Почти каждый семинар в вузе независимо от дисциплины идёт по одному и тому же сценарию за редким (пусть и незамысловатым, и предсказуемым, но) исключением. По классике, первый семинар вводный: на нём студенты и преподаватель знакомятся друг с другом, оговаривают основные правила изучения материала на протяжении семестра, разбирают организационные вопросы, озвучивают предмет и метод изучаемой отрасли права, определяют перечень основных ФЗ или иных источников права, также перечисляют объекты и субъекты, цель, функции, особенности отрасли права. Первый семинар всегда самый простой для прохождения, но и самый скучный по содержанию, так как ко второму курсу становится понятно, что:
- предметом права являются "отношения между ... по вопросам ...";
- метод либо императивный (редко), либо диспозитивный;
- цель, функции, объекты и субъекты повторяются и напрямую зависят от вида отрасли права - частное или публичное и, используя знания мз Теории государства и права, изученного на первом курсе, студент сможет даже без особой подготовки, перечислить классические функции, цели, задачи отрасли и назвать ее субъектов и объекты под почти любую отрасль права (потому что они повторяются из отрасли в отрасль).
На первом семинаре лучше присутствовать, так как:
- можно легко получить первую положительную оценку;
- понять отношение преподавателя к учебному процессу и подобрать подход для общения с ним;
- преподаватель рассказывает систему проставления оценок и закрытия долгов (получения доступа к зачётам).
Да, к сожалению, изначально все студенты "не допущены" к сессии, то есть по внутренней системе вуза необходимо получить разрешение на участие в сессии и необходимо понапрягать одно место, чтоб получить "допуск". Как получить разрешение на участие в сессии или "допуск" я писала в другой статье.
Разнообразие в семинарских занятиях зависит от стиля обучения самого преподавателя: наличие либо объемного, либо невыполнимого, либо креативного домашнего задания, введение на занятии ритуала по выполнению тестов или письменного ответа на вопрос преподавателя, показ презентаций или редкие дебаты / игры по теме семинара.
Неотъемлемые правила подготовки к семинарским занятиям:
1. пробить препода по соц. сетям и отзывикам (хороший, плохой, лояльный или нет);
2. найти РПУД по дисциплине (методичка с вопросами к каждому семинару), чтобы понимать, что будут спрашивать на семинаре;
3. разбить вопросы РПУДА и домашку между одногруппниками;
4. найти отличника (пай-мальчика или пай-девочку) и попросить его помочь/ответить на сложный вопрос на семинаре - в целом, переложить ответственность по активному взаимодействию с преподавателем ИЛИ найти "любопытного" студента, который будет задавать тонну уточняющих вопросов преподавателю, вести бессмысленную дискуссию, и тем самым тянуть время семинара;
5. найти документ, в котором быстро можно найти ответы на вопросы РПУДА (то есть семинара): учебник кафедры написанный по вопросам РПУДА, наработанные к сессии ответы старших курсов *
* на сессии задаются только вопросы, которые разбираются на семинарах
6. на крайняк: взять доклад или презентацию на дом, выступить на семинаре и гарантированно получить положительную оценку.
Так и живём) учимся и двигаемся от семестра к семестру. Всем успехов и лояльных преподавателей!)