В этой статье вы можете найти фразу из фильма "Властелин колец. Братство кольца" и принять участие в конкурсе, главным призом (и единственным) будет коробка игры Similo The Lord of the rings.
Оригинальное название: Lisboa
Жанр игры: стратегия
Издатель в России: Лавка игр
Количество игроков: 1-4
Сложность правил (по данным сайта BGG): 4,58 из 5
Возраст: от 12 лет
Время партии: 60-120 мин
Автор игры Витал Ласерда родился в Лиссабоне (и до сих пор проживает в нем). Он создал игру про страшную природную катастрофу, которая произошла в его городе. 1 ноября 1755 года произошло землетрясение магнитудой 8,5-9 баллов, после чего город накрыло цунами, и начались многодневные пожары. Это игра о восстановлении Лиссабона после Великого лиссабонского землетрясения. Маркиз ди Помбал, бывший в то время Министром иностранных дел, был назначен королём возглавить работы по восстановлению города.
Цель игры
Игрокам предстоит принять на себя роль дворянства, взаимодействующего с инженерами и архитекторами, помогающими Маркизу ди Помбалу отстроить Лиссабон заново.
Что в коробке?
В коробке мы найдем большое игровое поле, 4 двуслойных планшета игрока, жетоны товаров, проектов, общественных зданий, кварталов, милости, духовенства. Карты политики (4 колоды), кораблей, указов. 63 кубика щебня, маркер казны, и 4 комплекта маркеров и фигурок для каждого игрока. Органайзер в игре простой, с множеством ячеек под компоненты.
Подготовка к игре
На планшете каждого игрока размещаются 5 маркеров наборов щебня, 8 маркеров лавок, 8 фигурок служащих, по 1 жетону товара каждого типа, 10 реалов, 2 случайных жетона духовенства, 1 случайный жетон милости, 1 случайный жетон начального проекта. Маркеры и фигурки служащих размещаются на соответствующих местах на игровом поле.
Жетоны общественных зданий перемешиваются и раскладываются на две стопки (зеленая и синяя). Жетоны цен размещаются на отмеченных ячейках. Жетоны кварталов выкладываются на 5 ячеек на игровом поле. Жетоны победных очков случайным образом выкладываются снизу карты города. Из мешка случайно достаются жетоны духовенства, маркер кардинала размещается на ячейке с символом конверта. Маркер казны ставится в ячейку 3 шкалы казны. Карты политики перемешиваются, все, кроме синих разделяются по типам и цвету (эпохе). Игроки получают по 5 карт синей колоды. Красные выкладываются в соответствии с типом и открывается верхняя карта. Остальные карты располагаются рядом с игровым полем. Карты кораблей также разделяются по цветам, и выкладываются в соответствии с количеством игроков.
Симуляция землетрясения. Кубики щебня случайно достаются из мешка, и выкладываются по краю центра города, на строительных площадках для общественных зданий, а также на месте для груды щебня. Кубики щебня трех цветов, символизируют разные разрушения: бежевые кубики - от землетрясения, красные от пожаров, синие от цунами
Игровой процесс
В начале расскажу об игровом поле и планшете игрока
На игровом поле расположены следующие элементы игры:
Королевский двор. На эту часть поля разыгрываются игровые карты. Причем карта должна соответствовать дворянину, действия которого хочет совершить игрок.
Трек влияния. Расположен под королевским двором. Влияние нужно для одного из четырех действий - визита к дворянам (об этом далее), а также его можно потратить при нехватке денег. Если не хватает влияния, то игрок расплачивается победными очками.
Шкала казны. Определяет сколько игрок получает реалов (деньги в игре) при розыгрыше карты казны и влияет на стоимость постройки лавок.
Церковная галерея. По ней перемещается фигурка кардинала. Игрок может ходить на одну или две клетки (одно из действий государства), после чего забирает жетон духовенства с клетки где остановился кардинал. Жетон духовенства дают игроку хороший бонус или скидку на определенные действия.
