Как разобраться во всем многообразии продаваемой в Узбекистане керамики? Какую керамику и где покупать?
Признаюсь честно, эти вопросы я себе задала уже во время поездки в Узбекистан)). И сожалею, что не заставила себя разобраться в этом до поездки, поскольку разнообразие продаваемых там керамических изделий и разброс цен на них вызывает чувство растерянности. На мое счастье, в Самарканде, в середине нашего путешествия по Узбекистану, я стала очевидцем рассказа об узбекской керамике продавца (а может владельца?) керамической лавки в Регистане. К сожалению, выложить видео этого рассказа в полном объеме я не могу, но отдельные его части для наглядности далее вставлю.
Уже по возвращении домой на основе информации, полученной во время поездки, и дополненной тем, что смогла найти в различных интернет-источниках, я составила себе небольшую памятку по узбекской поливной (покрытой глазурью) керамике, поскольку планирую ещё съездить в Узбекистан. Возможно она будет полезна и для вас. Ставьте 👍и сохраняйте в закладки.
Узбекская керамика бывает двух видов: фабричная и ручной работы. Фабричная дешёвая (от 10000 сум за пиалу), а вот ручная работа, как известно, дёшево стоить не может. Ценность представляют именно изделия ручной работы.
Мастер гончарного круга в Узбекистане называется "кулол". Слово "усто" перед фамилией, именем мастера означает "педагог, наставник".
Как отличить изделие кулола от фабричного:
✓на дне изделия ручной работы с внешней стороны есть следы от гончарного круга:
✓на дне изделия ручной работы с внешней стороны есть подпись-клеймо автора, которым тот как бы заверяет, что повторов у этого изделия нет:
✓каждое изделие ручной работы уникально, в том числе и по форме, поэтому стоящие в стопках пиалы-близнецы — это не ручная работа.
Лучший способ обезопасить себя от покупки ширпотреба по цене качественного изделия ручной работы — покупать непосредственно в ремесленных мастерских.
Считается, что основные школы глазурованной керамики в Узбекистане сложились в XIX в. По стилю художественного оформления, пластическим и технологическим особенностям выделялись три основные керамические школы:
северо-восточная – ферганская;
центральная – бухаро-самаркандская;
юго-западная – хорезмская.
В зависимости от характера глазури изделия этих школ отличаются по цвету. Голубая керамика представлена ферганской и хорезмской школами, где используется щелочная, ишкоровая глазурь. Бухаро-самаркандские центры известны желто-коричневой керамикой, здесь больше используется свинцовая глазурь.
Ишкоровую глазурь получают, сжигая собранную в дикой природе траву (в Узбекистане ее знают как киркбугин, чоройнак, баликкуз), оставляющую после себя щелочь.
Про вредные компоненты керамических глазурий, в том числе свинец, в двух словах не расскажешь, поэтому прикрепляю ссылку на статью про них, в которой все подробно описано.
Что представляют собой школы узбекской керамики? Вот какую информацию мне о них удалось найти:
Хорезмская
Самая древняя из среднеазиатских керамических школ, в силу территориальной изолированности за века практически не изменившаяся. Ее отличают орнаментальный "арабесковый" характер росписи и богатство растительных орнаментов, в цветовой гамме присутствуют синие, голубые, белые тона и оттенки. Есть мнение, что посуда этой керамической школы очень хрупкая.
Уникальный для школы вид посуды - бадия (бодия), именно в ней подают хорезмский плов.
Более подробно по изделиям этой школы здесь.
Мастера: Сегодня школу хорезмской керамики представляет только 2-3 гончара, среди которых самый яркий и аутентичный — Одилбек Матчанов. Его мастерская расположена в родительском доме, в поселке Ханка.
Интересные места:
• Музей прикладного искусства и быта Хорезма в медресе Казы-Калян (коллекция керамики Хорезма).
• Янгиарыкский центр керамики (поселок Каттабог). Есть информация 2020 года, о том, что этот центр создаётся, больше информации нет.
Бухарская
Роспись керамики из Бухары повторяет узор и цвета на мечетях и медресе. Здесь узор расплывчат, и если смотреть на него издалека, то создаётся необычный стереоэффект. Цветовая гамма: бело-голубая, встречается одноцветная посуда.
