Мама особенного ребенка упорно видит свет там, где его нет

31K прочитали

Не в переносном смысле, а в буквальном. А то ведь различные специалисты, работающие с детьми с особенностями развития, обычно говорят об их родителях немного в другом ключе.

Я сейчас по теме этого самого "света". И, по мнению специалистов, выражение о том, что "родители особенного ребенка видят свет, там, где его нет" - означает одно: ребенок (так уж вышло) - тяжелый, проблемный, с ярко выраженными отклонениями как внешне, так и в поведении, а родитель - придумывает этому всяческие оправдания, никак не связанные с диагнозом.

И таких людей мы с коллегами иногда наблюдаем у себя на работе - в специализированном учреждении для детей с особенностями развития. Хоть наш отдел и не имеет никакого отношения к медицине (мы ведем творческие кружки и анимационные мероприятия), однако многие вещи еще как нам бросаются в глаза!

Например…

Лежал у нас в стационаре тяжелый "аутичный" мальчик 5-ти лет. Не разговаривал, с людьми - не контактировал, естественно, занятия, на которые его мама запихивала силой, превращались в мучения и для него, и для мамы, и для педагогов.

Ребенок ничего не делал, лишь беспрестанно "вокализировал" в течение всего времени пребывания в кабинетах (проще говоря - орал, орал, орал… будто бы на цепном дыхании эта высокая и оглушительная нота тянулась бесконечно).

А мама улыбалась и говорила:

- Какой же у него голос сильный! Весь в меня пошел! Вы знаете, я же в хоре пою у нас в ДК. И когда с сыночком ходила, прямо до девятого месяца тоже хор не пропускала! Очень люблю пение! Вот и ему передалось, наверное!

- Ну да, наверное так, - отвечаю и тоже нежно улыбаюсь.

Ибо по-другому нельзя! Но всё же краснею и напрягаю мышцы лица (свои)… слишком сложно не выдать лицом то, о чём я на самом деле думаю:

Вот это даааа! Ну-ну, ага… А еще "зачинали" дитя под Уитни Хьюстон… И вообще, как дипломированный музыкант (и вокалист в том числе), скажу, что участники хора - как раз не орут, а поют в очень даже приемлемом для ушей режиме.

Или вот еще было…

Сидит у меня на занятии по оригами мальчишка (тоже с теми же особенностями, что предыдущий).

Только он - наоборот: спокойный-спокойный, всегда умиротворенно улыбается, и (о, ура!) медленно, но верно выполняет инструкции. Замечательно выполняет, четко следуя каждому слову и схеме, даже слишком правильно! Как по рельсам!

Стало быть, уже за это мальчишку можно хвалить самым искренним образом!

Но нет же! По маминому определению, его способности к оригами - туфта, так многие ребята умеют! А надо мальчику приписать то, что другим не подвластно!

Поэтому, когда я хвалила его за работу, мама говорила так:

- Это еще ерунда! У него и не такие способности есть! Вы даже не представляете: он у меня может… лечить! Да-да! Просто руками! Сколько раз было: он и бабушке нашей давление снимал, и когда у меня спина болела, мы просто обнимались, и у меня всё проходило…

- Ну, и такое бывает, - говорю, улыбаясь и поддакивая, ибо, как нас учили доктора на семинарах, "если видишь, что человек немножко не в себе, с ними спорить не надо".

Из личного архива автора. художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. художник: Андриан Минаев

Кстати, если что, я САМА не раз встречала среди особенных детишек людей со способностями, немного "непривычными" для нашего восприятия (о них тоже как-нибудь напишу), но… почему-то именно из уст ЭТОЙ мамы всё звучало довольно странно и нелепо.

Но это лишь МОЁ мнение, поэтому не буду ни маму во лжи уличать, ни на мальчика "гнать" за отсутствие целительского таланта (а то вдруг и правда есть).

Но это лишь я описала те обстоятельства, при которых мамы в переносном смысле говорили о свете там, где его нет!

А теперь пора переходить к ПРЯМОМУ смыслу!

Алина и её мама

Алина - девочка из нашего стационара, 4 года, ментальные нарушения.

Тихая, спокойная, не разговаривает, обращенную речь понимает частично, может выполнить простейшие просьбы: подойди сюда, дай руку, сядь на стульчик, покажи язык и т.п.

В игрушки - играет, но только сама с собой. А других детей - не то чтобы не обижает… просто их словно бы не замечает.

На занятиях - больше половины заданий не понимает, находится в основном "в скорлупе", но, тем не менее, на работу "рука в руке" реагирует нормально, не сопротивляется и даже немножко улыбается.

