Найти тему
Tenzor Sailing Club

Почему стоит начать смотреть Парусное Гран-При прямо сейчас

Мы не только любим гоняться сами, но и любим смотреть, как гоняются профессионалы. Особенно если речь идет о гонках олимпийских чемпионов на огромных катамаранах на подводных крыльях, которые развивают скорость до 100 км/ч. Сегодня речь пойдет о Парусном Гран-При (или SailGP) — “Формуле-1” среди яхтенных соревнований. Крушение мачт, жесткие столкновения, интриги олимпийских чемпионов — все в этой статье.

Что такое SailGP?

SailGP — это молодая международная лига по парусным гонкам для профессиональных команд. Они соревнуются на равных условиях на фойловых катамаранах длиной 50 футов (примерно 15 метров). Гоночный сезон длится около года.

Сейчас идет четвертый сезон (2023-2024). В нем тринадцать этапов. Экипажи гоняются в самых престижных и выгодных с точки зрения ветра мировых локациях: Сен-Тропе, Дубай, Абу-Даби, Сидней, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и так далее. В текущем сезоне соревнуются десять команд, каждая из которых представляет определенную страну.

-2

История появления

Идея создать SailGP пришла американскому миллиардеру и бизнесмену Ларри Эллисону, основателю корпорации Oracle, и выдающемуся новозеландскому яхтсмену сэру Расселу Каутсу, многократному чемпиону мира, олимпийскому чемпиону и пятикратному победителю Кубка Америки. Турнир появился в 2019 году, а сейчас мы смотрим уже четвертый сезон.

Идеей Эллисона и Каутса было создать такой формат парусных гонок, который был бы коммерчески успешен и интересен широкой аудитории. В прошлом они уже пытались сделать такой турнир, но их попытка не увенчалась успехом.

Основатели сделали ставку на высокие скорости, на которых катамараны буквально летают, и особенные локации. Акватории для гонок выбраны таким образом, чтобы скорость ветра в дни проведения гонок была достаточной для того, чтобы катамараны смогли встать на фойлы. Скорости, которые они развивают, и столкновения, которые могут на них случиться, делают просмотр невероятно динамичным и захватывающим.

Видео столкновения команд США и Японии

Несмотря на это, в текущем сезоне командам несколько раз не повезло с ветром. Например, в Абу-Даби катамараны не смогли взлететь. Это сделало гонки очень интересными с тактической точки зрения. Скорости были ниже, но имело большое значение, успеют ли команды на старт, в какую сторону дистанции пойдут, как поведут себя при сближении друг с другом.

Еще одной “фишкой” SailGP, которая делает турнир привлекательным для массового зрителя, является понятная инфографика и терминология, которая используется во время трансляций. Например, все скорости переведены из узлов в км/ч, а комментаторы не произносят сложной парусной лексики. Перед трансляциями всегда рассказывается о дистанции и о том, почему катамараны ходят зигзагами.

-3

Гоночные катамараны

Гонки SailGP проходят на пятидесятифутовых катамаранах на подводных крыльях (фойлах), которые называются F50. Они основаны на дизайне лодки AC50, который использовался для Кубка Америки в 2017 году. Вместо основного паруса на F50 установлены жесткие так называемые крылья. У крыла есть три конфигурации: 18, 24 и 29 метров высотой. Чем меньше ветер, тем больше размер крыла, который нужно установить. Накануне гонок команды смотрят прогноз ветра и вместе решают, с каким крылом пойдут в следующий гоночный день. Также решается размер экипажа. Он может составлять от трех до шести человек — чем больше ветра, тем больше.

Минимальный ветер, при котором катамараны могут встать на фойлы, — примерно 7 узлов (или 13 км/ч). Постановка на фойлы ускоряет лодку примерно в два раза. Она буквально летит над водой.

На F50 есть специальная позиция в экипаже — человек, который отвечает за то, чтобы катамаран быстрее полетел. F50 разгоняется до 100 км/ч. Скоростной рекорд был зафиксирован в 2022 году в Париже. Он составляет 99,94 км/ч.

У каждой команды есть большая команда техников, которая помогает готовить лодки ко спуску на воду. Для ее вооружения сначала несколько человек с помощью платформы на колесиках передвигают к причалу корпус катамарана, а потом с помощью подъемного крана на корпус устанавливается крыло. Крыло до этого собирается из трех частей.

-4

Команды-участники

SailGP прекрасен тем, что в нем соревнуются исключительно суперзвезды парусного спорта. Практически в каждой команде есть олимпийские чемпионы, чемпионы мира и победители Кубка Америки.

