Найти тему
Жизнь Героя

Привыкай к нелепым приказам: Руководство заставило капитана Гущина спуститься с сопки прямиком в ад. Что стало с его отрядом?

Оглавление

В прицел хорошо были видны мирные дехкане с автоматами, гранатомётами, а также оборудованная линия обороны перед кишлаком. Капитана Гущина это не пугало, хотя в задании было сказано – душманов в селении нет. Зато его мобильная группа заняла сопку, с которой простреливался весь кишлак. Он приказал миномётному взводу и двум танкам, приданным в укрепление роты мотострелков, занять оптимальные позиции.

Сергей Гущин
Сергей Гущин

Привыкай к нелепым приказам

Неожиданно пришло распоряжение из штаба спуститься к домам. Гущин не понял его – в чём смысл уходить всем с выгодных позиций? Ведь внизу преимущество переходит к душманам. Удалось убедить руководство оставить на сопке один танк.

Заняли позиции перед кишлаком, Сергей ещё расставлял боевые машины пехоты, как в его БМП попал снаряд из гранатомёта, тут же ещё один. Машина встала, корректировщик тяжело ранен. Спасибо танкистам, закрывшим их БМП бронёй. Экипаж подбитой БМП и Сергей перебежали в другую бээмпэшку. К сожалению, третий снаряд из гранатомёта попал в открытый люк танка. Душманские гранатомётчики стреляли из укреплённых окопов перед кишлаком. Начало стрельбу их безоткатное орудие, прятавшееся на небольшой возвышенности за селением.

С сестрой, родителями
С сестрой, родителями

Но тут заработал танк, оставленный на сопке. Он быстро утихомирил всех гранатомётчиков, потом загасил безоткатку, принялся за окопы. При его поддержке и подключившихся миномётах всё было кончено в считанные минуты. Хотя потери можно было отнести к небольшим, но для такого боя Сергей посчитал их перебором. Видел в этом свою личную вину. Особенно жаль было погибшего командира танка. Он погиб из-за него. Плюс трое раненых. Но в штабе считали иначе, дали Гущину орден Красной Звезды. Награды нашли большинство участников боя.

Операция, приведшая к Звезде Героя

Поздней осенью 88-го батальон Гущина получил задание сопроводить афганскую колонну в провинцию Гильменд. Там разгорался сильный очаг напряжённости – был окружён душманами афганский нац. батальон. Весь путь колонна обстреливалась, но при приближении к очагу напряжённости стрельба стала прицельной, подключились гранатомёты, безоткатки. Колонна встала, подорвалась на мине командирская БМП. Гущин пересел в БМП начштаба. Вдруг наступила тишина, потихоньку вошли в ближний кишлак – никого нет.

Но вскоре зелёнка разразилась огнём. Гущин тут же отреагировал излюбленным способом – приказал всем, в первую очередь бронетехнике подниматься на склоны, не прекращая прицельной стрельбы. Как позже выяснилось, только склоны не были заминированы, поскольку духи не верили, что на них может подняться броня. Но бээмпэшки поднялись и сверху взялись уничтожать огневые точки. Параллельно Гущин с ротой сумели пройти по склонам в тыл душманам и разгромили гнездо миномётчиков.

Гущин в центре, 1989
Гущин в центре, 1989

Двум танкам подняться не удалось из-за большой крутизны, они пошли по лощине, где один вскоре подорвался на мине. Командование приказало вытащить из него тела погибших с личным оружием. Пришлось искать добровольцев, готовых спасать мёртвых, рискуя очень сильно своими жизнями. Задание было выполнено. Хотя одновременно на грани окружения находились колонна и батальон Гущина. Три дня духи хотели завершить окружение. Ключевая атака на батальонный КП случилась последней ночью. Но охранение бодрствовало, сразу открыла огонь командирская БМП, подключились миномётчики. После этого духи ушли.

Сразу последовал приказ комдива – вывести из окружения афганский батальон. Гущинские ребята даже не успели прийти в себя. Но приказ выполнили. Многие были награждены, Гущин получил Звезду Героя.