Центр города. В начале игры по краям центра города и на местах общественных зданий лежат кубики щебня, которые в процессе игры забирают игроки. В кварталах игроки строят лавки, а по краям центра города строят общественные здания.
Шкала рынка. На ней расположены маркеры цен, которые определяют стоимость товаров.
Груда щебня. Это несколько кубиков щебня, из которых, в определенные моменты игры, можно брать кубики.
На планшете игрока есть три широких слота сверху и три узких снизу, они предназначены для размещения карт. В левой части планшета расположены места для хранения товаров. В начале игры можно хранить по два товара одного типа. В дальнейшем, за каждый набор щебня (три кубика разного цвета) добавляется +1 товар.
Ближе к центру лежат маркеры наборов щебня, под ними расположено место для хранения наборов щебня, и жетоны милости. Каждый набор щебня "освобождает" маркер, который можно использовать для получения дополнительной карты цели.
В середине планшета расположены проекты, выполненные и не выполненные, справа фигурки лавок и служащих. В верхнем правом углу - место под жетоны духовенства.
Игровой процесс построен на розыгрыше карт. На руках у игроков по 5 карт в течении всей игры. Всего есть два вида карт
1) Карты дворян
2) Карты казны
Партия делится на два периода. В свой ход игрок может разыграть одну из своих 5 карт с руки, чтобы совершить одно из четырех действий или взять жетон золота (это плохой ход, по сути пас).
В верхней части карты дворян указана величина влияния, в нижней - награда или штраф. Всё это работает при розыгрыше карты в портфолио (об этом далее). На самой карте изображен один из трех дворян: король, министр строительства или премьер-министр. Изображение дворянина важно при розыгрыше карты в королевский двор (на поле). Также на карте есть художественный текст про историческое событие.
В нижней части карты казны указан бонус, который можно получать постоянно после розыгрыша в портфолио. На самой карте изображено действие или награда, которую получает игрок при розыгрыше в королевский двор.
Каждую из двух карт можно сыграть двумя способами: в портфолио (на свой планшет) и в королевский двор (на игровое поле). Получается 4 основных действия.
У каждого из дворян есть одно основное действие и два дополнительных (в игре называются действие государства).
Мануэль да Майя (Строитель). Основное действие - построить лавку. Действия государства: разместить служащих в приемные дворян и получить жетон проекта.
Маркиз де Помбал (Премьер-министр). Основное действие - принять указ (взять карту цели). Можно взять дополнительную карту, если есть жетон набора щебня (за собранный набор из трех разных кубиков щебня). Действия государства: построить корабль и произвести товар.
Жозе I (Король). Основное действие - открыть общественное здание. Действие государства: посетить кардинала и получить жетон милости (позволяет дублировать действие других игроков).
Действие 1. Продажа товаров. Игрок разыгрывает карту казны или карту дворян в портфолио (на планшет). Карта дворян мгновенно дает награду или штраф, а в последствии приносит дополнительное влияние. При розыгрыше карты казны игрок получает реалы, в соответствии с положением маркера на шкале казны и получает какой то постоянный бонус или скидку. Далее игрок может продать любое количество своих товаров. Для этого он берет жетоны товаров и размещает в свободные трюмы (слоты) корабля любого игрока. Игрок получает за каждый товар реалы в соответствии с положением маркеров на шкале рынка. Если у корабля заполнены все трюмы, то владелец корабля получает ПО по количеству загруженных товаров (вместимость кораблей от 1 до 4 товаров).
Действие 2. Подношение дворянам. Игрок разыгрывает карты казны и дворян аналогично действию 1. Далее игрок должен преподнести дворянам товар для совершения действий государства (описаны выше). Мануэль да Майя (Строитель) принимает инструменты и золото, Маркиз де Помбал (Премьер-министр) - книги и золото, Жозе I (Король) - сукно и золото.
Можно посетить таким образом двух разных дворян, или одного, но обязательно совершить два разных действия (или одно).
