Найти тему
Петербург. Детали+

Незнакомые передвижники: идём на выставку в Михайловский замок

Выставка называется «Рисунки и акварели передвижников».

Художники-передвижники, конечно, не нуждаются в представлении. Их полотна имеют мировую славу и привлекают посетителей в самые знаменитые музеи страны. Многие их картины мы видели ещё в школьных учебниках и писали по ним сочинения. Чем же интересна выставка в Михайловском замке?

На картине Николая Загорского «Среда сезона 1891 – 1892» изображены художники-передвижники Григорий Мясоедов, Николай Ярошенко, Павел Брюллов, Архип Куинджи, Александр Беггров, Василий Поленов, Иван Шишкин, Ефим Волков, Михаил Клодт, Андрей Шильдер и сам автор, Николай Загорский
На картине Николая Загорского «Среда сезона 1891 – 1892» изображены художники-передвижники Григорий Мясоедов, Николай Ярошенко, Павел Брюллов, Архип Куинджи, Александр Беггров, Василий Поленов, Иван Шишкин, Ефим Волков, Михаил Клодт, Андрей Шильдер и сам автор, Николай Загорский

Здесь представлены малоизвестные работы художников – те, что редко демонстрируются широкой публике а некоторые произведения и вовсе экспонируются впервые.

Графические портреты, написанные  передвижниками
Графические портреты, написанные передвижниками

Передвижники были мастерами не только живописи, но и рисунка. Рисунки и акварели боятся света: под лучами солнца и при ярком искусственном свете они выгорают. Бумага, на которой выполнены эти работы, болезненно реагирует на изменения температуры и влажности. Поэтому на постоянных экспозициях практически не бывает ни рисунков, ни акварелей. И единственная возможность познакомиться с ними – временные выставки.

Илья Репин, Автопортрет (1894). Виктор Васнецов, Портрет И.Н. Крамского (1871)
Илья Репин, Автопортрет (1894). Виктор Васнецов, Портрет И.Н. Крамского (1871)

На этой выставке представлены порядка ста работ из собрания Русского музея и частных коллекций. Это выполненные графитным карандашом и акварелью портреты, пейзажи, бытовые зарисовки, этюды и эскизы к известным картинам.

Иван Крамской, Крестьянин Игнатий Пирогов (1874). Николай Ярошенко, Портрет художника     М. К. Клодта (1878)
Иван Крамской, Крестьянин Игнатий Пирогов (1874). Николай Ярошенко, Портрет художника М. К. Клодта (1878)

Они расширяют наше представление о творчестве Ильи Репина, Ивана Крамского, Владимира Маковского, Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других художников, творивших в конце XIX – начале XX века.

Илья Репин, портрет М. И. Арцыбушевой (1880), Николай Ярошенко, Портрет сёстры художника (вторая половина 1870-х)
Илья Репин, портрет М. И. Арцыбушевой (1880), Николай Ярошенко, Портрет сёстры художника (вторая половина 1870-х)
Передвижники – члены Товарищества передвижных художественных выставок. Толчком к созданию этого объединения стал конфликт, разгоревшийся в стенах Императорской Академии художеств в 1863 году. В историю культуры он вошёл как «бунт четырнадцати».

Николай Ярошенко, Голова крестьянина (1880-е)
Николай Ярошенко, Голова крестьянина (1880-е)
Среди лучших выпускников Академии ежегодно проводился конкурс на большую золотую медаль. Победители конкурса на несколько лет за государственный счёт отправлялись в Европу на стажировку (чаще в Италию или Францию). Тема для конкурсных работ всегда предлагалась сверху и была одна для всех. Традиционно в Академии культивировались темы, связанные с мифологическими и библейскими сюжетами. В этот раз было предложено обратиться к скандинавской мифологии.
Александр Беггеров, У водопоя на Неве зимой (1895)
Александр Беггеров, У водопоя на Неве зимой (1895)
Однако 14 самых талантливых выпускников во главе с Иваном Крамским считали такой подход устаревшим и попросили Совет Академии разрешить им писать конкурсные работы на свободные темы из жизни современной России. Их прошение было проигнорировано, тогда все 14 студентов в знак протеста покинули Академию. Они создали «Художественную артель», которая в 1870 году трансформировалась в Товарищество передвижных художественных выставок.
Владимир Маковский, В ложе (1876)
Владимир Маковский, В ложе (1876)

Передвижники видели свою задачу в том, чтобы изображать окружающую действительность без прикрас и идеализации, чтобы создавать реалистические картины, понятные всем слоям населения.

Василий Максимов, Всё в прошлом (1895)
Василий Максимов, Всё в прошлом (1895)

В уставе объединения говорилось, что цель Товарищества также –организовывать передвижные художественные выставки в разных городах страны, дабы жители провинций имели возможность знакомиться с творчеством русских художников, а в обществе бы развивалась любовь к искусству.

Илья Репин, Л. Н. Толстой за работой (1891)
Илья Репин, Л. Н. Толстой за работой (1891)

Выставки передвижников не зависели от государственного финансирования. Художникам они помогали реализовывать свои работы. Уже на первой выставке, состоявшейся в 1871 году в Петербурге, коллекционер и меценат Павел Третьяков купил сразу несколько картин.

Выставки проходили также в Москве, Казани, Орле, Киеве и многих других городах России. Товарищество просуществовало до начале 20-х годов XX века.

Архип Куинджи, Дорога в сосновом лесу. Иван Шишкин, Лес (1874)
Архип Куинджи, Дорога в сосновом лесу. Иван Шишкин, Лес (1874)

Рисунки и акварели не предназначались для выставок, но они позволяли художникам быстро схватывать и фиксировать на бумаге интересные моменты, характерные лица, любопытные детали обстановки.

Алексей Саврасов, Пейзаж (1879)
Алексей Саврасов, Пейзаж (1879)

В этих небольших работах не менее ярко, чем в масштабных полотнах, проявились основные художественные принципы передвижников, прежде всего, достоверность в изображении действительности, будь то портреты, картины природы, бытовые сцены или что-то иное.

Николай Ге, Христос и Пилат (1890)
Николай Ге, Христос и Пилат (1890)

В портретах художники старались запечатлеть не только особенности внешность своих героев, но и тонкости внутреннего мира. При этом героями становились представители всех сословий, а не только люди высшего света. 

-15

Выставка в Михайловском замке будет работать до 8 июля.

Адрес: Садовая ул., 2.

Все фото автора.