Paternoster (Австрия)
Необычайно странная и малоизвестная психоделическая прог-рок-группа Paternoster была образована в 1970 году в Вене, Австрия четырьмя талантливыми музыкантами: клавишником, вокалистом и автором песен Franz Wippel(впоследствии также работал радиожурналистом и инженером), гитаристом и вокалистом Gerhard Walter, басистом и композитором Haimo Wisser, а также барабанщиком Gerhart Walenta (принимал также участие в группах Mordbuben AG, Neuer Frühling, Willi Warma).
Но самым известным из этой команды был известный австрийский гитарист, басист, композитор, аранжировщик, автор песен, лирики и прозы Haimo Wisser, который родился в Вене, Австрия 10 февраля 1952 года в семье учителей. С детства он увлекался музыкой, а после окончания школы начал изучать гитару, контрабас и электроакустику в Венской высшей школе музыки, а также театроведение в Венском университете. Haimo Wisser поучаствовал в создании нескольких поп-групп, но конечно самый удачным проектом было участие в психоделической прог-рок-группе Paternoster. После распада этого коллектива он отправился для расширения кругозора в Африку и Индию, где изучает местную культуру, но в первую очередь Haimo Wisser осваивал музыку и экзотические инструменты. По возвращении на родину он стал писать совершенно разную музыку для оркестров, а также инструментальные композиции для театра, кино, радио и даже кабаре. В 1976 году Haimo Wisser решился даже на выпуск своего сольного альбома “Haimo”. В 1980-х годах он сильно увлекся экспериментальной компьютерной и синтезаторной музыкой, причем часто работал с другими известными специалистами этого жанра. К сожалению дальнейшая судьба у этого талантливого человека печальная, ведь 25 апреля 1998 года он покончил жизнь самоубийством.
Но все же вернемся к самой группе Paternoster, которая сформировавшись, почти сразу в своем творчестве выбрали сложную и неординарную готическую прогрессивную рок-музыку с мрачной тональностью в духе Black Sabbath, с элементами Pink Floyd и Genesis, причем часто все это совмещая с психоделическими блюзами и церковной музыкой. Вообще Австрия, в отличии от соседей Германии, не сильно баловала музыкальный мир звездами рок-музыки и особенно прогрессивными шедеврами. Возможно на ум в первую очередь приходят такие группы как Eela Craig, Klockwerk Orange, Kyrie Eleison, ну и немного Gipsy Love, но это конечно в первую очередь и у них есть и другие коллективы. Однако такая группа как Paternoster выделялась на этом фоне не только своей мрачной и неординарной музыкой, но и своим названием, ведь в переводе с латыни (если писать раздельно “Pater noster” означает “Отче наш”, слова из молитвы). Целых два года группа добивалась своего уникального звучания, тщательно дорабатывая свой музыкальный материал и именно поэтому всего за два дня 9 и 10 марта 1972 года группа записала свой дебютный и как оказалось единственный одноименный альбом “Paternoster”, который был в последствии выпущен в этом же 1972 году на достаточно известном лейбле CBS Records.
Треклист
01. Paternoster - 4:15
02. Realization - 3:50
03. Stop These Lines - 7:32
04. Blind Children - 6:48
05. Old Danube - 4:13
06. The Pope Is Wrong - 5:59
07. Mammoth Opus O - 8:53
Состав группы
Franz Wippel - organ, vocals
Gerhard Walter - guitar, vocals
Haimo Wisser - bass
Gerhart Walenta - drums
Об этом интересном релизе ходят много слухов и легенд, причем по одной из них что выпущено всего 500 копий, но во время пожара половина из них сгорела, а по другой, что продано всего 270 экземпляров. Какая из них более правдивая не понятно, но что точно ясно, так это то, что оригинальные виниловые пластики пользуются большой популярностью и невероятно высоко ценятся у коллекционеров, являясь одним из самых дорогих произведений рок-андеграунда 1970-х годов, так в сентябре 2015 года не eBay была продана оригинальная копия “Paternoster” за 8 000 долларов, а по некоторым данным в настоящее время оригиналы в хорошем качестве уже превышают 10 000 долларов. И действительно получилась еще одна малоизвестная жемчужина, с огромным потенциалом, но в то же время считается, что это весьма недооцененное андеграундное произведение золотого века прогрессивного рока.
Впоследствии конечно этот популярный релиз подвергся многочисленным переизданиям начиная с 1991 года на виниле и CD, на разных лейблах, но что интересно в основном в Германии и США. Продюсером этого издания был Jerry Rozen, а звукоинженером Frank Neumann. Альбом и действительно получился необычный, ведь в нем смешалась прогрессивная краутрок-музыка с психоделическими готическими элементами и средневековой аурой, которую музыканты создали путем наложения тяжелых гитарных риффов, необычного звучания церковного органа, ритмичных басовых и барабанных импровизаций, ну и конечно мрачных, гнетущих вокальных партий, который временами напоминает депрессивный вокал Gary Brooker из Procol Harum с немецким акцентом, а также тяжелым тембром Moran Neumuller из Out of Focus. Ну и конечно тональностью и средневековой атмосферой Paternoster роднит с Black Sabbath, Jacula и Os Mundi, ну и конечно в большей степени гитарными риффами у слушателя вызывают ассоциации раннего Pink Floyd времен “A Saucerful of Secrets” 1968 года, “Ummagumma” 1969 года, а также с работами Syd Barrett. Несмотря на такой хороший альбом группа не смогла больше ничего создать и в 1972 году распалась.
