Найти тему

Поезда, которые ходили только до Гребёнки в разные годы. И уникальный одним перегоном поезд Гребёнки - Москва образца 1987 года

Слово-то какое - гребёнка! Вот так скажешь, и каждый думает про что-то своё. Кому-то вспомнится расчёска или такое приспособление для скрепления прически. А кому-то на ум придет электротехническая гребёнка, которой можно соединить, например, несколько автоматических выключателей, "сидящих" на одной фазе. В лютые морозы в нынешнем декабре пришлось мне менять такую в доме. Это ж как вспомню, как раньше заморачивались со всеми этими перемычками в прежние годы. Свои гребёнки есть в стоматологии, в швейном деле. А есть и такой город - Гребёнка в Полтавской области. Расположен же он на речке с не менее интересным названием - Гнилая Оржица, которая начинается у села Счастливое. Что только не найдешь на карте! Причем название реки, скорее всего, произошло от слова "ржа", которое имеет прямую отсылку к ржавчине. Скорее всего, за цвет воды.

Гнилая Оржица. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гнилая Оржица. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В конце XIX века в эти края пришла железная дорога. Какое-то время станция называлась Петровка, какое-то время - Тень. В самом начале ХХ века село было переименовано в честь украинского баснописца, поэта, писателя Евгения Павловича Гребёнки. Он выходец из этих мест, родился в одном из сел недалеко отсюда.

Уже в 1905 году местные железнодорожники, а станция начала развиваться достаточно быстро, участвовали в забастовке времен Революции 1905 года. Поэтому можно попробовать поискать станцию и в справочнике за 1907 года, который есть в моем распоряжении.

А вот в годы войны еще до захвата немцами города / станции здесь действовала группа немецких диверсантов, которые наводили самолеты противника на мощный железнодорожный узел. И еще один "числовой" факт из жизни поселка / станции - Гребенка была оккупирована немцами ровно 2 года - с 19 сентября 1941 года по 19 сентября 1943 года. Городом же это место станет в 1959 году. В советские же годы это будет очень мощный железнодорожный узел на котором сходились линии со стороны Киева, Полтавы, Черкасс и Прилуки.

В 1907 году я действительно обнаруживаю Гребёнку в справочнике с расписанием поездов. Причем, есть у меня такое подозрение, что это действительно было что-то типа конечной станции для целого ряда поездов, которые соединяли станцию с Оржицей. По крайней мере, судя по номерам поездов, можно сделать вывод, что далеко они шли вряд ли, а выполняли роль, отведенную современным электричкам. Первым в 03:45 утра отправлялся поезд № 771, который через 15 минут был в Оржице. В 10:45 был второй № 773, в 15:57 - третий № 775 и в 20:35 - четвертый № 777. Сразу же вспоминается рейс S7 777, который долгие годы совершал полеты по маршруту Иркутск - Москва. Ну а далее там со станции Оржица через станцию Круты можно было попадать на Киев, Чернигов, Воронеж и т.д.

Гребёнка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гребёнка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, наверное, считать это полноценным поездом нельзя, но были в обороте такие 15-минутные по продолжительности рейсы.

В 1936 году Гребёнка была уже важной станцией на линии Бахмач - Одесса. Здесь останавливались сразу два поезда на Одессу, еще два на Полтаву, Приходили же они со стороны Киева и Москвы. Стояли по 10-25 минут, но теоретически на станции функционировал буфет для перекуса в пути.

В 1946 году через станцию уже проходил поезд № 77 из Харькова на Киев, Гребёнка у него была одной из самых длинных остановок - 20 минут. также на 20-26 минут здесь останавливались поезда Москва - Одесса № 71/72 и Бахмач - Черкассы. Но своего поезда не было.

А вот открыв справочник 1969 года, мы уже обнаруживаем поезд № 195/196 сообщением Гребёнка - Москва. В 4:30 он отправлялся из начального пункта, следовал через Бахмач и Брянск и уже через 15 часов в 19:30 пассажиры оказывались в Москве С Киевского вокзала назад поезд отправлялся в 01:50. Конечно, это не очень удобно, но представляете что значило иметь свой поезд для города с таким небольшим населением! Время в пути из Москвы в Гребёнку 17 часов 19 минут.

В 80-е годы его нумерацию меняют с сотых номеров на пятисотые. Например, в 1987/1988 гг. это был поезд № 595/596. Но ходить он стал еще быстрее. В 08:46 отправление и ив 23:18 прибытие на Киевский вокзал Москвы через 14 часов 32 минуты после отправления. Уже в 02:40 он разворачивался и шел в обратную сторону, чтобы через 15 часов 36 минут оказаться в Гребёнке. В 11:47 поезд в сторону Москвы был на станции Бахмач, в 12:11 в Конотопе, в 16:19 в Брянске (стоял, кстати, всего 11 минут), в 18:23 - Сухиничи. А вот дальше просто какая-то фантастика. Справочник не дает остановок до самой Москвы. Даже Калугу, в которой останавливались почти все даже скорые и фирменные, этот № 596 пролетал без остановки. Шёл он при этом в принципе не очень быстро, но остановок не было! Вот скан, если не верите:

№ 696, последний столбец
№ 696, последний столбец

На обратной дороге та же история. Поезд № 595 не останавливался в Калуге! В областном центре не останавливался поезд 500-й нумерации!

Ну а в 90-е и тем более в 2000-е годы поездов с разворотом в обратную сторону на этой станции больше не было. Пригородные может быть какие-то и были, но чтобы вот поезд дальнего следования был - такое не встречалось. А потом и сама станция Гребёнка из справочников исчезла.

Спасибо, что читаете мой канал! До встречи!