Найти в Дзене
Транспортная планета

Транспорт Тулы: обзор

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня познакомимся с транспортной системой одного из городов Центральной России - Тулы. Тула - административный центр Тульской области, расположен в 170 км на юг от Москвы. Город известен с 1146 года. Население города - 446 тыс. чел. Расположен на берегах реки Упы. Тула - крупный промышленный центр. В городе имеется 2 крупных металлургических предприятия - "Тулачермет" и "Косогорский металлургический завод". Большую роль в экономике играют предприятия ВПК, в том числе Тульский оружейный завод, Тульский машиностроительный завод и другие. Ну и конечно же Тула известна своей знаменитой кондитерской фабрикой "Ясная поляна", выпускающей печатные тульские пряники. Планировка центральной части города - радиально-кольцевая. Продольные улицы повторяют изгиб кремлевских стен, поперечные же наоборот стремятся к Кремлю. К исторической застройке примыкают современные жилые районы. С северной части городские районы от центра отделены рекой Упой. На север
Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня познакомимся с транспортной системой одного из городов Центральной России - Тулы.

ул. Демидовская плотина, маршрутное такси и трамвай
ул. Демидовская плотина, маршрутное такси и трамвай

Тула - административный центр Тульской области, расположен в 170 км на юг от Москвы. Город известен с 1146 года. Население города - 446 тыс. чел. Расположен на берегах реки Упы. Тула - крупный промышленный центр. В городе имеется 2 крупных металлургических предприятия - "Тулачермет" и "Косогорский металлургический завод". Большую роль в экономике играют предприятия ВПК, в том числе Тульский оружейный завод, Тульский машиностроительный завод и другие. Ну и конечно же Тула известна своей знаменитой кондитерской фабрикой "Ясная поляна", выпускающей печатные тульские пряники.

Планировка центральной части города - радиально-кольцевая. Продольные улицы повторяют изгиб кремлевских стен, поперечные же наоборот стремятся к Кремлю. К исторической застройке примыкают современные жилые районы. С северной части городские районы от центра отделены рекой Упой. На северо-западе район Гончары отделен железной дорогой, так же и на западе города район Мясново отделен железнодорожной линией от центра города.

Тульский Кремль
Тульский Кремль

Через город проходит железнодорожная линия из Москвы южного направления. Недалеко от города проходит автомагистраль М2 "Крым" в Симферополь.

Общественный транспорт представлен автобусами, маршрутными такси, трамваями и троллейбусами.

Междугородные и пригородные перевозки

С Московского вокзала осуществляются перевозки пассажиров скоростными поездами "Ласточка" в Москву, Белгород, Курск. Так же в Белгород проходит фирменный поезд "Белогорие". Через Тулу проходят поезда в Адлер, Анапу, Новороссийск, Санкт-Петербург, Владикавказ, в том числе и двухэтажный поезд по маршруту Белгород - Санкт-Петербург. 2 раза в сутки ходит поезд Тула-Москва. Время в пути до Москвы около 3 часов.

С Московского вокзала ходят пригородные электрички в Серпухов, Волоколамск, Румянцево, Новоиерусалимский, Скуратово, Урванку, Алексин, Калугу, Орел.

Активно развито автобусное сообщение. С автовокзала автобусы ходят в Белев, Богородицк, Болгово, Брянск, Воронеж, Дубну, Ефремов, Калугу, Климовск, Курск, Рязань, Липецк, Новомосковск, Орел, Павловск, Смоленск, Суворов, Щекино, Москву.

С автостанции "Восточная" автобусы следуют в Болохово, Венев, Киреевск, Липки и другие города. С автостанции "Северная" автобусы идут в Щекино, Алексин, Желыбино и другие населенные пункты.

Автобусы и маршрутные такси

Традиционно для российских городов к автобусам относят маршруты, работающие по регулируемым тарифами, а к маршрутным такси - по нерегулируемым тарифам, то есть перевозчик вправе сам назначать стоимость проезда за свои услуги.

Автобусы

Согласно реестру в городе действует 33 автобусных маршрута. Традиционно маршруты сформированы по радиальному принципу с одного конца города в другой через центр или из центра на окраину. Основные перевозки выполняет муниципальный перевозчик - МКП "Тулаэлектротранс". Кроме того в городе большое количество частных транспортных компании, так же работающие на маршрутах по регулируемому тарифу - среди наиболее крупных - "Ирбис", ИП Макарова и другие.

Красноармейский просп., троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис" и автобус НефАЗ-5299-30-31
Красноармейский просп., троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис" и автобус НефАЗ-5299-30-31

Автобусные маршруты в Туле работают примерно с 6 утра до 22.30-23.00, некоторые маршруты до полуночи. Интервал движения варьируется от 9 до 30 минут в зависимости от маршрута. Из наиболее частоходящих будут маршруты № 16 (Роддом - Московский вокзал) и 18 (ул. Генерала Маргелова - Технопарк) они следуют каждые 9 минут.

Большие автобусы представлены только в гараже муниципального предприятия. Это новые ЛиАЗ-5292.65 2023 года выпуска, а так же бывшие московские аналогичные машины 2017 года постройки и ЛиАЗ-5292.22 2012 года. Так же в парке имеются НефАЗ-5299-30-31 и Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12", но большая часть их выводится из эксплуатации. В парке "Тулаэлектротранса" так же имеются автобусы среднего класса - это бывшие москвичи ЛиАЗ-4292 и новые автобусы ПАЗ-422320-04 "Citymax 9". Как правило выпуск на маршруты комплектуются одновременно из больших и средних автобусов.