Интересные места:
• Музей бухарской керамики в ханаке Нодира Диван-беги (Ляби Хауз)
• Гиждуван (46 км от Бухары)
Для гиждуванской керамики характерны теплые золотисто-желтая и коричневая гаммы, отсутствие центральной симметрии в росписи. Из-за особенностей обжига керамику этой школы часто называют "плачущей". Мастера: семья Нарзуллаевых.
Уникальный для школы вид посуды: "кричащая коса", её секрет в особой ножке, между ножкой и основанием косы есть полость, а в полости скачет маленький камушек.
Более подробно про особенности гиждуванский школы здесь.
Самаркандская
Отличается тем, что на зеленый или коричневый фон тончайшей иголочкой наносится узор.
Интересные места:
• Шахрисабз
• Ургут
Мастера: семья Музаффаровых (Шахрисабз), Джуракуловы, Бобомуродовы («Afrasiab Sityl»), Усто Карим Хазраткулов и его ученики (Шахрисабз), Нуман Аблакулов (Ургут).
Особенностью афрасиабской керамики является «хрустальный» звон — следствие трех обжигов.
Самая характерная черта шахрисабзской керамики — ее красно-рыжий ангоб. Этим тоном обладают железистые глины, добывающиеся в горах около Шахрисабза. Для керамики этой школы характерны крупные, лаконичные орнаменты, наносящиеся в свободном живописном ритме.
Для ургутской керамики характерны классическая среднеазиатская форма, тонкая резьба чизма, удивительного тона коричневый цвет и широкие зелёные мазки.
Ферганская
Самый известный представитель керамики ферганской долины — риштанская школа керамики.
Риштанская посуда тонкая (но при этом очень прочная) и издает мелодичные звуки при щелчке по краю:
В цветовой гамме присутствуют все оттенки голубого и бирюзового цветов. Узоры, как правило, мелкие и тщательно выписаны, присутствует как осевая, так и центральная симметрия, наполненная жизненным символизмом:
Что особенного в этой керамике: во-первых, местная красная глина отличается большой пластичностью, слышит, как говорят гончары, своего мастера, а изделия из нее выдерживают высокотемпературный обжиг и становятся особо прочными. Во-вторых, здесь используется особая глазурь, ишкор.
Краткий путеводитель по современной Риштанской керамике (XXI век).
Мастера: В Риштане насчитывается более 100 усто кулолов, которые владеют гончарным ремеслом на высшем уровне, самые известные семьи — Юсуповы, Назировы и Усмановы.
Интересные места:
• Риштанский завод керамики ("дешёвая риштанская штамповка")
• Международный центр керамики
• Ночной рынок керамики по четвергам (нашла упоминание о нем только в одном отзыве и тот не очень свежий)
Если нет возможности приехать в Риштан, можно посмотреть и купить керамику этой школы в Ташкенте в Центре риштанской керамики (медресе Каллахона, недалеко от базара Чорсу). Жаль, что я не знала этого, когда была в Ташкенте...
Наманганская школа керамики: кишлак Гурум-Сарай.
Для керамики этой школы характерны насыщенные небесно-бирюзовые цвета.
Подробнее об этой школе здесь.
Мастера: Хаким Сатимов, Махмуд Рахимов и Максудали Турапов.
Андижанская школа керамики
Ее создателем был Юнус Кулол, ученик самаркандского мастера, поэтому неудивительно, что цветовая гамма этой школы близка к бухарско-самаркандской школам. Секрет андижанской школы в глазури с добавлением сузьмы, заливающей изделия солнечным светом.
Мастера: Усто Мирзобахром Абдувахобов.
Для изделий Андижана характерно двойное назначение, например, блюдо дам-товок - блюдо-крышка для казана.
Ташкентская
Интересные места:
• Международный сад керамики (г. Ташкент, ул. Зарафшан позади Большого театра им. Алишера Навои)
• Керамическая студия семьи Рахимовых (г. Ташкент, Шайхонтоксурский район, ул. Кукча Дарвоза, 1-я боковая, 15)
• Музей прикладного искусства (г. Ташкент, ул. Ракатбоши, 15)
• Государственный музей искусств Узбекистана (г. Ташкент, просп. Амира Темура, 16)
Мастера: Акбар и Алишер Рахимовы.
#про_узбекистан #что_привезти_из_узбекистана #узбекская_керамика #мастера_керамики #области_керамики