Действие 3. Визит к дворянам. Для совершения этого действия разыгрывается карта дворян в королевский двор (на поле). Бонусы сверху и снизу карты не учитываются, важен изображенный дворянин. Потому что надо разыграть карту с тем дворянином, визит к которому хочет совершить игрок.
Игрок платит влиянием в зависимости от числа служащих других игроков в приемной дворянина. Здесь в игре есть небольшое взаимодействие. Далее он совершает основное действие дворянина.
Любой игрок может повторить действие, сбросив соответствующий жетон милости.
Все основные действия дворян так или иначе приносят победные очки, поэтому возможность повторить действие упускать нельзя.
Действие 4. Спонсирование мероприятия. Для этого на поле разыгрывается карта казны. Как и в действии 3 символы сверху и снизу карты не важны. Игрок платит реалы в соответствии с положением маркера казны и получает бонус изображенный на карте. Это могут быть как ресурсы, так и действия.
Весь игровой процесс направлен на получение победных очков, поэтому считаю важным описать для чего нужны основные действия и действия государства.
Построить лавку (действие Строителя). При строительстве лавки игрок платит стоимость размещения, получает кубик щебня (для своего набора), получает бонус ячейки. В дальнейшем лавка производит товар в зависимости от улицы на которой он расположен. Также игрок получает ПО за общественные здания расположенные в том же столбце и строке (если есть).
В галерее я показал пример размещения жетона здания
Игрок выбирает кубик щебня из ряда или столбца на пересечении которых находится участок (в данном случае 4 красных, и по одному синему и бежевому), оплачивает стоимость оставшихся кубиков + модификатор зависящий от положения маркера казны, получает бонус клетки где расположит жетон, и размещает фишку здания на жетоне. В той же строке и столбце с жетоном лавки, для примера, я расположил три общественных здания (в игре скорее всего такой ситуации не будет). Игрок получает по 5 ПО (см. синие жетоны, они выкладываются случайно в начале партии за каждое общественное здание с меткой, того же цвета что и улица на которую выходит лавка (в данном случае коричневая). Здесь игрок получает ПО только за жетон слева и справа. На жетоне сверху нет коричневой метки, поэтому ПО игрок не получает.
Принять указ (действие Министра). По сути это действие - взять карту цели. Если у игрока есть маркер щебня (за три кубика разных цветов), то игрок может взять дополнительную карту указа.
Карты приказов приносят ПО за (слева направо): 1 ПО за каждый бежевый кубик щебня, 5 ПО за наибольшее количество служащих на жетонах выполненных проектов, 2 ПО за каждое открытое общественное здание синего архитектора в верхней части площади, 5 ПО за наибольшее количество книг в конце игры, 2 ПО за каждую лавку игрока на желтой улице, 2 ПО за каждый корабль игрока.
Открыть общественное здание (действие Короля). Общественные здания располагаются по периметру городской площади. Для строительства игрок должен иметь невыполненный проект. Также игрок забирает служащих из приемной или площади по количеству указанному на жетоне проекта (в конце игры жетон принесет столько же ПО). Жетон общественного здания размещается с края площади, игрок забирает два кубика с места строительства, и получает ПО в зависимости от лавок расположенных в той де строке или столбце.
В ситуации на фото, при открытии общественного здания слева (жетон с коричневой и розовой меткой) ПО получают только игроки, чьи лавки выходят на розовую и коричневые улицы (зеленый игрок не получает ПО). При этом не важно какой игрок открыл общественное здание
Все действия государства (всего 6 действий) по сути необходимы для подготовки основных действий.
Назначить служащих. Игрок перемещает до двух своих служащих в приемные дворян. Служащие влияют на количество влияния при визите к дворянам, а также нужны при строительстве общественных зданий.
Принять проект. Проекты нужны для строительства общественного здания, в конце игры выполненные проекты приносят ПО.
