Токанин Антон Игоревич — основатель и генеральный директор магазина строительных материалов Прораб.Шоп. Компания существует на рынке с 2021 года, а создавалась она с нуля — самим Антоном Токаниным. Всего за 2 года бизнес значительно вырос и расширился, и сегодня бесперебойную работу этой большой системы поддерживает более 20 человек.
Команда магазина осуществляет весь жизненный цикл товара — от закупки у поставщиков до доставки заказов конечным потребителям. Для этого сотрудники трудятся и на местах продаж и при складе, а также есть удаленные сотрудники, которые обслуживают интернет-магазин Прораб.
В этой статье вы узнаете, как Антон Токанин собирал команду, кто в “Прорабе” работает онлайн, а кто оффлайн, а также в чем преимущества и недостатки гибридного формата
Как Антон Токанин собирал команду?
Открывая бизнес, Антон Токанин желал видеть большую команду из нескольких десятков человек, являющихся специалистами в своем деле. “Прораб” он хотел видеть большой торговой сетью Москвы и крупным сервисом по доставке строительных материалов. И ему это удалось: сегодня магазин Прораб.Шоп входит в рейтинги лучших строительных магазинов Москвы и Московской области, а также имеет свой собственный интернет-магазин с посещаемостью более 200 человек в сутки. Чтобы прийти к такому успеху, Антону Игоревичу пришлось пройти большой путь.
Расширение штата: краткая история
В самом начале Антон Токанин выполнял всю работу самостоятельно: искал поставщиков, обрабатывал заказы, комплектовал их и принимал оплату. Вместе с ним работал водитель, который развозил заказы по объектам, а позже были наняты и грузчики, помогающие при разгрузке товаров. Число заказов росло, а с ним — и потребность в новых сотрудниках. И тогда Антон Игоревич приступил к расширению штата.
Первыми были наняты менеджеры по продажам, комплектовщик заказов, дополнительные водители и грузчики. Позже появилась потребность в юристе и финансисте. Затем с развитием компании появились коммерческие цели, и тогда было принято решение нанять маркетолога и команду IT-специалистов.
Структура “Прораба” сегодня
Сейчас в магазине Прораб работает более 20 человек в 6 отделах:
- закупки
- комплектования и сборки
- IT-поддержки и маркетинга
- продаж
- доставки
- бухгалтерии и финансов.
Среди них есть сотрудники, которые работают на местах продаж и при складе. Это специалисты отдела продаж, закупки, комплектования и сборки, доставки. Им необходимо всегда находиться при складе, так как должность предусматривает постоянное взаимодействие с товарами. Так, менеджеры по продажам должны знать все особенности продукта, чтобы уметь его грамотно продать. Закупщики и снабженцы ежедневно принимают новые товары и отслеживают их наличие на складе. А комплектаторы нигде, кроме как на складе, собрать заказ не смогут. Что касается водителей и грузчиков — это “полевые” игроки, которые отвечают за передвижение заказов, поэтому они тоже привязаны к району.
Антон Токанин так же 80% времени проводит на складе и в офисах продаж. Там он следит за бизнес-процессами, решает срочные вопросы и помогает команде. Однако некоторые вопросы он решает дистанционно — с сотрудниками, которые работают удаленно. Это финансист, бухгалтер и юрист, которые наняты на аутсорс, а также команда маркетологов и разработчиков, выполняющих свою работу исключительно онлайн.
Гибридный формат в “Прорабе”: особенности работы
Развитие компании требовало расширения штата. И при введении новой должности Антон Игоревич сначала оценивал, будет ли необходимость в присутствии сотрудника на складе.
В связи с этим, Антон Токанин решил практиковать в своем бизнесе гибридный формат работы. По его мнению, этот подход значительно экономит ресурсы — например, на создании дополнительных рабочих мест. Более того, гибридный формат оптимизирует рабочие процессы, когда есть возможность нанимать на аутсорс высококвалифицированных специалистов.
Тем не менее, у каждого формата работы — и у офисного, и у дистанционного, есть свои особенности, которые сказываются на рабочих процессах “Прораб.Шопа”.
Офисный формат
Это классический подход, при котором в “Прорабе” трудится большая часть сотрудников. Рассмотрим, в чем Антон Токанин видит преимущества офисного формата.