Мама Алины - симпатичная женщина лет сорока. Внешне они с дочкой очень похожи. И мама - такая же тихая, не скандалит, ничего "с ноги" не выбивает. И не отдыхает на общем диване в игровой комнате с другими мамами. Как-то тоже сама по себе.

Разговаривает полушепотом и тоже легонечко так улыбается, прямо как Алина.

Но однажды…

После очередного занятия с Алиной, смотрю - никто девочку не забирает. Хотя по времени уже урок окончен. В коридоре - тоже пусто: не ждут её ни мама, ни воспитатель.

Ну что ж, провожаю сама девочку на "стационарный" этаж, до палаты.

Заходим…

Мамка - спит без задних ног, сопит… и даже не пошевелилась, когда я постучала по тумбочке рядом и позвала по имени-отчеству. В общем, сдала я Алину воспитателям в игровую и ушла к себе вести уроки дальше.

А в другой раз…

Начало истории - то же (опять за ребенком не пришли, и я снова повела Алину в палату).

Заходим…

Мама, не обращая на дочку внимание (совсем!), берет меня за руку:

- Вы посидите со мной, я что-то вам скажу!

Упс, это что-то новенькое… Вроде бы ничего я плохого не делала, ни ей, ни её дочке… что тогда могло вызвать желание откровенно поговорить?

Если что, сотрудникам нельзя на "клиентские" кровати садиться, но мама, чуть ли не обнимая, попросила присесть рядом с ней. Не выпуская мою руку, другой рукой показывает мне на противоположную стену. И тихо-тихо говорит:

- Вот. Вы же тоже видите, правда?

Я - в непонятках… Что вижу? Стену? Царапину на стене? Или "мазлы" от чьих-то жирных рук?

А мама продолжает:

- Вы не торопитесь, присмотритесь получше… Видите ТАМ синее свечение, как солнышко, только синее?

Приплыыыли… Как-то не по себе мне стало. Поворачиваюсь к маме, смотрю на нее круглыми глазами, а она - на меня:

- Ну скажите им, что вы тоже это видите, пожааалуйста. Если там есть свет, как можно это отрицать? Вот и ОНИ - тоже отрицают.

- Извините, - говорю, - у меня сейчас занятие, я лучше в следующий раз зайду посмотреть, все-таки самой интересно! Спасибо, что поделились.

А сама - ёжусь, чуть ли не семенящими шажочками - трунь-трунь... аккуратненько выбираюсь из палаты… Ну вообще огонь! Ага! Синий!

Пххх... вот не зря праздник людей с "особыми" нарушениями называют "Зажги Синим"!
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Еще один раз…

На этот раз - наоборот, Алину на занятие просто не привели.

Я - в стационар, к воспитателям (в палату я уже самостоятельно зайти не решилась). Воспитательница пошла со мной.

Заходим…

Алинка сидит на своей кровати, играет с плюшевым утенком, тихо и умиротворенно. На другой кровати - мамка лежит… то ли спит с полуоткрытыми глазами и какие-то звуки (типа мантры) произносит, то ли бодрствует, но в каком-то необычном состоянии.

Воспитательница толкает маму за плечо, а той - вообще до лампочки! Лежит, уйдя в себя еще поглубже, чем умеет ее дочка!

Ладно, под "свидетельством" воспитателя, забираю ребенка на занятие, а воспитатель обещает к установленному времени забрать.

Вроде бы всё решено, только одно непонятно: для каких видов работы требуется "сопровождающий родственник", если свои обязанности он тут не выполняет и особой ответственности не несет, мммм?

Но…

Не только меня, но и многих других педагогов, которые тоже прошли через подобные "приключения" с мамой Алины, стал терзать вопросец: а может с этой милой женщиной "что-то не так"? Да и некоторые сомнения появились не насчет "общей вменяемости" человека, а о том, не балуется ли мамочка "плюшками"… ну, такими, которые "в голове кино показывают"…

А врач (психиатр), которая курирует Алину, на прямой вопрос, все ли в порядке с ее мамочкой, ответила так:

- А вам что, больше всех надо? Ваше дело - с детками плясать и коробочки с ними клеить. Родителям мы услуги не оказываем, так что пусть они хоть с горшками на головах ходят. Не лезьте не в свое поле деятельности!

Ух как! А ведь, знаете, иногда так и подмывает зайти в Алинкину палату и посмотреть: а вдруг там и правда стена синим пламенем горит! И только я одна, такая слепая и твердолобая, этого не вижу!

И "синее солнышко" - это обычное дело. Особенно на стене бежевого цвета. А норма это или нет - решит тот, кто первым халат наденет. Видимо, так...

Что ж, со следующей зарплатки буду начинать копить на халат.

А Вам, дорогие читатели, здоровья и выносливости.

Буду рада новым визитам, добрым лайкам и свежим подпискам.