Panta Rei (Швеция).
Достаточно редкая психоделическая прог-рок-группа Panta Rei была создана в 1970 году в городе Уппсала, округа Уппсала, Швеция, недалеко от столицы Стокгольма по инициативе гитариста, клавишника, перкуссиониста и аккордеониста Thomas Arnesen. Кроме него, на тот момент, в состав этого квартета вошли басист Zeke Öhrn, гитарист Lennart Backwall, а также барабанщик Anders Fransell. Вообще город Уппсала знаменит в первую тем, что ровно назад в нем была образована другая более известная группа авангардного прог-джаз-рока Samla Mammas Manna, которая выпустила семь студийных альбомов.
Ну а Panta Rei за время своего трехлетнего существования, сменив почти весь состав, увеличилась до квинтета, причем из первоначального остался только основатель Thomas Arnesen, который являясь известным шведским джазовым и блюзовым гитаристом, клавишником, вокалистом, перкуссионистом и аккордеонистом родился 23 мая 1952 года в городе Мор, Даларнас-лан, Швеция. С детских лет он усиленно увлекался в первую очередь блюзовой музыкой, обучаясь игре на фортепиано в муниципальной музыкальной школе, а также самостоятельно обучился игре на гитаре, когда услышал таких величайших гитаристов как B.B. King, Jimi Hendrix, Eric Clapton и Jeff Beck, но позже его увлечения начали меняться в сторону более сложного джаз-рока в духе известных гитаристов Pat Metheny и John McLaughlin, а после его знакомства с джазовым саксофонистом John Hogman его интерес еще больше возрос, поэтому он поступил и окончил стокгольмскую Королевскую академию музыку по классу импровизации и джаза. Позже занимался музыкой в качестве студийного музыканта, а также участвовал в Arnesen Blues Band, Good Morning Blues, Puls, Thomas Arnesen Trio.
К 1973 году в Panta Rei кроме Thomas Arnesen в состав квинтета вошли совершенно новые исполнители: вокалист, перкуссионист и игрок на губной гармошке Georg Tolin, гитарист Leif Östman, басист Gary Wihma, барабанщик и перкуссионист Tomo Wihma. А уже начиная с марта и по май 1973 года группа записала в стокгольмской студии EMI Studios свой первый одноименный альбом “Panta Rei”, который был выпущен в ноябре этого же года на лейбле Harvest Records (1 июня 1969 года в Великобритании).
Треклист
01. Five Steps - 3:10
02. White Bells - 6:55
03. Five O’Clock Freak - 9:55
04. The Knight - 13:45
05. The Turk - 4:10
Состав группы
Thomas Arnesen - guitar, 12-string guitar, keyboards, tambourine, accordion, cowbell
Georg Tolin - vocals, tambourine, harmonica, siren
Leif Östman - guitar, 12-string guitar, maracas
Cary Wihma - bass, maracas, guiro
Tomo Wihma - drums, timbales, percussion, whistle
Gunnar Lindqvist - flute (02, 04)
Goran Freese - percussion (02, 03), tenor saxophone (03)
Позже релиз был переиздан на виниле и CD в разные годы и на разных лейблах в Греции, Португалии, Швеции, США. В его записи также приняли участие такие специалисты и исполнители как, звукоинженер Gunnar Lööf, продюсер Gunnar Lindquist, который кроме этого импровизировал на флейте в двух композициях, а также на перкуссии и саксофоне сыграл Goran Freese. Альбом не сильно продолжительный и состоит из пяти треков, длящихся чуть меньше 38-минут. В древнегреческой мифологии Panta Rei в переводе означает “все течет”, и видно поэтому, как бы оправдывая свое название, группа постоянно меняет свою стилистику и музыкальное направление на протяжении всего альбома плавно чередуя шведский тяжелый прогрессивный рок, психоделию, а также джаз-рок с длительными инструментальными джемами в духе Frank Vincent Zappa, в сочетании с кентерберийской атмосферой и небольшими космическими элементами. Все это шикарное разнообразие создается благодаря мастерству музыкантов, их неистовыми гитарными риффами с двумя ведущими гитарами и великолепными соло с wah-wah эффектом, многочисленными барабанами и впечатляющей перкуссией. Кроме этого богатству музыкальной текстуры придает шикарное звучание саксофона, флейты, губной гармошки и маракасов. Группа была популярна в Швеции, но несмотря на это в 1973 году после выпуска альбома распалась, а ее оригинальный винил в настоящее время в хорошем качестве очень популярен, и его цена доходит до 1 000 евро.