Найти в Дзене
Наука в молодые руки

Космический инженер Марат Айрапетян о покорении Марса

Была ли на Марсе жизнь? Зачем нам осваивать красную планету? Каково быть марсианином на Земле? Об этом «СГУщёнка» спросила космического инженера, участника команды по созданию спутников, специалиста марсианской аналоговой миссии, автора блога «Юра, мы справимся!» Марата Айрапетяна.

Марат Айрапетян приехал в Саратов в рамках проекта Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова «Энергия науки».

— Чем занимаются космические инженеры?

Инженеры бывают разные. Есть люди, которые разрабатывают ракеты или космические корабли. Есть те, кто проектирует стартовые столы, откуда взлетают ракеты. Есть специалисты, которые разрабатывают отдельные системы, например, системы электропитания, терморегулирования, бортовые компьютеры. Есть инженеры, которые тестируют каждую деталь. Есть люди, которые исследуют психологию космонавтов. Моя специальность – это управление полётом, то есть всё, что связано с расчётом траекторий.

— Что такое марсианская аналоговая миссия?

— Марсианская аналоговая миссия – это миссия по подготовке полёта человека на Марс. Кажется, что полёт на Марс произойдёт ещё не скоро, но оказывается, что люди уже активно готовятся к этим миссиям. Как проходит подготовка? Находятся местности, похожие на Марс по рельефу и геологии. Такие места есть в Марокко, Омане, Израиле, США, России. Здесь строят базы и селят людей на месяц или год. В России проводили 500-дневный эксперимент. Я принимал участие в марсианской миссии в Армении, в Араратской долине.

Есть два типа марсианских миссий. Длительные миссии (на полгода или год) исследуют психологическое состояние космонавтов: как они взаимодействуют между собой, как изменяется их работоспособность. Короткие (недельные, месячные) миссии призваны отработать технологии: какими должны быть марсоходы, как ими удобнее управлять, как выращивать сельскохозяйственные культуры.

-2

— Что входило в ваши задачи?

Я находился в Центре управления. Здесь решаются разные задачи. Например, кто-то общается с космонавтами, кто-то следит за психологическим состоянием и здоровьем. Есть люди, которые отвечают за постановку экспериментов. Моя задача состояла в том, чтобы записывать всё, что происходит с космонавтами, анализировать, и докладывать ситуацию руководителям миссии.

— Удалось ли вам побывать космонавтом?

— Нет, к сожалению. Но вы можете заплатить несколько тысяч долларов, принять участие в таком эксперименте и почувствовать себя марсианином.

— Почему Марс так привлекает учёных? Зачем нам лететь на Марс?

Эта планета к нам ближе всего. У нас есть Луна, но мы на ней уже побывали, мы её относительно хорошо знаем. Интересно двигаться дальше. Куда двигаться? Прежде всего, это Венера и Марс. На Венере температура 500 °C и давление в сто раз больше земного, поэтому первые аппараты на Венере были задавлены. Следующий шаг – это Марс.

Илон Маск говорит, что высадка на Марс состоится в 2035 году, а к 2050 году там будет целая колония. Сложно сказать, насколько это реально, но такие планы есть. Мне видится, что это будет большим шагом. На Марсе будут разрабатываться новые технологии, которые будут использоваться и на Земле. Я думаю, чтобы мы развивались как вид, нам нужно исследовать новые пространства.

— Есть ли подтверждения того, что на Марсе была жизнь?

— На Марсе точно была вода. Мы отчётливо видим остатки рек. Но из-за того, что на Марсе давление примерно в сто раз меньше земного, вода не успевает оставаться в жидкой форме, она либо замерзает, либо выкипает. Признаки жизни мы пока не зафиксировали. Есть некоторые сигналы, например, локальные выбросы метана. Но причины этих выбросов пока не ясны. Есть гипотезы, и мы их проверяем. Например, марсоход Perseverance сейчас собирает грунт в капсулы. Следующий марсоход должен будет отправить эти капсулы на Землю. Пока мы находимся в поисках.

— Что сейчас известно об экзопланетах?

— Экзопланеты сейчас ищут активно, довольно много таких планет уже найдено. Это планеты, похожие на Землю. Все они находятся очень далеко, и лететь до них очень долго. Интересно то, что мы ищем жизнь, похожую на земную. Но могут быть и принципиально другие формы жизни, которые мы не можем представить и потому не можем идентифицировать.

-3

— Как мы ищем жизнь на других планетах?

Есть два способа. Первый – это сидеть и слушать. Есть телескопы, которые находятся в режиме постоянного слушания, они могут выявлять неклассические сигналы. Второй – самим подать сигнал, который содержит информацию о нашей планете.

— Как нам преодолеть технические ограничения, чтобы летать дальше?

В первую очередь это вопрос финансирования. Наука – это плодородная почва. Если её поливать деньгами, то на ней вырастут новые технологии. Новаторские исследования должны финансироваться. Учёные со своей стороны должны искать возможности получить это финансирование. Если вы придумали что-то классное, оно не должно уходить в стол, нужно реализовывать это до конца. Возможно, какая-то технология уже придумана, но не воплощена в железе.

Хочется, конечно, путешествовать через телепорты или чёрные дыры. Но пока сложно сказать, какие технологии помогут нам летать дальше.

Проект «Энергия науки» создан сетью ИЦАЭ, чтобы знакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах. Идея проекта – дать возможность обычным людям, далёким от науки, задать вопрос и даже поспорить с учёными, чтобы наука перестала быть для них чем-то далёким и скучным, а приобрела конкретные очертания и лица.
Встреча саратовцев с Маратом:
https://myatom.ru/отпуск-на-марсе-и-важность-мечты-сарат/

Текст: Полина Громова
Фото: архив героя

«СГУщёнка» во «ВКонтакте» и Telegram

Дзен и сайт Саратовского университета