Найти в Дзене
Записки Z-волонтёра

#05. СЕНТЯБРЬ 2022 ГОДА. Первый конвой

Оглавление

Подготовка к конвою

После полутора десятков совершённых конвоев отчётливо понимаю, что тот, первый, был во многом спланирован "на авось".

Во-первых, к конвою удалось собрать только одну среднего размера коробку. Цель была не в объёме, а в возможности побывать за лентой, увидеть всё своими глазами, и понять, как организовать весь процесс собственными силами. Без привлечения помощи со стороны. Правда, содержимое коробки тянуло почти на 300 000 рублей. Призрак заказал два ноутбука с периферией. Был согласен на простенькие и б/у, но группа решила не жмотничать на характеристиках. Машина, в итоге, получалась пустой.

Сбор для первого конвоя
Сбор для первого конвоя

Во-вторых, ребята из команды "Zа мир!", через которых состоялось моё включение в этот официальный конвой, под потолок загрузили салон и кунг моего пикапа своим сбором. Точка доставки - Луганск. Обещали, что перед лентой у меня появится провожатый.

Сейчас мне трудно вспомнить, как я тогда выстраивал логистику. Ведь наша коробка должна была попасть к донецким. Всё совершалось по принципу: "главное пересечь ленту, а там разберёмся".

В-третьих, как одеваться, где питаться и прочие мелочи вообще не были озвучены. Обещанный сопровождающий, Влад, постоянно выпадал из связи, на конкретику был скуп.

Еду к ленте

Не буду уточнять какими путями ходят официальные гуманитарные конвои. Сейчас до Луганска самостоятельный путь от дома составляет 1000 километров. Тогда пришлось отмахать на 300 км больше. И обратно также...

Машина была загружена заранее. В пятницу 9 сентября, после работы, стартовал в южном направлении. Оделся так, будто еду на лесной пикник. О бронике, рациях, камуфляже тогда и речи не было.

Впереди 21 час и 1100 км пути до встречи с сопровождающим. Какой будет дорога, какие заторы - неизвестно. Поэтому выделил себе только 4 часа на сон в придорожном мотеле.

Как раз в этот день случилось очередное полнолуние
Как раз в этот день случилось очередное полнолуние

Приехал задолго до встречи с Владом. Вроде бы надо было поспать, но южная жара морила, заснуть не давала.

Влад

Как я и подозревал, сопровождающий, Влад, оказался молодым пробивным живчиком, которого нельзя было смутить никакими проблемами. Поэтому и отношение ко всему лёгкое, с забывчивостью по мелочам и пониманием, что сердиться на него по этаким пустякам будут вряд ли.

Пользуясь близостью к ленте, многочисленными связями, которых он способен был навести по десятку за час, и давнему волонтёрству (детские дома, детский спорт), Влад с начала СВО практически не вылезал из-за ленты, пересекая её туда и обратно по два раза в неделю.

-4

Хотя я заранее выслал ему 10 000 рублей на 20 блоков контрабандного Marlboro для парней Призрака, выкупать их мы поехали вместе. "Ну, фигня, не успел, щаз решим..."

Сбор конвоя

Когда приехали на точку, в которой собирался конвой, машин было ещё немного. Пользуясь тем, что захватил горелку и турку, заварили кофе.

И под каждым под кустом был ему и стол, и дом
И под каждым под кустом был ему и стол, и дом

Влад уже успел разыскать старшего конвоя, отметиться и разжиться рацией. Постепенно на точке становилось оживлённее. Подъезжали фуры каких-то фондов с яркими, раскрашенными триколорами и лозунгами тентами, защитного цвета КАМАЗы с казаками, Газели, пикапы, УАЗики. Многие с прицепами. Все загружены под завязку мешками и коробками с помощью. Номера десятков регионов. Кого тут только нет. В кабинах в основном мужики, хотя встречаются и девчата. Все в милитари, и большинство идёт не в первый раз. Влад знает почти всех.
На запах кофе подтягиваются мужики. Знакомимся. Алексей из Новосибирска и Павел из Тверской области. Игорь, тот что слева, присоединился к нам ещё раньше. Он из Ростова от команды "
Сорок сороков". Начинаем соревноваться в приготовлении напитка каждый на своей горелке.