У других перевозчиков парк поскромнее. Это чаще всего полунизкопольные автобусы ПАЗ-320435-04 "Vector Next" и высокопольные ПАЗ-320412-04 "Вектор".

Если в конце 2010-х парк автобусов выдерживался в едином стиле все автобусы красились в бордовый цвет, то после поступления бывших москвичей в городе появилось большое количество синих автобусов. Сейчас же новые автобусы ЛиАЗ-5292 и ПАЗ-422320-04 "Citymax 9" выдержаны в красно-белой окраске. О едином стандарте частных автобусов и говорить не приходится.

Маршрутные такси

Несмотря на то что в городе большое количество больших и средних автобусов количество микроавтобусов все равно большое. Согласно реестру в городе работает 24 маршрута по нерегулируемым тарифам. Маршруты построено по такому же принципу, как и автобусные: с одного конца города в другой через центр. Перевозки осуществляют большое количество частных компаний. А подвижной состав представлен разнообразными видами микроавтобусов - Нижегородец-FST613, IRITO Boxer L4H2, Самотлор-НН-3236, ГАЗ-A63R45 Next и т.п.

ул. Металлургов, маршрутное такси и трамвай 71-519КТ
ул. Металлургов, маршрутное такси и трамвай 71-519КТ

Маршрутные такси работают с 6:00 до 21.30. Интервал движения здесь в разы меньше чем у автобусов - от 6 до 15 минут. Выпуск на некоторые маршруты просто бешеный: например на маршруте № 30 (Скуратово - Московский вокзал) работает 45 микроавтобусов!

Трамвай

С 1927 года в Туле работает трамвай. В наследство от советского периода городу досталась большая сеть линий. Сейчас в Туле работает 10 маршрутов, маршруты обслуживает 1 трамвайное депо, перевозки осуществляет МКП "Тулагорэлектротранс". Несмотря на обширность сети и большое количество маршрутов с более менее приемлемым интервалом работают только маршруты № 10 (стадион "Металлург" - Кондитерская фабрика) и № 14 (Менделеевский поселок - Кондитерская фабрика). Интервал движения этих маршрутов около 9-11 минут. Маршруты № 7, 9, 12, 13 работают с интервалом 15-16 минут. Но вот маршруты № 3, 6, 11 и 15 лучше не ждать - они ходят через 26-50 минут. При этом во многих местах состояние трамвайного пути плохое. Парк состоит из бывших московских вагонов 71-619КТ и 71-623-02, таганрогских 71-619А, а так же вагонов 71-407. В последний год в Тулу поступают низкопольные вагоны 71-911ЕМ "Львенок".

ул. Коминтерна, трамвай 71-407, маршрут № 9
ул. Коминтерна, трамвай 71-407, маршрут № 9

Троллейбус

Движение троллейбуса в Туле открыто в 1962 году. Сейчас в городе работает 5 маршрутов, выпуск на линию осуществляется из 1 троллейбусного депо. В отличие от трамвая все троллейбусные маршруты работают с приемлемым интервалом. Самый частоходящий маршрут - № 5 (Московский вокзал - станция "Южная") - он работает с интервалом 5 минут. У остальных маршрутов интервал колеблется от 9 до 12 минут.

Парк представлен в основном троллейбусами ТролЗа-5265.00 "Мегаполис", в том числе бывшими москвичами. Так же на линии можно встретить довольно редкие экземпляры - БКМ 420030 "Витовт" и ЛиАЗ-5280.

Красноармейский просп., троллейбус ЛиАЗ-5280, маршрут № 5
Красноармейский просп., троллейбус ЛиАЗ-5280, маршрут № 5

Оплата проезда

В Туле примитивная система оплаты проезда - с использованием труда кондуктора. В трамваях, троллейбусах и автобусах, работающих по регулируемым тарифам проезд можно оплатить картой "Тройка" - 24 руб., банковской картой - 26 руб. и наличными - 30 руб. При этом ночной период времени (с 23:00 до 0:00) проезд стоит дороже: 36 руб. по карте "Тройка", 38 руб. банковской картой и 40 руб. наличными. Оплата проезда осуществляется через терминал кондуктора.

В маршрутных такси (маршрутах по нерегулируемому тарифу) стоимость проезда выше: в независимости от способа оплаты проезд стоит 30 руб., в ночное время так же дороже. При этом проезд оплачивается водителю так же при помощи терминала.

карта "Тройка"
карта "Тройка"

***

Традиционно переходим к выводам. Туле без особых потерь удалось сохранить все виды транспорта. Радует, что здесь в полной мере работает троллейбус: маршруты работают часто и регулярно. Недооценен и недофинансирован тульский трамвай: маршрутов много, но с более приличным интервалом работает только 2, при этом радует что парк поэтапно обновляется.

Радует что в городе удалось сохранить большие автобусы, которых количество в других городах сокращается. При этом хорошо, что в городе много относительно новых автобусов, но опять же есть заметный минус - большие интервалы движения и как следствие уход платёжеспособных пассажиров на маршрутки. К сожалению в Туле этот пережиток прошлого живет и здравствует: микроавтобусы прямо толпами бороздят городские улицы отвоевывая у "большого" транспорта хлебные направления.

К сожалению Туле не удалось создать единый стиль транспорта. Попытка оформления транспорта в едином бордовом цвете не увенчалась удачей. Сейчас в городе работают как бордовые автобусы и трамваи, так и синие бывшие москвичи. Новый транспорт приходит в город в красно-белой ливрее.

На сегодня все. В следующий раз продолжим разговор о транспорте Тулы.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие обзорные статьи:

Общественный транспорт | Транспортная планета | Дзен