Скажите честно, Вы задумывались когда-либо почему в полиции так высок процент совершения должностных преступлений? Я не имею ввиду взятки и прочие злоупотребления. Тут-то как раз все понятно – «золотой телец». А если говорить о таких вещах как выбивание показаний, «левые» свидетели, «подброс» наркотиков, подделка документов или возникновение корявых подписей от понятых на различных протоколах?
Конечно же мы можем предположить, что сотрудники, которые замешаны во всех этих деяниях, а особенно в пытках, являются психически нездоровыми людьми, которым не место в славных органах внутренних дел и на этом успокоиться. Но тогда возникает другой вопрос – как эти сотрудники, при трудоустройстве в МВД, прошли довольно обширное психологическое исследование со множеством тестов, была беседа с психологом, полиграф, справки из ПНД и прочее. Затем тогда нужен такой обширный штат психологов, полиграфологов и иных кадровиков, если неадекватные люди все равно попадают на работу в полицию?
И сразу возникает еще один нехороший вопрос. Все эти преступления сотрудники совершают без цели получения личной выгоды. И когда они на этом попадаются, то в приговоре у них появляется фраза: «неверно понимая интересы службы». Так зачем же они это делают?
Давайте, в качестве примера, приведу очень банальную ситуацию – задержание человека с дозой наркотика. Такая ситуация происходит в любом ОМВД, если не через день, то пару раз в неделю точно. Сначала я опишу ее как она должно происходить по закону, а потом как это происходит на самом деле.
Итак, закон и порядок.
После задержания человека у оперативников и следствия есть 3 часа до предъявления обвинения или же человек должен быть освобожден. Причем 3 часа начинаются с момента фактического задержания, а не доставления в ОМВД или другое силовое подразделение. За это время необходимо провести личный досмотр задержанного с участием понятых одного с ним пола (это очень важно), оформить сопроводительные документы в ЭКЦ, отвезти на исследование, получить результаты исследования, вернуться обратно. В это же время необходимо отвезти задержанного для сдачи анализа на наличие в его моче наркотических средств или психотропных веществ, а также в травмпункт, где врач даст справку о наличии телесных повреждений у задержанного, получить с него объяснение по факту обнаружения наркотиков. Опросить понятых, написать несколько рапортов по факту задержания, по факту обнаружения признаков преступления и т.д. И вот со всеми этими документами нашего задержанного нужно передать следователю, который должен допросить его, обязательно с участием адвоката.
Как вы считаете, получится сделать все вышеперечисленное за 3 часа?
А вот как происходит на самом деле.
Оперативник, это не сотрудник ППС или ДПС, которые останавливают людей на улицах и проверяют документы, и изучая поведение человека, выявляют наркоманов с дозой. Информация о наркотиках сыщику всегда поступает оперативным путем, т.е. через агентурный аппарат. И осведомитель может позвонить с этой информацией в любое время суток, в том числе и ночью. Ночью же в ОМВД остается, как правило, один дежурный опер. Есть герои, которые в одиночку задерживают злодеев, но это довольно опасно – после задержания не известно, кто из двоих еще виноват окажется.
Предположим, что информация поступила днем, когда в ОМВД есть несколько оперов, которые могут принять участие в задержании и в дальнейшем сопровождении.
Как я писал, после задержания необходимо провести личный досмотр с участием понятых. Досмотр нужно проводить максимально близко к месту задержания и максимально быстро, чтобы не дать потом задержанному возможность утверждать, что его возили по Москве полчаса (как одного известного журналиста) и откуда у него в кармане взялись наркотики, он не знает. Хорошо, если удалось связаться с какими-либо активистами, дружинниками или дозвониться до «своих» понятых, а если нет? Тогда приходится искать желающих стать понятыми среди прохожих. Как вы думаете, многие соглашаются?
Опять же где досматривать человека? Обычно для этого используют служебные помещения различных организаций – аптеки, магазины, заправки. На улице человека досматривать нельзя, так как многие прячут наркотики, скажем так, глубоко под одеждой. А если задержание было в парке? И, кстати, 3 часа уже идут.
Досмотрели человека, нашли, зафиксировали, привезли в ОМВД. Пишем рапорт о задержании, одновременно готовим сопроводительные документы в ЭКЦ. Не знаю, как сейчас это происходит, а во время моей службы, ЭКЦ в УВД работал с 9 до 18 часов и на анализы принимал только наркотики естественного происхождения, а если предполагалось, что изъята «химия», или задержание произошло ночью, то на анализ нужно везти в ЭКЦ ГУ МВД г. Москвы, на 3-й Колобовский, прямо за знаменитым зданием Петровки.
В ЭКЦ работает дежурный эксперт на сутках, который, во-первых, никуда не торопится, в во-вторых, все анализы, делает в порядке очереди. Иногда можно было получить справку через полчаса, а иногда он говорил, что сделает через 3-4 часа, так как много работы. А можно попасть в «пересменку» и потерять еще час.
В это же время задержанного повезли на медобследование, которое тоже проходит в порядке живой очереди. Бывало так, что сотрудники ДПС привозили по 10-15 человек на проверку и соответственно время ожидания также могло составлять несколько часов. И, кстати говоря, если по каким-то причинам задержанный не может сдать анализы, то тогда его необходимо везти на анализ крови, в наркологическую больницу. Там все тоже происходит в порядке живой очереди, с учетом того, что туда свозят «желающих» со всей Москвы.
Как мы помним, в течение 3-х часов человеку нужно или предъявить обвинение, или отпустить его на все четыре стороны. Что будем делать? Отпускать человека, а через час привезут результаты исследования о том, у него изъят наркотик?
Как вы считаете, «вор должен сидеть в тюрьме» или «нельзя было подбрасывать Кирпичу кошелек в карман»?
Понравилась статья? Ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь, будет много интересного.