К вопросу правомерности принудительного аннулирования сертификатов летной годности, выданных на основании иностраннных сертификатов типа

141 прочитал
 Разгорелся очередной скандал с организацией Росавиацией отзыва сертификатов летной годности (далее - СЛГ), выданных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к летной годности

Разгорелся очередной скандал с организацией Росавиацией отзыва сертификатов летной годности (далее - СЛГ), выданных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна", утвержденными приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. № 519 (далее – ФАП-519) той же Росавиацией.

Росавиация призывает держателей СЛГ на легкие воздушные суда, выданных на основании сертификатов типа иностранных государств написать заявления об их аннулировании. Кроме того, воздушные суда на которые выданы указанные СЛГ отказываются включать в сертификат эксплуатанта.

Такой "подарок" явно не кстати для отрасли, особенно в период подготовки к сезону авиационных работ. И с учетом неоднократности подобных инцидентов свидетельствует о наличии системных проблем как в правомерности работы Росавиации, так и в ее незаинтересованности в развитии отрасли.

Оценим правомерность принудительного аннулирования сертификатов летной годности, выданных на основании сертификатов типа иностранных государств, а также отказа включения воздушных судов с таким сертификатов в приложения к сертификату эксплуатанта.

Росавиация инициировала работу по отзыву сертификатов летной годности (далее - СЛГ), выданных Росавиацией в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна", утвержденными приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. № 519 (далее – ФАП-519).

Кроме того, воздушные суда на которые выданы указанные СЛГ, Росавиация отказывается включать в сертификат эксплуатанта.

Основания для выдачи сертификата летной годности (далее - СЛГ) установлены в пункте 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК):

«2. Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.»

Исследования приведенного текста.

В пункте устанавливаются основания для выдачи сертификата летной годности. Такими основаниями являются:

А) «после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года»;

Б) «а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем…».

В пункте «А» приводится перечень документов, которыми должна быть удостоверена утвержденная типовая конструкция:

а) сертификатом типа;

б) аттестатом о годности к эксплуатации;

в) иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года;

г) дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года.

В приведенном перчне только в пункте «г» указан орган, выдающий удостоверяющий утвержденную типовую конструкцию документ, на основании подтверждения соответствия которому оформляется СЛГ. В пунктах «а» - «в» перечня указаний на такой орган нет.

Таким образом, Воздушный кодекс Российской Федерации не определяет орган, который выдает сертификат типа, на основании подтверждения соответствия которому может выдаваться СЛГ, и не требует, чтобы сертификат типа был выдан только уполномоченным органом Российской Федерации.

Полномочия, установленные в пункте 2 статьи 37 ВК «2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.». наделяют Росавиацию правом выдачи сертификата типа, но не ограничивают использование сертификатов типа иностранных государств для целей выдачи СЛГ.

Приводимые некоторыми специалистами ссылки на пункт 9 статьи 37 ВК:
«9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.» к рассматриваемому вопросу отношения не имеют так как устанавливают нормы, которые реализуются в процедурах выдачи СЛГ на экземпляр воздушного судна, а не регулируют вопросы определения оснований для выдачи СЛГ.

Другие специалисты ссылаются на положения пункта 7 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации:

«7. Порядок подтверждения соответствия конструкции гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, форма сертификата летной годности и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.».

Указанный пункт делегирует на уровень федеральных авиационных правил порядок подтверждения (процедуры, последовательность событий, действий) подтверждения соответствия, а не установление оснований для выдачи СЛГ.

В результате проведенного анализа сделаны выводы:

1. Основания для выдачи СЛГ устанавливает только пункт 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;

2. Воздушный кодекс Российской Федерации не уполномочивает Правительство Российской Федерации и Минтранс России устанавливать иные основания для выдачи СЛГ.

Приведенные выводы подтверждаются изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2024 № 482, которым внесены, в том числе, изменения в приложение 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353.

Так, в новой редакции подпункта "в" пункта 1 указанного приложения устанавливается:

"в) оформление сертификатов летной годности и оценка летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства максимальной взлетной массой 5700 килограммов и более, информация о типовых конструкциях которых не содержится в картах данных сертификатов типа, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта, допускаются при наличии сертификатов типа на указанные воздушные суда, выданных авиационными администрациями иностранных государств, а также при наличии действовавших в период с I марта по 31 декабря 2022 г. сертификатов летной годности на указанные воздушные суда, выданных авиационными администрациями иностранных государств;” что лишь цитирует положения пункта 2 статьи 36 ВК в отношении тяжелых воздушных судов, а не устанавливает новые нормы права.

Правительство Российской Федерации не имеет полномочий изменять нормы Федерального закона, приведенная норма лишь подтверждает установленные в статье 36 основания для выдачи СЛГ.

При этом положения указанного подпункта не являются ограничением для выдачи сертификатов летной годности в аналогичном порядке на легкие (легче 5700 кг) воздушные суда.

Полагаем, подпункт включен в текст постановления под давлением представителей крупных авиаперевозчиков для защиты от неправомерных действий отдельных служащих Росавиации, принуждающих обращаться в Авиационных Регистр для получения высокооплачиваемых услуг.

В реализацию пункта 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации издан приказ Минтранса России от 27 ноября 2020 г. № 519 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" (далее – ФАП-519).

Абзац второй пункта 1 ФАП-519 устанавливает: «ВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности гражданского воздушного судна (далее - СЛГ), выданного на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г. уполномоченным органом в области гражданской авиации2»

Ссылка «2» указывает на следующий текст: «2Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3343; 2010, № 6, ст. 652) (далее - Положение).»

Необходимо отметить, с что в пункте 1 статьи 36 ВК, а также в пункте 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта не содержится норм, обосновывающих текст указанного абзаца, так как ссылка указывает на нормы, ранее утратившие силу при принятии Федерального закона от 14.03.2022 № 56-ФЗ.

Кроме того, из приведенной редакции абзаца второго пункта 1 ФАП-519 не следует, что сертификат типа, служащий основанием для получения СЛГ должен выдаваться исключительно уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации.

Так, понятие «уполномоченный орган в области гражданской авиации» в ВК применяется как в отношении ФОИВ Российской Федерации (Минтранс России, Ространснадзор, Росавиация), так и уполномоченным органам в области гражданской авиации иностранных государств (пункт 2 статьи 36 ВК).

Таким образом Законодательство Российской Федерации не только не содержит норм, запрещающих выдавать СЛГ на основании документов, выданных иностранным государством, но и прямо указывает на такую возможность.

Пока не будем делать выводы о целях и интересантах нанесения умышленного вреда отрасли.

По слухам, руководство Росавиации пытается стабилизировать ситуацию, но с учетом недавнего подобного инцидента (см. нашу статью), но думаю, здесь явно есть причина задуматься, не являются эти события демонстрацией нанесения умышленного вреда экономической безопасности гражданской авиации.