В первом сезоне SailGP соревновались пять команд, сейчас их уже десять. Каждая команда представляет национальный флаг какой-то страны. При этом страны не спонсируют гонщиков, практически у каждой команды есть частный спонсор. Спортсмену не обязательно быть из той страны, национальный флаг которой он представляет. Так как фойловыми катамаранами сложно управлять, новым странам участницам разрешается привлекать от 40 до 60% иностранных гонщиков. На следующий год участия страны в турнире квота уменьшается.

В четвертом сезоне соревнуются Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, США, Испания, Германия, Франция, Канада, Швейцария и Дания. Первые три сезона выиграла команда Австралии, однако сейчас она сенсационно идет на втором месте в общем зачете, уступая команде Новой Зеландии.

Список команд менялся из года в год. В первых сезонах гонялись Китай и Япония. В пятом сезоне, согласно комментариям организаторов, к SailGP присоединятся еще одна-две команды: Италия и Бразилия. Итальянскую команду сейчас помогает собирать Джимми Спитхилл, австралиец, бывший рулевой команды США, который также рулит за итальянскую команду Luna Rossa Prada Pirelli в Кубке Америки. В этом декабре Спитхилл объявил, что больше не будет гоняться в SailGP, но займется организационными вопросами.

-5

Формат турнира

Каждый сезон состоит из нескольких этапов. С каждым сезоном этапов все больше. Этап состоит из двух гоночных дней. В первый день проходит три гонки, во второй день проходит еще две гонки, по итогам которых определяются топ-3 команды, которые набрали больше всего очков. Эти три команды соревнуются в финальной гонке этапа. Выигравшая финал команда коронуется как победитель этапа (правда, вручается ей не корона, а особый руль — близнец тех, которыми действительно управляются F50).

Команда-победитель получает 10 очков, команда-серебряный призер — девять, и так далее. Из суммы этих очков за каждый этап складывается общая турнирная таблица.

Каждая гонка очень динамична и длится около пятнадцати минут. Катамаранам нужно выйти на старт, пройти дистанцию, которая обозначается радиоуправляемыми буями, несколько раз сменить курс относительно ветра и финишировать. Когда лодки оказываются недалеко друг от друга, могут возникнуть столкновения или конфликтные ситуации.

В Гранд-финале соревнуются три лучшие команды по итогам сезона. Победитель финала забирает главный приз в один миллион долларов.

-6

Харизматичные ветераны

За SailGP интересно следить не только из-за скоростей и тактических решений, но и из-за легенд парусного спорта, которые занимают позицию рулевых.

В первую очередь нужно выделить Тома Слингсби, рулевого Австралии. Слингсби — олимпийский чемпион 2012 года в классе Laser. В 2013 году Том выиграл Кубок Америки как тактик команды США. Он также является чемпионом мира и многократным яхтсменом года в Австралии. Слингсби рулит за Австралию с самого первого сезона. Он пропустил всего один этап — дубайский 2023 года, так как его жена рожала их первого ребенка.

Помимо того, что Слингсби является самым успешным гонщиком SailGP (Австралия выиграла три первых сезона), он также не стесняется давать острые комментарии по поводу судейства и других команд. Например, недавно Том высказался по поводу того, что молодые рулевые не стараются стать лучше, не демонстрируют потенциала стать легендарным гонщиком, не борются до последнего. А на последнем этапе раскритиковал судейство, из-за которого его команда не только пропустила этап, но и получила штрафные очки, которые отбросили Австралию на второе место.

-7

Еще одной легендой, которая гонятся в SailGP, является Питер Берлинг, рулевой команды Новой Зеландии. Берлинг — олимпийский чемпион и двукратный серебряный призер в классе 49-er, девятикратный чемпион мира и победитель Кубка Америки 2017 года. Питер гораздо спокойнее Слингсби по темпераменту, но очень силен как стратег. За командой Новой Зеландии всегда безумно интересно наблюдать, потому что они могут плохо стартовать, но все равно прийти первыми, благодаря сильной технически команде и тактическим решениям. И, если смотреть записи из катамарана, Берлинг всегда сам принимает решения и очень четко руководит командой. Новую Зеландию едва ли можно заметить в жестких столкновениях и нарушениях правил.

-8

Бен Эйнсли и команда Emirates GBR

Самой большой звездой и легендой SailGP до недавнего времени оставался сэр Бен Эйнсли, рулевой команды Великобритании (Emirates GBR) и четырехкратный олимпийский чемпион и серебряный призер в классах Laser и Finn. Эйнсли также шесть раз выигрывал чемпионат мира.

Бен присоединился к турниру со второго сезона, в третьем выиграл бронзу. Он привлекал к себе много внимания именно своей личностью: помимо того, что он гениальный рулевой и стратег, он не боялся жестких вербальных столкновений со спортсменами на соседних лодках и физических столкновений между катамаранами. Анонимное голосование спортсменов SailGP как-то признало Бена самым большим Trash Talker турнира (англ. — термин, обозначающий человека, который агрессивно и оскорбительно высказывается о других людях, часто используя грубые или неподходящие слова).