Игорь, Влад, Алексей, Павел
Игорь, Влад, Алексей, Павел

Парни весёлые, остроумные. Везут полные уазики с прицепами. Из прицепов торчат носилки. Узнав, что еду в первый раз, посоветовали переодеться в "человеческую" одежду, дабы не выглядеть "как гражданская сволочь". Помогли промаркировать машину зетками из металлизированного скотча. Нюансы, обозначающие своих, важны за лентой.

-7

Как Алексей продолжает регулярно мотаться из Новосиба, для меня загадка. А вот про Павла я должен рассказать отдельно.

Павел Лепешенков

Даже так: Павел Геннадьевич Лепешенков. После той памятной встречи в конвое я с ним, к сожалению, больше не увиделся. Через какое-то время ПалГен завязал с гуманитаркой и вместе со свои УАЗом ушёл воевать в батальон "Призрак" (не путать с нашим подшефным Призраком). В мае 2023-го получил сильные ранения, ожоги. Врачи, друзья боролись за его жизнь, но 22 мая сердце не выдержало.

Павел Геннадьевич Лепешенков.
Павел Геннадьевич Лепешенков.

Павел Лепешенков награждён Орденом Мужества. Посмертно. Похоронен на Аллее героев Дмитрово-Черкасского кладбища в Твери.

За ленту

Когда стемнело по рации передали: "По машинам! Выдвигаемся!"

Какое-то время простояли на армейском пункте перехода ленты. Тронулись. Бывшая Украина. Сразу пропали и мобильная связь, и интернет. Но часы в телефонах автоматически передвинулись на час назад, в соответствие украинскому времени. Первую часть пути конвой шёл полевыми дорогами, на которых никогда не было асфальта. Вдоль дороги посадки, за которыми квадраты пустых полей. Глубокие ямы, отсутствие света. Перед собой видим только клубы пыли и огни впереди идущего автомобиля. Изредка навстречу попадаются военные колонны, которые мы пропускаем по приоритету, сползая на обочины.

-9

Идём крайне медленно. Эта дорога не предназначена для фур, которых несколько из полусотни собранных в колонну машин.

Первый населённый пункт. Ни огней, ни людей. Идём дальше. Начинает появляться убитый асфальт. На одном из перекрёстков колонна разделяется - часть уходит на Донецк, мы движемся в сторону Луганска. Хм... Про такую возможность я что-то раньше не слышал. По рации команда: "Колонну не растягивать! Полицию, светофоры, встречный транспорт игнорируем!"

Луганск

Город более менее освещён. Людей нет. Машин тоже. Той ночью Луганск показался мне городом-призраком.

На конечной точке маршрута уже ждут своих волонтёров машины подшефных подразделений. Разгружаем собранный замировцами сбор в пробитый осколками кузов одного из подразделений Народной милиции ЛНР.

-10

После разгрузки бойцы провожают нас в пункт постоянной дислокации своего подразделения. Не смотря на то, что уже два часа ночи, нас ждут в столовой.

-11

Женщины в погонах младших сержантов накрывают на стол.

Армейская гречка с тушёнкой
Армейская гречка с тушёнкой

Окунувшись в атмосферу казармы, начинаю чувствовать себя привычнее. Внутри что-то расслабляется, оказавшись в до боли знакомой атмосфере. Правда, символика на стенах немного другая.

Наглядная агитация
Наглядная агитация

В медпункте части Владу, Игорю и мне приготовлены три солдатских койки. Прошлую ночь удалось поспать всего ничего. Рубит отчаянно. Но, если парни свою задачу выполнили, то мне ещё необходимо добраться до Призрака. Познакомиться лично и передать ему наш сбор.

Обговаривая нашу встречу с Призраком, Паша был категорически против того, чтобы я ехал в Донецк. Перед конвоем пришло известие о том, что укры накрыли обстрелом парней из МЧС. Семнадцать 200. В эти дни был сдан Изюм. Поэтому точка встречи была назначена за полсотни километров до Донецка на разбитой прошедшими боевыми действиями заправке.

Через розданный местными служивыми интернет построил маршрут, подтвердился, что он не выходит за ЛБС. Я никогда здесь не был. Не знал ни дороги, ни местных правил и законов. Связи тоже нет. Навигатор предложил серую колбасу, которая указывала направления, соответствующие удобному маршруту до 2014 года. Сбрасывать его и отклоняться от маршрута нельзя категорически. Без сети его не обновишь, не восстановишь. Ехать нужно было сто километров с хвостиком. Поэтому принял решение лишь на двухчасовой сон.

