Выставка называется «Рисунки и акварели передвижников».
Художники-передвижники, конечно, не нуждаются в представлении. Их полотна имеют мировую славу и привлекают посетителей в самые знаменитые музеи страны. Многие их картины мы видели ещё в школьных учебниках и писали по ним сочинения. Чем же интересна выставка в Михайловском замке?
Здесь представлены малоизвестные работы художников – те, что редко демонстрируются широкой публике а некоторые произведения и вовсе экспонируются впервые.
Передвижники были мастерами не только живописи, но и рисунка. Рисунки и акварели боятся света: под лучами солнца и при ярком искусственном свете они выгорают. Бумага, на которой выполнены эти работы, болезненно реагирует на изменения температуры и влажности. Поэтому на постоянных экспозициях практически не бывает ни рисунков, ни акварелей. И единственная возможность познакомиться с ними – временные выставки.
На этой выставке представлены порядка ста работ из собрания Русского музея и частных коллекций. Это выполненные графитным карандашом и акварелью портреты, пейзажи, бытовые зарисовки, этюды и эскизы к известным картинам.
Они расширяют наше представление о творчестве Ильи Репина, Ивана Крамского, Владимира Маковского, Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других художников, творивших в конце XIX – начале XX века.
Передвижники – члены Товарищества передвижных художественных выставок. Толчком к созданию этого объединения стал конфликт, разгоревшийся в стенах Императорской Академии художеств в 1863 году. В историю культуры он вошёл как «бунт четырнадцати».
Среди лучших выпускников Академии ежегодно проводился конкурс на большую золотую медаль. Победители конкурса на несколько лет за государственный счёт отправлялись в Европу на стажировку (чаще в Италию или Францию). Тема для конкурсных работ всегда предлагалась сверху и была одна для всех. Традиционно в Академии культивировались темы, связанные с мифологическими и библейскими сюжетами. В этот раз было предложено обратиться к скандинавской мифологии.
Однако 14 самых талантливых выпускников во главе с Иваном Крамским считали такой подход устаревшим и попросили Совет Академии разрешить им писать конкурсные работы на свободные темы из жизни современной России. Их прошение было проигнорировано, тогда все 14 студентов в знак протеста покинули Академию. Они создали «Художественную артель», которая в 1870 году трансформировалась в Товарищество передвижных художественных выставок.
Передвижники видели свою задачу в том, чтобы изображать окружающую действительность без прикрас и идеализации, чтобы создавать реалистические картины, понятные всем слоям населения.
В уставе объединения говорилось, что цель Товарищества также –организовывать передвижные художественные выставки в разных городах страны, дабы жители провинций имели возможность знакомиться с творчеством русских художников, а в обществе бы развивалась любовь к искусству.
Выставки передвижников не зависели от государственного финансирования. Художникам они помогали реализовывать свои работы. Уже на первой выставке, состоявшейся в 1871 году в Петербурге, коллекционер и меценат Павел Третьяков купил сразу несколько картин.
Выставки проходили также в Москве, Казани, Орле, Киеве и многих других городах России. Товарищество просуществовало до начале 20-х годов XX века.
Рисунки и акварели не предназначались для выставок, но они позволяли художникам быстро схватывать и фиксировать на бумаге интересные моменты, характерные лица, любопытные детали обстановки.
В этих небольших работах не менее ярко, чем в масштабных полотнах, проявились основные художественные принципы передвижников, прежде всего, достоверность в изображении действительности, будь то портреты, картины природы, бытовые сцены или что-то иное.
В портретах художники старались запечатлеть не только особенности внешность своих героев, но и тонкости внутреннего мира. При этом героями становились представители всех сословий, а не только люди высшего света.
Выставка в Михайловском замке будет работать до 8 июля.
Адрес: Садовая ул., 2.
Все фото автора.