- Живое общение. Сотрудники видятся каждый день — это их сплочает и создает корпоративный дух. Например, совместный обед, за которым можно обсудить рабочие и другие вопросы.
- Оперативность рабочих процессов. Работая в офисе, есть возможность быстро собрать планерку или показать какой-то бизнес-процесс на месте. Например, продемонстрировать новый товар отделу продаж.
- Взаимопомощь. При возникновении вопросов и трудностей, сотрудники помогают друг другу с решением проблемы. Особенно это удобно новым сотрудникам, которые только включаются в процессы.
- Отслеживание выполнения задач. Когда сотрудники находятся на рабочих местах, Антону Игоревичу намного проще отслеживать, на каком этапе находится та или иная задача и в чем заключается проблема, если она есть. Это позволяет ему влиять на процесс, чтобы сделать его более эффективным.
Конечно, наряду с плюсами, у офисного формата есть и свои минусы. В основном они связаны с комфортом сотрудников. К недостаткам офисного формата Антон Игоревич относит следующие.
- Строгий тайм-менеджмент. Сотрудники должны быть на рабочих местах с 9 до 18 часов, а полевые игроки — с 8 до 20. В особенно загруженные периоды (например, строительный сезон) такой график может сотрудников выматывать, что негативно сказывается на их эффективности.
- Невозможность сотрудников решать свои дела. Такой строгий график предполагает нахождение в офисе в течение всего дня, а значит отлучиться не получится. Это лишает их возможности заниматься личными делами. При возникновении форс-мажоров им нужно предварительно предупредить руководство и команду.
- Внешние факторы. Затруднить эффективность офисной работы может час-пик, когда из-за пробок сотрудники могут опоздать и начать работу позже. А отделу доставки может помешать дождь, который затрудняет процесс разгрузки товара.
Удаленный формат работы
Дистанционные сотрудники появились в компании позже, и их в штате меньшинство. Однако это не отменяет их важности в рабочих процессах магазина. Среди них — сотрудники, чьи услуги бывают нужны периодически (юрист, бухгалтер, финансист), и команда маркетинга и IT, которые занимаются развитием интернет-магазина Прораб.
Преимущества удаленного формата для работы компании заключаются, в основном, в личной эффективности сотрудников.
- Свободный график. “Удаленщики” не привязаны к рабочим часам — они сами планируют свое рабочее время, выполняя задачи тогда, когда им удобно. Главное — уложиться в сроки.
- Комфортные условия. Антон Токанин считает, что каждый человек эффективен в разных условиях. Есть люди, которым комфортнее работать из дома, и это будет прямо влиять на их продуктивность.
- Нет привязки к месту. Удаленные сотрудники не должны присутствовать в офисе, поэтому им не приходится ежедневно преодолевать тот же час-пик. Они могут работать в любом месте, где есть доступ к Интернету.
- Удобное общение. С удаленщиками удобно договариваться о задачах — здесь оговаривается только техническое задание и сроки. Не нужно собирать и планерку, чтобы обсудить рабочие вопросы, а достаточно просто написать сообщение или сделать короткий звонок.
Несмотря на удобное взаимодействие, есть и недостатки удаленного формата.
- Расфокусированность сотрудника. Так как удаленщики работают вне офиса, то у них есть возможность параллельно заниматься и своими делами. Хотя это и удобно для сотрудников, но иногда может отвлекать их от работы.
- Невозможность отследить рабочие процессы. Из-за отсутствия специалистов в офисе, невозможно отследить, как они работают и какие ошибки совершают, как результат — их невозможно предупредить. Тут возникает риск некачественного выполнения задачи или несоблюдения сроков.
- Сложности в связи. Несмотря на то что с удаленщиками нет необходимости созывать планерку, они могут не сразу выйти на связь. Это может происходить из-за технических сбоев в работе Интернета или личных причин сотрудника. Это чревато задержкой некоторых рабочих вопросов.
Вывод
Гибридный формат — удобное решение для бизнеса. Конечно, оно имеет и свои минусы, однако в целом — целесообразно. Во-первых, гибридный подход экономит ресурсы, которые можно перенаправить в развитие, а во-вторых — оптимизирует рабочие процессы. Самое главное — и офисные, и удаленные сотрудники улучшают показатели компании, выводят ее в топ и работают над развитием и дальнейшим расширением.