В декабре 2023 после дубайского этапа Бен заявил, что больше не будет гоняться в SailGP и сосредоточится на управлении командой как СЕО. Это было крайне неожиданно для всех. Середина сезона, команда Emirates GBR шла на третьем-четвертых местах и выиграла два этапа. Дубайский этап считался для команды домашним (по локации титульного спонсора). Великобритания гонялась нестабильно, но выиграла две гонки. Все говорило о том, что команда должна выходить в финал этапа. Но в решающей гонке Бен нарушает правила на старте, и Emirates GBR дисквалифицируется из гонки (видео нарушения). В топ-3 попадают Австралия, Новая Зеландия и Канада. А через несколько дней объявят о том, что это была последняя гонка Эйнсли в SailGP.

-9

На его замену приходит двукратный олимпийский чемпион в классе Finn Джайлз Скотт. В это же время выходят новости о том, что Ханна Миллз, также двукратная олимпийская чемпионка в классе 470, хотела бы рулить за команду Emirates GBR. Ханна является стратегом команды. Эйнсли комментирует, что поддерживает стремление Миллз стать первой женщиной-рулевой SailGP, но ей нужно еще тренироваться. При этом опыта на фойловых катамаранах у нее было больше, чем у Скотта.

Кажется, внутри команд происходит сильно больше, чем нам говорят.

Жесткие столкновения и рухнувшие мачты

Почти каждый этап SailGP запоминается тем, что на нем происходит что-то экстраординарное, что потом обсуждается еще минимум неделю.

Из самых ярких событий четвертого сезона можно выделить крушение крыла у команды Новой Зеландии на этапе в Сен-Тропе, жесткое столкновение между командами Испании и Канады на том же этапе и то, как команда Австралии налетела на финишный буй на этапе в Крайстчерче (Новая Зеландия).

Во Франции у новозеландского F50 после первого гоночного дня просто развалилось крыло (видео крушения). Команды уже шли в порт. Члены экипажа не пострадали, но Новой Зеландии пришлось сняться со второго гоночного дня и пропустить еще один этап, потому что их катамаран не успели восстановить в срок. Тем грандиознее сейчас их первое место в турнирной таблице.

-10

В этом же этапе произошло жесткое столкновение между командами Испании и Канады. Испания обогнула знак шла навстречу Канаде, которая имела право дороги. Испания не меняла курс, хотя видела, что не расходится с Канадой. Канада вынужденно сделала поворот, чтобы столкновение не было еще более жестким, но оно произошло. Зрителям показалось, что Испания нарушила правила и не дала дорогу Канаде. Об этом же говорят комментаторы в трансляции. Но судейская бригада признала виновной в столкновении Канаду и оштрафовала ее на большое количество очков по сезону.

Это вызвало сильный резонанс, поскольку судейское решение было очень спорным, а еще накалило отношения между командами Испании и Канады. Канада на следующем этапе несколько раз закрывала дорогу Испании, вынуждая ее нарушить.

Видео столкновения и разбора ситуации

-11

На последнем этапе в Крайстчерче путь к победе для себя усложнила Австралия. В самой первой гонке она не уступила место Канаде, из-за чего чуть позже была вынуждена уклоняться от столкновения с ней. У Тома Слингсби, рулевого Австралии, было два варианта: врезаться в канадский F50 и рискнуть поранить людей на борту, либо врезаться в буй. Слингсби повернул в знак, повредив как его, так и свой катамаран (видео столкновения). Гоняться в Новой Зеландии Австралия больше не смогла. По итогам этапа ее также оштрафовали на несколько очков по сезону, и теперь она занимает вторую строчку турнирной таблицы.

Слингсби, конечно же, высказался по поводу спорного судейства и заявил, что организаторы недостаточно хорошо установили гоночную дистанцию, но расклады это не меняет. Австралия все еще отстает от Новой Зеландии на 9 очков, а впереди остается лишь четыре этапа.

-12

Где и когда смотреть

В четвертом сезоне осталось несколько этапов:

  • 4-5 мая, Бермудские острова
  • 1-2 июня, Галифакс, Канада
  • 23-24 июня, Нью-Йорк, США
  • 13-14 июля, Сан-Франциско, США

Следующий этап уже на этих выходных. Прямые трансляции SailGP проходят на YouTube. Присоединяйтесь к просмотру самых зрелищных парусных гонок в мире!

Смотреть первый гоночный день, 4 мая, 20.00 по Москве

Смотреть второй гоночный день, 5 мая, 20.00 по Москве

-13