Еду на встречу с Призраком

Выезжаю на рассвете. Потом выяснилось, что я нарушал своими метаниями условия комендантского часа. Но иначе не получалось. Днём конвой полным составом должен был выдвинуться обратно. Отставание от колонны сулило очень большие неприятности.

При свете Луганск нагонял неприятное чувство какой-то безнадёги и полное ощущение возврата в девяностые. Намалёванные чуть ли не от руки, громоздящиеся друг на друге вывески на первых этажах серых, покрытых слоем пыли зданий. Дорожные ямы. Отсутствие признаков хоть какого-то ремонта, не проводившегося тут многие десятилетия. Сразу скажу, что сейчас ситуация другая. Хотя до уровня областных центров России в город придётся вложить немало.

Часть дороги между Луганском и Донецком уже начала восстанавливаться. Но свернув с неё, попадаешь на полигон проверки качества подвески. Большая часть дорожного ремонта заключается в снятии верхнего слоя асфальта, уменьшая, тем самым, глубину многочисленных ям. Большинство придорожных указателей на украинском языке. Очевидно, что здесь ненависть к другому наречию от соседей не переняли. Часть из них, особенно в районе Дебальцево, продырявлена осколками.

Когда-то культурный центр был красив...
Когда-то культурный центр был красив...
Часть нормальной дороги с указателем из домайданных времён
Часть нормальной дороги с указателем из домайданных времён
Вроде еду правильно...
Вроде еду правильно...

Появляются автомобили. Не взирая на воскресный день, вижу куда-то спешащих людей на остановках. На середине пути очередной блокпост. Выяснилось, что удостоверение офицера запаса Российской армии, подтверждающего кадровый состав в прошлом, снимает вопросы гораздо быстрее, чем паспорт гражданина РФ.

На развилке, неявно обозначенной навигатором, свернул в ненужную сторону и оказался в городе Алчевске. Там окончательно запутался в перекрёстках и потерял нужное направление. Каким-то чудом выехал к городскому рынку, подходы к которому были заняты торгующими прямо с асфальта гражданами. Просьба указать правильное направление вызвала небывалый ажиотаж. Все, кто слышал вопрос, потянулись к машине со своими вариантами моего возвращения на путь истинный. Поняв примерно, что и как, двинулся, куда сказали, оставив позади спорящую толпу горожан.

Стела на въезде в Донецкую республику
Стела на въезде в Донецкую республику

Знакомство с Призраком

Я на месте. Приехал задолго до назначенного времени, что порадовало.

На бывшей заправке
На бывшей заправке

В назначенное время подъехал УАЗик в камуфляжном окрасе, за рулём которого, как показалось, никого не было. На самом деле рулила Татьяна, жена Призрака, женщина весьма компактная ). Ей бы седан какой, покрытый серебристым металликом, а она водит этого монстра...

Наконец, первая встреча. Они станут с этого дня регулярными и всегда позитивными, благодаря характеру, радушию и общему дыханию этой пары.

Не все призраки эфемерны. Нашего можно потрогать ) Но не всем безнаказанно...
Не все призраки эфемерны. Нашего можно потрогать ) Но не всем безнаказанно...

Передал нашу коробку со сбором. Когда- нибудь узнаем, что и для чего было нужно. Тут же записали благодарность от группы Призрака "группе лиц по предварительному сговору". Обсудили каким должен быть следующий сбор и договорились, что он будет довезён непосредственно до места. Распрощались, и я двинул обратно в Луганск по уже пройденному маршруту.

В Луганске оказался с запасом до времени сбора конвоя в обратный путь. Поэтому удалось пообедать в местном кафе. Днём город оказался вполне оживлённым, не таким унылым как ночью и ранним утром.

-20

Лишний раз, на собственном опыте убедился, что картинка, нарисованная просмотром новостных лент, несколько отличается от реальности.

Одновременно с этим постом выкладываю ролик, который я сделал по возвращению. Он достаточно длинный, потому что хотелось как можно полнее передать свои эмоции от первой поездки. А эту статью прошу считать дополнением ряда нюансов к ранее показанному в ролике.

Обратную дорогу помню смутно. Грешу на ощущение недосыпа, отбивающее желание любопытствовать, запоминать. Как только довёз Влада до дома, вломился в первую попавшуюся гостиницу, и послав всё к чёрту, рухнул не выставляя будильника. В понедельник вечером был дома, пришибленный количеством полученных эмоций, знаний и планами на следующий конвой.

Продолжение следует...