«Стандарты и качество», апрель 2024.
Рубрика: Вопрос эксперту. Автор: Евгений МАКОВЕЕВ.
Чем отличаются стандарты организаций (СТО) и технические условия (ТУ)? В каком случае следует разрабатывать тот или иной документ?
На вопрос читателей отвечает руководитель Центра нормативного и технического регулирования АО «ВНИИЖТ» Е.Н. МАКОВЕЕВ.
Прежде всего, необходимо напомнить, что правовые основы и регулирование отношений в сфере стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Закон).
В соответствии со ст. 14 Закона СТО и ТУ относятся к документам по стандартизации, а в пп. 13 и 15 ст. 2 данным понятиям даны следующие определения:
• стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в т.ч. государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
• технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
Общее количество таких документов, разработанных и применяемых более чем в 200 тыс. организаций Российской Федерации (включая формы собственности от индивидуальных предпринимателей до государственных корпораций), в настоящее время, по экспертным оценкам, превышает 600 тыс. — т.е. основная номенклатура выпускаемой отечественной продукции, а также выполняемых работ, услуг и процессов осуществляется по СТО и ТУ. По состоянию на 1 марта 2023 г. в ПАО «Газпром», одном из крупнейших предприятий страны в сфере энергетики, разработано и действует порядка 1,5 тыс. разного вида СТО (СТО, рекомендаций и др.) по таким направлениям деятельности, как добыча, хранение и переработка нефти и газа и пр., а владелец инфраструктуры общего пользования и крупнейший перевозчик российской сети ОАО «Российские железные дороги»(ОАО «РЖД») имеет 176 СТО, при этом активно разрабатывает и утверждает ТУ на продукцию.
Следует отметить, что одним из первых документов вида ТУ в нашей стране стали утвержденные 18 января 1869 г. Министерским постановлением № 25 Технические условия постройки товарных вагонов и платформ на железных дорогах, изданные в Сборнике Министерских постановлений и общих правительственных распоряжений Министерства путей сообщения по железным дорогам (см. фото).
Для сравнения, в Федеральном информационном фонде стандартов (далее — Фонд) на данный момент зарегистрировано 40 тыс. документов национальной системы стандартизации (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ, ПМГ, ПР, РМГ, Р, ИТС), из которых только в 9,1 тыс. национальных стандартов и предварительных национальных стандартов устанавливаются требования к качеству продукции[1].
На практике СТО и ТУ разрабатываются в следующих случаях:
• при отсутствии соответствующего национального стандарта (ГОСТ или ГОСТ Р) на объект стандартизации, т.е. на новую продукцию, процессы и услуги, на которые пока еще не существует утвержденного национального стандарта для всеобщего и многократного применения;
• при наличии такого национального стандарта, когда организация считает нужным уточнить или дополнить установленные в нем требования, например в случае ТУ на продукцию в части применения нового сырья, упаковки, методов контроля, изменения условий хранения и срока годности и т.д.
В соответствии со ст. 21 Закона порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения СТО и ТУ организации устанавливают самостоятельно, однако требования к их содержанию, оформлению, обозначению, изложению, обновлению содержатся в ряде национальных стандартов.
На СТО распространяется основополагающий национальный стандарт ГОСТ Р 1.4—2004 «Стандарты организаций. Общие положения», который определяет перечень объектов стандартизации СТО, основные положения по порядку разработки и применения, правила обозначения и содержания СТО с учетом основополагающих стандартов ГОСТ 1.5—2001 и ГОСТ Р 1.5—2012[2]. (При этом необходимо учитывать, что ГОСТ Р 1.4 был утвержден в 2004 г., действует без изменений с 2005 г. и, соответственно, не учитывает изменений в области стандартизации за прошедшие 20 лет.)
Исходя из определения СТО, установленного в Законе и п. 4.2 ГОСТ Р 1.4—2004, объектами стандартизации СТО могут быть, прежде всего, производственные процессы, в т.ч. технологические, системы менеджмента качества, различного рода методы и методики (проектирования, изысканий, исследований, измерений), услуги для внутренних нужд организации и для сторонних лиц, инструмент, оснастка и другое оборудование, а также выпускаемая продукция.
В свою очередь, на ТУ распространяется несколько национальных стандартов, устанавливающих требования к содержанию, оформлению и обозначению с учетом отраслевых особенностей:
• ГОСТ Р 1.3—2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению» (относится к основополагающим, непосредственно распространяется на вещества, материалы);
• ГОСТ 2.114—2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» (распространяется на продукцию машиностроения и приборостроения);
• ГОСТ Р 51740—2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению»;
• ГОСТ Р 58093—2018 «Технические условия на продукцию черной металлургии. Общие правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;
• ГОСТ Р 59139—2020 «Технические условия на продукцию промышленности строительных материалов. Содержание, оформление, порядок разработки и утверждения»;
• ГОСТ Р 59952—2021 «Материалы лакокрасочные. Технические условия. Общие требования к разработке и оформлению».
