с начинающими сценаристами и режиссерами секретами создания успешного сценария. Многие задаются вопросом: «С чего начать?».

Любой сценарий начинается с идеи. Но как найти ту самую, которая вдохновит вас на создание целого мира? Идеи могут прийти откуда угодно — из личного опыта, новостей, книг, фильмов или даже снов. Главное — быть открытым к новому и всегда носить с собой блокнот (или использовать заметки в смартфоне), чтобы запечатлеть момент вдохновения.

Порядок работы над сценарием

Первое – создание Логлайна. Это краткое описание сюжета вашего фильма, сформулированное в одном-двух предложениях. Он необходим для того, чтобы быстро заинтересовать и передать суть истории потенциальным зрителям, продюсерам или инвесторам. Хороший логлайн включает в себя главного героя, его основную цель и препятствия на пути к этой цели. Логлайн должен запоминаться и впечатлять, выделяя ваш проект среди других.

«Брюс всемогущий», режиссёр Том Шейдяк
«Брюс всемогущий», режиссёр Том Шейдяк

«Достучаться до небес»: Два мужчины, столкнувшиеся со смертельным диагнозом, пускаются в путешествие, чтобы воплотить свои последние желания, но сталкиваются с внутренними страхами и внешними угрозами от бандитов, осложняющими их миссию.

«Чужой»: Экипаж космического корабля обнаруживает на борту смертоносное инопланетное существо, начиная борьбу за выживание в замкнутом пространстве, где каждый угол может скрывать угрозу.

Поделитесь в комментариях своими версиями логлайнов для известных фильмов – давайте вместе обсудим! Это увлекательно ;)

Логлайн помогает сценаристу, выступая как компас в процессе написания сценария. Он выявляет основную идею истории, обеспечивая четкое направление для развития сюжета и персонажей. Сформулировав логлайн, сценарист, в моменты сомнений, всегда может вернуться к нему, чтобы убедиться, что история не отклоняется от задуманного курса.

Иногда, разрабатывая синопсис, сюжет обретает неожиданные повороты, делая первый логлайн не совсем точным. В таких случаях обновление логлайна становится ключом к точному представлению сути истории. Это подход отражает гибкость творческого процесса и важность адаптации к новым идеям.

Киногерой Midjourney.com
Киногерой Midjourney.com

Создание Библии персонажей

Создание Библии персонажей — это процесс детального описания каждого ключевого персонажа вашего сценария, включая их биографии, мотивации, желания, страхи, и как они меняются в ходе сюжета. Этот документ становится фундаментальным ресурсом для глубокого понимания персонажей и обеспечения их логической последовательности на протяжении всей истории.

Разработка библии персонажей позволяет сценаристам создавать убедительных героев с естественными действиями и мотивациями, обеспечивая их последовательность через весь сценарий. Библия персонажей не только служит напоминанием о деталях персонажей, но и облегчает коммуникацию внутри съемочной группы, предоставляя всем участникам проекта глубокое понимание характеров для их точной интерпретации.

Киногерой Midjourney.com
Киногерой Midjourney.com

Чтобы создать эффективную библию персонажей, необходимо включить следующие элементы:

· Основные характеристики: Имя, возраст, внешность, профессия, социальное положение.

· Бэкграунд: Семейное положение, образование, важные события прошлого, которые повлияли на формирование персонажа.

· Мотивации и цели: Чего стремится достичь персонаж и почему.

· Конфликты и препятствия: Внутренние и внешние барьеры на пути к достижению целей.

· Развитие персонажа: Как персонаж меняется в ходе сюжета.

«Железный человек», режиссёр Джон Фавро
«Железный человек», режиссёр Джон Фавро

Тони Старк — миллиардер, гений, плейбой, филантроп. Сорокалетний мужчина с выдающимся интеллектом и харизмой, владелец гигантской корпорации по производству оружия. Внешне беззаботный, но глубоко внутри скрывающий раны от потери родителей и тяжести семейного наследия. Образование и богатство предоставили ему мир, где каждая мечта становится реальностью, но один момент пленения меняет все. Старк видит разрушительную силу своих изобретений и решает изменить мир к лучшему. Его мотивация — защита человечества от тех же угроз, которые он когда-то помог создать. Внутренние страхи и внешние враги осложняют его путь. Но преодолевая их, Тони Старк, одетый в броню Железного Человека, находит истинное предназначение и смысл своей жизни. Его история — это метаморфозы от бездумного создателя оружия до героя, оберегающего мир.

