Найти в Дзене
I love 2PM

Из маленькой к-поп компании в бизнес-империю: как айдолы спасают свои агентства

Из сегодняшней горячей темы противостояния HYBE и ADOR лично для меня стали еще более очевидными два основных момента. Во-первых, айдолы – не самостоятельная творческая единица, а проект и конечный продукт работы целой команды и даже в каком-то роде интеллектуальная собственность одного человека. Во-вторых, в раскрутку молодых групп вкладывают столько денег, что еще за неоперившихся айдолов готовы биться решительно и беспощадно.

В HYBE не согласны расстаться с девичьей группой, вернее с проектом New Jeans, а еще точнее – с дочерней компанией, которая и занимается продвижением группы. Девочки готовились к дебюту в хороших условиях, не сидели годами в статусе трейни, получили первую зарплату спустя несколько месяцев (а не 2-3 года) и были в общем-то обречены на успех, ведь за ними стояла огромная команда с большими финансовыми возможностями.

Опуская тот факт, что начинающие айдолы ничего не решают, и в таких вот конфликтных ситуациях, по сути, им остается только ждать, куда выведет кривая, путь New Jeans – мечта любого трейни. Но есть совсем другие истории в к-поп индустрии, когда, наоборот, сама группа не только прокладывает своим младшеньким путь к славе, но и вытягивает на вершину целое агентство.

Расхожий пример, конечно, с BTS. С самых низов они не начинали и на полу с крысами не спали, потому как их генеральный директор Бан Ши Хёк на момент основания компании был не последним человеком в индустрии (уже писала, что он работал с JYP и, по-моему, как раз над созданием 2PM и 2AM), имел нужные связи и деньги, поэтому мало-мальски нормальные условия вполне мог им обеспечить. А главное – знал, как раскрутить группу. Взяли же бантаны после дебюта награду «Новичок года».

-2

Другое дело, что до дебюта BTS Бан Ши Хёк «попал» с женской группой GLAM. Группа была перспективной, у девочек был смелый, острый и уверенный концепт Girl Crush, который потом используют BlackPink. Но даже не скандал, а скандалище с одной из участниц разрушил все планы Бан Ши Хёка. Бантанам пришлось не только отбивать затраты на собственный дебют, но и тащить агентство из долгов, оставленных GLAM.

GLAM
GLAM

Кроме того, к-поп компании зарабатывают деньги не только тем, что условно записали альбом, продали его и сняли прибыль. Это еще и отличная платформа для инвестиций. В компанию вкладываются инвесторы – компания растет финансово. Финансовый рост – новый уровень и новые возможности. Но кто захочет вложиться в молодую компанию, у которой только два проекта: скандальная убыточная женская группа и мужская группа-нугу? BTS же не только заработали деньги для BigHit, но и спасли ее репутацию.

-4

Допускаю, что Бан Ши Хёк, обжегшись с GLAM, контролировал каждый шаг парней (как говорил JYP: «Ценный урок стоит дорого»:). Отсюда и кристально чистая репутация бантан. Чтобы BigHit стала привлекательной компанией, потенциальные инвесторы должны были быть на 100% уверены, что история с GLAM не повторится.

Означает ли это, что успех группы – заслуга исключительно продюсера? Нет. Иначе бы компании как с конвейера выпускали суперпопулярные проекты. Много хороших групп, но должно быть что-то исключительное в самих айдолах, чтобы стать особенными. Бан Ши Хёк точно не затерялся бы в индустрии без бантан, но смог ли построить империю HYBE, если бы в какой-то момент парни не выстрелили во всю мощь? Большой вопрос.

-5

Однако BTS не единственные айдолы, которые спасали свои агентства. BigBang прошли примерно такой же путь. В свое время они выпустили фильм о периоде до дебюта, и там тоже много слезливых историй про то, как парни тренировались в крохотной комнатке полуподвального помещения, репетировали по ночам, потому что днем студию занимали другие более важные артисты YG Ent., мыли полы в офисе компании, чтобы заработать на еду. В BigBang не верили, называли «провалом агентства», они были далеко не первым и не единственным проектом YG Ent., и в какой-то момент их чуть не распустили.

-6

Компания уже 10 лет раскручивала разных исполнителей, но работала скорее на количество, нежели на качество. Тем более что, основатель и генеральный директор (и тоже в прошлом айдол) Ян Хён Сок продвигал не самый популярный стиль хип-хоп. С переменным успехом получались востребованные исполнители, с которыми компания даже пыталась прорваться на западный рынок. Какие-то проекты, наоборот, заканчивались финансовым крахом.