Построить корабль. Корабль необходим для продажи товара, при этом может приносить ПО при заполнении, также корабль приносит влияние в определенные моменты игры (а влияние очень нужный ресурс).
Произвести товары. Каждая лавка игрока приносит по одному товару. При этом все произведенные товары дешевеют (жетоны на шкале рынка перемещаются на 1 клетку влево). Если у игрока нет места на планшете, он не получает этот товар.
Посетить кардинала. Игрок перемещает фигурку кардинала и выбирает один из двух соседних жетонов духовенства. Жетоны приносят постоянные преимущества. При пересечении фигуркой кардинала ячейки "церковная казна", маркер казны поднимается на 1 ячейку вверх. При пересечении ячейки "церковный влияние" игроки могут получить ПО и влияние сбросив один или несколько жетонов духовенства.
Получить жетон милости. Жетон милости необходим для повторения действия визит к дворянам другого игрока.
В конце игры, к набранным победным очкам добавляются:
1) ПО за суммарную вместимость кораблей;
2) По 3 очка за каждый полный набор кубиков;
3) ПО в зависимости от количества лавок на разных улицах;
4) ПО за каждые 5 реалов;
5) ПО за карты указов;
6) ПО за количество служащих в общественных зданиях;
7) 2 ПО за каждый жетон милости на планшете.
Игрок набравший больше победных очков объявляется лучшим восстановителем Лиссабона.
Итог
В 18 веке Лиссабон пережил ужасную катастрофу, и сейчас этого города могло бы не быть. Сложно представить как справились жители в то в время с этой бедой, но в наших силах решать только что делать со временем, которое нам отпущено. И Виталу Ласерде, как мне кажется, удалось отлично передать атмосферу того времени и связать механики игры с тематикой.
В правилах при описании каждого действия есть небольшое описание как оно связано с темой игры.
При этом игра механически отличается от других игр Ласерды. Лиссабон можно назвать карточной игрой, что очень не типично для его игр. Во многих играх мы выставляем рабочих в том или ином виде. При этом в игре мы все равно выставляем рабочих - служащих, лавки, но не напрямую, а через розыгрыш карт.
Мне игра понравилась, в ней в большом количестве присутствует то что мне так нравиться в его играх - комплексность, умеренная сложность игрового процесса, кризисность ресурсов, использование компонентов несколькими способами. При этом самой любимой игрой автора остается Канбан.
Игра непростая уже на стадии изучения правил, но в процессе игры все становиться понятно. Только для понимания иконографики на многочисленных жетонах в игре, в первых партиях все таки приходиться обращаться к приложению.
Единственный для меня минус в том, что почти любая партия сводится к тому, что к концу все игроки в основном делают действие Принять указ, чтобы заработать побольше очков. Хотя в правилах есть совет от авторов, из которого следует, что цели лучше брать в начале игры, и стремиться к их выполнению.
Эта особенность игры решается очень изящным дополнением которое состоит из одной карты (еще одно проявление гениальности Ласерды).
При открытии карты №57 (справа), карта королевы размещается на игровом поле, закрывая премьер-министра, и убираются все карты указов. Действие в принять указ теперь не доступно до конца игры. При розыгрыше карты министра в королевский двор, игрок может выполнить одно из двух основных действия на выбор - открыть общественное здание или построить лавку.
Раннее появление этой карты в игре (может появиться во вторую эпоху) может очень сильно сломать планы всем игрокам. Так произошло в летсплее Cartoon space по Лиссабону. Эмоции из-за этого бурлили долго. Поэтому важно слушать Ласерду, он плохого не посоветует 🙂.
Что думаете об игре? Есть ли в коллекции, удалось ли поиграть?
Если вы дочитали статью до этого места, и не нашли фразу из фильма, прочитайте ее еще раз. Если нашли, то заполните форму ниже
Благодарю, что прочитали статью до конца. Надеюсь было интересно и полезно. Прошу подписываться на канал.
Есть еще:
Телеграмм канал https://t.me/nastolki163rus.