Позади долгие годы счастливой жизни, но что впереди? В постановке Георгия Долмазяна на Симоновской сцене Театра Вахтангова немолодая супружеская пара сталкивается с меркантильностью и цинизмом собственных детей.
Первый вопрос, который возникает после прочтения названия премьерного спектакля — по какому произведению он поставлен? Для инсценировки режиссёр самостоятельно подготовил пьесу, сюжет которой вдохновлён романом Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго» и фильмом «Уступи место завтрашнему дню».
Георгий Долмазян погружает нас в 30-е годы XX века. Перед зрителями возникает идиллическая картина. Большой круглый стол в маленьком уютном домике одной американской семьи. Размеренное тиканье стенных часов с маятником. Внушительный портрет главы семейства.
К пожилым родителям в канун праздника приезжают четверо детей. Любящая мать (Ольга Гаврилюк) испекла любимый всеми яблочный пирог. Перед тем как сесть за стол, все берутся за руки. Небольшое сомнение в благополучии семьи создаёт только один пустой стул — дочка, переехавшая в Калифорнию, снова не сочла нужным навестить родителей.
Вскоре сомнение перерастает в уверенность. Отец семейства тайком от жены объявляет о своём банкротстве. Уже через неделю им с супругой придётся освободить дом из-за неуплаты процентов. Завод, на котором проработал 50 лет главный герой, закрылся, а пожилого человека никто не хочет нанимать на работу. Всё, о чём просит Купер, роль которого великолепно исполняет заслуженный артист РФ Михаил Васьков, — совместными усилиями приобрести для родителей домик поменьше и обеспечить им счастливую старость.
Такая логичная просьба любимого папы встречает со стороны повзрослевших деток, у которых уже есть собственные отпрыски и собственные интересы, негодование и раздражение. Семейный остряк Роберт (Виталий Иванов) отшучивается, замученная бедностью и семейными делами дочь Кора (Полина Бондарь) жалуется, что они с мужем едва сводят концы с концами… Впрочем, денег нет ни у кого: бизнесмен Джордж (Александр Галочкин) должен оплатить обучение в престижном вузе своей единственной дочери, а бездетная Нелли (Дарья Щербакова), одетая по последней моде, привыкла тратиться на заграничные путешествия, которые так необходимы для её здоровья.
Искренне любящим друг друга супругам приходится разлучиться — ненадолго, пока Нелли с мужем Гарвеем не снимут для них квартиру. Отец уезжает к Коре, а матери приходится делить комнату с повзрослевшей внучкой в доме Джорджа.
Супруги Куперы прожили 50 лет, счастливых лет, вместе, никогда не разлучаясь. При этом им некогда было думать о собственных удовольствиях: у него всё время отнимала забота о хлебе насущном, у неё — домашние дела и воспитание детей. Они не позаботились о материальном благосостоянии. Все излишки они отдавали потомству. А в придачу — неизмеримую родительскую любовь.
Однако новое поколение признаёт только один эталон меры — звонкую монету, которой у родителей больше нет. «Вы очень дурно обращаетесь с матерью», — замечает Джорджу мистер Хеннинг (Сергей Барышев) — почему бедная старушка должна бегать по всему городу, чтобы поздравить сына с днём рождения?.. На это Купер отвечает так: будь его родители также богаты, как отец начальника, то и подобного вопроса задавать бы, возможно, не пришлось.
Актёры, исполняющие роли детей, вовсе не стремятся показать своих героев отъявленными мерзавцами. Джордж, например, предстаёт рефлексирующим человеком, оказавшимся в безвыходной ситуации, — с одной стороны жаль любящая мать, а с другой наседают жена, которая не ладит со свекровью; дочь, уставшая жить с бабушкой, и Нелли с Гарвеем (Клим Кудашкин), которые подыскали дешёвенький престарелый дом для женщин. У всех своя правда, и оттого ещё больнее видеть трагедию немолодых Ромео и Джульетты, которые вынуждены тихо угасать вдали друг от друга…
Георгий Долмазян — мастер сильных финалов. В полумраке встречаются главные герои. У Него чемодан — он отправляется к так и не появившейся за всё время действия дочке в Калифорнию. Люси безумно жаль расставаться с мужем. Она делает вид, будто у неё всё в порядке, хотя впереди только угасание в страшном доме престарелых, о чём супруг не подозревает. Героиня крепко обнимает любимого человека, а затем отталкивает. Встретятся ли они ещё на этом свете? Оборачиваясь, мистер Купер кричит жене: если вдруг они больше не увидятся, хотя после этой зимы всё наверняка устроится, — пусть Люси знает: это были самые счастливые 50 лет в его жизни.
Спектакль завершается открытым финалом, слезами на глазах у зрителей и вопросами, которые каждый из присутствующих в зале задаёт сам себе. Как бы я поступил на месте героев и неужели мои дети не позаботятся обо мне в старости?..
Текст: Карина Липская.