Но вот случились BigBang, которые сломали тогдашние стандарты к-поп и стали известными не только в ЮК, но и за ее пределами. После них были популярные на тот момент 2NE1 (женская группа и одержимость Ян Хён Сока, мечтавшего с этой группой догнать и перегнать Girls’ Generation), мегапопулярные PSY и BlackPink.

-7

Но основание империи YG заложили BigBang. То, что именно они помогли компании стать частью «большой тройки», признал сам Ян Хён Сок. «Не YG создала BigBang, а BigBang создали YG», – сказал он тогда.

Для JYP Ent. спасительной группой стали 2PM. Они не начинали в бедной компании (собственно, сам JYP уже был первой звездой в агентстве). Кроме того, до 2PM у JYP были популярные Рейн, который первым из к-поп исполнителей продал миллион копий альбома в семи разных азиатских странах, и попавшая в чарт Billboard женская группа Wonder Girls.

Рейн и JYP
Рейн и JYP

Но в начале 2010-х гг., когда успешно дебютировали 2PM, 2AM и Miss A, Пак Чжинён тоже решил рвануть в США и основать там свое подразделение, а заодно исполнить мечту – открыть ресторан. Просто потому что. Какой нормальный бизнесмен вкладывается в два рискованных проекта одновременно? Наверное, только Пак Чжинён. Не остановило его и то, что Рейн мутил с агентствами, а потом ушел в армию, Wonder Girls больше не приносили прежнего дохода, а молодые группы только набирали обороты и еще требовали финансовых вложений. Причем сам он всегда говорил, что, раскручивая новую группу, продюсеры вкладывают в нее до 80% своего дохода.

Как оказалось, Америка еще не была готова к такому наскоку корейской музыки. Затея с рестораном тоже провалилась. Компания покатилась в финансовую яму. «Мой доход – это только гонорары за авторские права и ежемесячная зарплата», – говорил в то время Пак Чжинён.

Тогда-то 2PM и отправились колесить по Японии, да так долго, что их даже на родине стали забывать. Пришлось пожертвовать Miss A и зарабатывать на одной популярной участнице Сюзи, которая как бешенная снималась в рекламе и кино.

-9

Чтобы удержать компанию на плаву, Пак Чжинён продал старое здание агентства. Он хоть и не единственный акционер, но здание принадлежало ему. На собранные деньги выкупил акции JYP Ent. у другого крупного акционера.

-10

Вполне вероятно, что именно финансовый кризис JYP Ent. сказался на неудачном продвижении дебютировавших позже GOT7 и Day6 (хотя версии были разные). Потенциал у обеих групп был огромный. GOT7 вообще задумывалась как азиатская мультикультурная группа, что практически сразу сделало гатов популярными за пределами Кореи.

Во многом 2PM, но не только они, а также группы 3-го поколения (Twice еще, конечно же) подарили возможность сегодняшним Stray Kids и ITZY заниматься в просторных залах и работать в личных студиях, сотрудничать с иностранными лейблами и привлекать лучших специалистов (это не упрек, если что😊). В новом здании, кстати, у 2PM недавно появился эксклюзивный зал для занятий танцами. Такие есть только у 2PM и Twice.

-11

Наверное, у любой к-поп компании есть такие истории и такие артисты, потому что кто-то же должен был начинать. На слуху, естественно, айдолы самых известных агентств. И считаю все же лукавством утверждать, что вот мои любимчики терпели такие лишения, такие лишения, никто так не страдал, как они. В год дебютируют сотни групп. Куда же они деваются? Многие распадаются, вгоняя, кстати, своих продюсеров в долги, потому как, чтобы дебютировать группу, и машины с квартирами продают, и кредиты берут. А какие-то группы так и остаются малоизвестными локальными артистами, в лучшем случае «середнячками» к-поп.

VICTON - не самая популярная, но далеко не самая последняя к-поп группа
VICTON - не самая популярная, но далеко не самая последняя к-поп группа

Вот они-то реально начинают с самых низов. Такие группы не то что вырезают из музыкального шоу или сокращают их выступление (что с новичками, кстати, не редкость, потому что нужно освободить место для более популярных групп это Корея, детка), а в принципе на музыкальное шоу не берут, потому что а) они мало кому интересны, б) у них нет нужных связей, в) у них нет денег, чтобы оплатить участие. Даже фанмитинги у них проходят просто на улице у дверей компании, и приходит на них кучка местных фанатов. Видео на ютьюбе набирают в лучшем случае тысячи, а не миллионы просмотров, а попасть в национальные музыкальные чарты - большая удача. Если и прорываются из них, то единицы.