Сценарист Midjourney.com
Сценарист Midjourney.com

Создание синопсиса

Синопсис представляет собой текст, в котором отсутствуют диалоги, а внимание уделяется исключительно персонажам и их действиям, раскрывающим сюжетную арку от начала и до конца. Описание персонажей в синопсисе касается их роли в истории, их внутренних и внешних конфликтов, мотиваций и трансформаций, через которые они проходят в ходе сюжета.

Текст строится таким образом, чтобы читатель мог четко понять, кто является действующими лицами истории, что ими движет, какие значимые действия они совершают для достижения своих целей и как эти действия влияют на развитие сюжета и на других персонажей. Синопсис должен демонстрировать, как главные конфликты появляются, развиваются и разрешаются, ведя читателя через все ключевые моменты истории к ее логическому заключению.

Пример того, как может выглядеть синопсис: «…Со временем, после долгих месяцев бега, Форрест останавливается посреди пустынной дороги, обращаясь к собравшейся толпе с простыми словами о том, что он устал и собирается идти домой. Этот момент оказывается поворотным для всех, кто следовал за ним: они стоят в замешательстве и разочаровании, задаваясь вопросом, что же им делать теперь, когда их лидер решил прекратить свое путешествие…»

Сценарист Midjourney.com
Сценарист Midjourney.com

Создание сценария с действиями и диалогами

Как только сценарист убеждается, что весь синопсис работает и история выглядит цельной и убедительной, он переходит к следующему важному этапу — созданию сценария с действиями и диалогами. На этом этапе сценарист начинает с расширения основных событий синопсиса в полноценные сцены, определяя локации, время действия и конкретные действия персонажей.

Действия в сценарии описываются четко и лаконично, давая читателю понять, что происходит. Диалоги же служат мощным инструментом для раскрытия внутреннего мира персонажей, сочетаясь с его действиями, раскрывает глубину и многогранность героя, поскольку, подобно реальным людям, персонажи зачастую действуют вопреки своим словам. Это разница между словами и действиями добавляет сложности в восприятие персонажей, делая их более реалистичными и запоминающимися (Диалог – это искусство и отдельная тема для статьи).

По мере продвижения работы над сценарием важно регулярно возвращаться к синопсису, чтобы убедиться, что сценарий остается верным изначальной идее и сюжетной арке. Этот процесс может требовать нескольких переписываний, поскольку сценарист исследует различные пути развития истории и персонажей, стараясь достичь наибольшего эмоционального резонанса у аудитории.

Книги Midjourney.com
Книги Midjourney.com

Список литературы

Блек Снайдер – «Спасите котика!»

Дэвид Говард и Эдвард Мабли – «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»

Если вас заинтересовала тема создания киносценария, у меня есть для вас отличный бонус. Я подготовил Чек-лист для базовой оценки идеи и сценария, который поможет вам проанализировать и улучшить вашу идею до того, как приступить к написанию. Этот чек-лист вы можете приобрести на моей странице на Boosty.

Заключение

Создание сценария — это непрерывный процесс, требующий терпения и готовности к постоянным улучшениям. Каждый этап, от логлайна до финальных диалогов, важен для развития увлекательной истории. Запомните золотое правило: сценарий постоянно переписывается, раскрывая глубину сюжета и персонажей. Этот процесс не только улучшает текст, но и приближает создание истории, способной тронуть аудиторию.

Часто задаваемые вопросы

1. Сколько времени нужно, чтобы написать сценарий?

Время, необходимое для написания сценария, может сильно варьироваться в зависимости от множества факторов, включая сложность сюжета, опыт сценариста и рабочий график.

2. Должен ли Режиссёр уметь писать сценарий?

Здесь есть разные мнения. Режиссеру не обязательно уметь писать сценарии, но понимание процесса может значительно обогатить его работу. Это умение помогает в визуализации истории, взаимодействии с сценаристами и адаптации сценария под собственное видение фильма. В конечном итоге, основная роль режиссера заключается в реализации проекта на экране, а написание сценария является дополнительным, но полезным навыком.

3. Почему в синопсисе не пишут диалоги?

Синопсис фокусируется на обзоре сюжета, ключевых событиях и развитии персонажей. Включение диалогов может отвлечь от основной цели синопсиса и сделать текст перегруженным. Диалоги лучше всего работают в полном сценарии, где они взаимодействуют с описаниями действий и помогают раскрыть характеры персонажей и продвигать сюжет.

Вы можете поддержать меня на Boosty и получить доступ к эксклюзивным материалам. Наш Сайт, Мы в YouTube, Мы в Telegram, Мы в VK

Если статья была полезной, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Спасибо за поддержку!

С теплыми пожеланиями, Иван Артемов, режиссёр и продюсер «NEW ART MEDIA»