Несмотря на некоторые различия, данные стандарты содержат схожие положения по содержанию ТУ, которые должны включать всесторонние требования к продукции: область применения, технические требования (потребительские характеристики), в т.ч к сырью и материалам, требования к безопасности, упаковке и маркировке, правила приемки и методы контроля, правила применения, транспортирования, хранения и утилизации. По сути ТУ представляют собой инструкцию по безопасному использованию готовой продукции, но при этом не касаются процессов ее разработки, постановки на производство, подробного описания технологических процессов.
Отметим, что в настоящее время отсутствуют национальные стандарты, устанавливающие требования к ТУ на процессы, услуги и другие объекты кроме продукции, представленной в материально-вещественной форме.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом истории появления и применения таких документов, как СТО и ТУ, в СССР[3], можно дать следующую рекомендацию: на выпускаемую продукцию предпочтительно разрабатывать ТУ, а на процессы, услуги, работы, оборудование, инструмент, комплектующие изделия, применяемые для изготовления продукции внутри предприятия, — СТО. На практике анализ банка данных «Продукция России» показывает, что более 95% регистрируемых в нем каталожных листов содержат информацию именно по ТУ, и только остальные — по СТО.
Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание: не следует вносить в ТУ сведения, которые организации считают коммерческой тайной, особенно касающиеся секретов технологических процессов и внутренней деятельности, чтобы в дальнейшем по этой причине не отказывать потребителю в возможности ознакомиться с документом, применяющимся в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона в договорах (контрактах) на поставку продукции. Все эти сведения можно зафиксировать в тех СТО, которые предназначены исключительно для внутреннего применения. В СТО, разработанные с целью взаимодействия со сторонними организациями или физическими лицами, вносить коммерческую тайну также не следует.
При выборе для разработки вида документа по стандартизации (СТО или ТУ) кроме указанных национальных стандартов важно руководствоваться принципами стандартизации, в т.ч. принципом соответствия документов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам, а также требованиям законодательства в соответствующей области. Например:
• на пожарную безопасность объекта защиты рекомендуется разрабатывать СТО в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[4];
• на побочные продукты животноводства в целях их реализации следует разрабатывать ТУ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства».
Также хотелось бы напомнить, что СТО и ТУ могут быть зарегистрированы в Фонде на добровольной основе по инициативе утвердивших их организаций при наличии положительного экспертного заключения профильного технического комитета. Порядок регистрации СТО, в т.ч. ТУ, в Фонде утвержден приказом Росстандарта от 21 апреля 2021 г. № 651. Регистрация СТО и ТУ в Фонде повышает их статус до документов национальной системы стандартизации, что позволяет применять их для обеспечения не только государственных и муниципальных закупок, но и закупок объединенных государственных корпораций, способствует внедрению передовых методов и технологий, повышению качества продукции и конкурентоспособности предприятий.
О первых итогах регистрации Российским институтом стандартизации этих документов в Фонде было подробно рассказано в начале прошлого года[5]. По состоянию на 15 марта 2024 г. в Фонде зарегистрировано 80 документов, четыре из которых разработаны для реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию деревянного домостроения до 2024 года, утвержденного МЧС России и Минстроем России.
[1] Григорьев А.В., Маковеев Е.Н. Роль стандартов организаций и технических условий в информационном обеспечении стандартизации. Часть 2. Анализ возможности применения стандартов организаций и технических условий в техническом регулировании // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. — 2022. — № 5. — С. 4—9.
[2] ГОСТ 1.5—2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»; ГОСТ Р 1.5—2012 «Стандартизация в Российской Федерации. стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
[3] Маковеев Е.Н., Григорьев А.В. О регистрации стандартов организаций и технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов // Стандарты и качество. — 2022. — № 4. — С. 26—31.
[4] Кохонович А.Н., Новикова А.В., Варламкина А.Н., Шишков М.В., Маковеев Е.Н. Стандарты организаций в области пожарной безопасности // Стандарты и качество. — 2023. — № 12. — С. 56—60.
[5] Маковеев Е.Н., Григорьев А.В. Первые результаты регистрации стандартов организаций и технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов // Стандарты и качество. — 2023. — № 1. — С. 16—19.
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/ria_stk
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество