- Да она там два года сидела и молчала, ничему ее не научили. Не поняла – твои проблемы. Нет, меня это не устраивает.
Из объяснения мамы нашей ученицы.
***
Записывают к нам второклассницу. Года 2-3 посещала частные курсы в нашем городе, потом ее сдали репетитору. После репетитора сдают нам. )))
По словам мамы и девочки (повторенным многократно), она знает язык на уровне третьего класса. Это так репетитор сказала. )
Почему забрали с курсов? По словам девочки (явно повторяющей слова взрослых):
- Там ничего толком не учили, не было внимания каждому, если я что-то не понимала, мне никто не объяснял. И я там за два года читать не научилась даже. А вот репетитор меня научила читать за два урока.
Ну, собственно… Насчет внимания каждому – согласна, при групповых занятиях это бывает сложно.
Насчет «научила читать»… Девочка сейчас во втором классе, если произвести некоторые подсчеты, получается, что ее на курсы сдали в 3-4 года. Да в этом возрасте просто не учат читать. )) Нигде. Ни на курсах, ни у репетитора. )) А судя по всему, как раз во втором классе ее репетитору и сдали – так она и научила, ибо уже срок подошел, вот и все. )))
И насчет «язык на уровне третьего класса». Ну, как… Да, она знает обороты can/can’t; have/has got, немножко имеет представление об am, is, are.
Кстати, знаете, ей как последнее объясняли? Примерно так:
- Is – переводится как «это» или обозначает тире.
Видимо, так: «Вася – ученик. Вася – это ученик».
Как только потом с it и this работать. Ладно, это детали. Ибо, с другой стороны, объяснить этот злосчастный глагол человеку, который в силу возраста понятия не имеет о структуре предложения, довольно затруднительно.
Но девочка неплохо владеет явно вдолбленными в нее путем многократного повторения конструкциями. Если она и путается, то она путается в рамках шаблона. Допустим, говорит:
- He have got…
Указываешь на ошибку, она тут же исправляется на has, не на что-то другое.
В общем и целом это уровень хорошего такого, добротного второго класса. Я бы сказала, идеальный школьный уровень, то есть тот случай, когда ученик действительно усвоил школьную программу на 5, без сравнения с другими и прочим. Вы знаете же, как у нас оценки по английскому ставят. Что-то там пробубнил – уже 5, потому что другие даже этого не могут. Да я об этом много писала. А тут такая прямо реальная «пятерка».
Получается, и курсы, и репетитор ее научили неплохо. Я уж не знаю, кому там отдать лавры. ) И не знаю, почему ее от того репетитора к нам перевели.
Но, помимо плюсов (знание шаблонов, умение говорить, отсутствие боязни говорить) от этих курсов нам в наследство остались и минусы.
Если что, я о них знаю не только со слов девочки, у меня взрослая ученица там стажируется. И об основных проблемах я писала здесь:
Как моя ученица быстро решила проблемы с дисциплиной на уроке
И сейчас я остановлюсь на этом подробнее.
Первый минус
Надежда, что можно отмолчаться.
Там как получалось. Есть парочка детей, которые очень быстро схватывают. Или просто самые крикливые: знают-не знают, но что-то прокричат. И часто учитель еще толком объяснить не успел, а другие что-то понять, а они уже все поняли и начинают ответы выкрикивать. Или если спрашивают каждого, кто-то начинает думать – а такой ребенок быстро за него ответ кричит.
Максимум, что там делают, это слегка их одергивают. Типа, подожди, не начинай делать, пока я не скажу. Но сильно одергивать по правилам нельзя, дети не должны испытывать негативных эмоций на занятиях.
Вот и получается, что остальные уже и не пытаются думать, за них эти активные все сделают. В результате учитель работает не с группой, а с парой-тройкой таких активистов.
Второй минус
Хотя, вроде бы, это плюс. Но тут как посмотреть. Постоянная смена деятельности (каждые 5-7 минут). И только игровая форма.
Тут постулат такой: у ребенка должен быть интерес, а он иссякает как раз через это время.
Я спрашиваю:
- А если изначально не было интереса?
Оказывается, он либо начнет делать и втянется, тогда интерес появится. Либо, если этот интерес не появится, он за 5 минут заскучать не успеет.
А у нас, извините, все-таки учеба, а не развлекуха. Да и ребенок все же 2 года отсидел в школе, то есть академическое занятие представляет. ) Но английский у нее уже связан именно с подобным мельтешением и развлечениями, поэтому она моментально устает и начинает скучать.
Нет, мы вводим игровые моменты, конечно, как же без этого. Но уж весь час не прыгаем, постоянно меняя вид деятельности. А на курсах этих они уже так привыкли. Там учитель только что на голове не стоит, чтобы внимание привлечь, на какие только ухищрения не пускается.
Нет, понятно, если я вдруг подпрыгну до потолка и закричу по-петушиному – я внимание ученицы привлеку. ) Правда, думается, я привлеку внимание всех, кто будет в этот момент находиться у нас на работе. Особенно внимание двух других педагогов – моей сестры и отца. Правда, там внимание явно будет на тему: «Она что, кукухой поехала?» ))))
Да и рано или поздно уже никакие ухищрения не помогут, будет уже привычка и некоторая усталость. Помните, как Чуковский говорил о шкале читательской восприимчивости? Так и ученическая шкала восприимчивости имеет пределы.
«– Хотите, – громогласно вопрошает Чуковский, подражая трубному голосу Маяковского:
Хотите, выну из левого глаза
Целую цветущую рощу?
И вдруг, весь съежившись, безнадежно машет рукой, отвечая сонно:
– Вынимай, что хочешь. Мне все равно. Я устал.
Чуковский непередаваемо изображает этот диалог Маяковского с читателем…»
Замените Маяковского бедным репетитором, а читателя – учеником. Один в один все. )))
Третий минус
Отсутствие дисциплины. Процитирую из статьи по ссылке выше:
«В целом же все вели себя достаточно свободно, но не в самом лучше смысле этого слова. Слишком свободно, как будто на дружескую тусовку собрались, а не учиться. Причем максимум, что могла сказать преподаватель:
- I don’t like it.
И пальчиком погрозить. )»
Да, примерно так.
И, пожалуй, это одна из главных проблем в работе с девочкой на данный момент. Плюс, как мне кажется, на это негативное дисциплинарное наследство накладывается ее собственная манера поведения, которая, мягко говоря, несколько удивляет. Прямо с момента нашего знакомства удивляет.
Но об этом я напишу завтра:
Ученица на занятии занимается своими делами, спит и отказывается отвечать
А пока читайте, высказывайте свои догадки, а также подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 3 мая в прошлом году:
Интересный способ восприятия материала у моей ученицы
Писала я сегодня про девочку, с которой мы готовимся к ОГЭ
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.