Эта традиция появилась во время правления Петра I. Не умаляя всех достоинств царя, то, как он "ломал" традиционные русские устои, было немыслимо.
Первые из рода Романовых придерживались патриархальных взглядов и соблюдали христианские традиции. Пьянство считалось грехом, обществом оно порицалось. Отношение к алкоголю и уклад общества стал меняться с приходом к власти Петра I. В начале 1690-х годов молодой царь, которому только исполнилось 20 лет, учредил "Сумасброднейший, Всешутейший и Всепьянейший собор" с целью развлечений и питейных увеселений. Это была шутовская организация, объединившая ближайших царских друзей, которые напивались до бессознательного состояния. Постепенно собор разрастался. Царь приглашал на него людей по своему усмотрению. Отказать Петру I было невозможно. То, что происходило на соборе, было настоящим богохульством, ещё и приправленным крепким матом и таким же алкоголем. Пётр I упивался своей властью над боярами, которых вскоре упразднил.
Всешутейший собор пародировал обряды и иерархию католической, а позже и православной церквей. Членам собора давали новые нецензурные имена. Во главе него стоял Всешутейший князь - папа или князь - патриарх, который избирался из членов собора. Новоизбранного главу встречали фразой: "Пьешь ли?", которая была отсылкой к вопросу: "Веруешь ли?".
Существовал шуточный обряд, во время которого голого человека проносили в ковше по улицам, после чего опускали в огромный сосуд с пивом и вином. Затем присутствующие выпивали его содержимое, при этом распевая непристойные песни. Женщины наравне с мужчинами участвовали в собраниях Всешутейшего собора. Вся эта вакханалия происходила на протяжении 30 лет, до середины 1720-х годов.
Параллельно с проведением собора Петр I в 1718 году издал указ об учреждении ассамблей, идея проведения которых была привезена им из Франции. В программу собраний вместо застолий, которые были приняты на Руси, входили танцы, игры, беседы и много алкоголя.
Александр Пушкин в своём стихотворении задавался вопросом: "Что пирует царь великий в Питербурге - городке?" Петр I любил пить крепкое венгерское вино, а именно - Токайское.
Посещение ассамблей стало обязательным не только для дворян, но и для их жен, а также взрослых дочерей. Участие в таких развлечениях с неудержимыми танцами и возлияниями для традиционного русского общества считалось неприличным. Зимой ассамблеи устраивали в домах знати, а летом император любил проводить их в Летнем саду.
Правила этикета на ассамблеях были прописаны в Императором указе. Вот некоторые из них: "Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут- пить сидя." Ещё одно: "Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешать танцам." И такое с присутствовавшими на собраниях случалось, потому что Павел Ягужинский - граф, сподвижник Петра I, которому было поручено следить за проведением ассамблей, нередко принудительно приказывал пить и танцевать. Многие с трудом выдерживали такое безудержное веселье. Ягужинский также составлял для Петра I списки отсутствовавших придворных.
Опоздавшему или провинившемуся гостю подносили 1,5 литровый кубок
"Большого Орла" с вином, а иногда с добавленной в него водкой. На крышке императорского сосуда было написано: "Пей до дна". Никто не мог избежать такого наказания. Считается, что широко распространенные в России возгласы: "Пей до дна", "Штрафная" берут свое начало с Петровских ассамблей.
С 1723 года по указу Петра I их стали проводить даже в Московских монастырях.
Петр I спаивал людей ради своей забавы. В последствии пьянство стало восприниматься как одна из особенностей русского народа, которой на самом деле никогда не была.
Кубок "Большого Орла" находится в коллекции Петергофского дворца "Монплезир".