Найти тему
Алексей Асрян

Деятельность прокуратуры в годы Великой Отечественной Войны

Деятельность прокуратуры в годы Великой Отечественной Войны

Роль советской прокуратуры в период Великой Отечественной войны занимает ключевое место в истории нашей страны. Исследуя этот вопрос, мы не только рассматриваем функционирование государственного аппарата в условиях военного времени, но и выражаем глубокую признательность и уважение каждому, кто сражался на фронте и работал в тылу в эти тяжелые времена. Военная история всегда вызывает живой отклик. В этом году мы отмечаем 79-летие Победы в Великой Отечественной войне, что делает обсуждение военных лет особенно актуальным. Многие исследователи, историки и заинтересованные люди неоднократно обращались к теме работы прокуратуры в военное время. Эта тема остается важной, поскольку прокуратура всегда была одним из основных органов правопорядка. Происхождение прокуратуры относят к XVIII веку, к эпохе Петра I. С тех пор прокуратура прошла долгий путь развития и становления. Некоторые ученые предлагают разделить этот путь на три этапа:

• до революционный (XVIII век - октябрь 1917 года);

• советский (октябрь 1917 года - конец 80-х годов XX века);

• современный (90-е годы XX века - наше время).

Давайте подробнее рассмотрим период, относящийся ко второму этапу развития прокуратуры, и проанализируем её деятельность в годы Великой Отечественной войны. В этот период особое значение имели Указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, касающиеся введения военного положения в отдельных районах СССР. На основе этих указов был издан приказ народного комиссара юстиции СССР и прокурора СССР от 24 июня 1941 года № 102/58. Во время войны перед страной и правоохранительными органами стояла общая цель - победить фашизм. Основная задача прокуратуры в тот период заключалась в контроле за исполнением законов, направленных на поддержание общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, защиту прав военнослужащих и их семей, а также защиту социалистической собственности от преступлений. С точки зрения организации, деятельность прокуратуры во время войны можно разделить на два основных направления:

1. надзор за законностью:

• общий надзор за действиями должностных лиц и учреждений;

• надзор за следствием, судом и исполнением наказаний;

2. уголовное преследование:

• по делам о воинских преступлениях;

• по делам о преступлениях против основ советского строя.

В условиях войны компетенция прокуратуры значительно расширилась. Военные прокуроры возбуждали уголовные дела и участвовали в судебных процессах по широкому кругу преступлений, включая государственные преступления, преступления военнослужащих, разбой, умышленные убийства и другие. Городские и районные прокуроры контролировали выполнение производственных планов и привлекали к ответственности за их нарушение. Контроль за правами красноармейцев и их семей стал важной частью работы прокуратуры в военное время. Структура прокуратуры также претерпела изменения: были созданы военные прокуратуры фронтов, подчиненные им военные прокуратуры армий и соединений, а также прокуратуры войск НКВД.

Ключевыми функциями транспортных прокуратур были:

- Гарантирование эффективной работы железнодорожного и водного транспорта;

- Поддержание строгой трудовой дисциплины;

- Борьба с теми, кто уклоняется от работы и нарушает порядок производства, а также с дезертирами в транспортной сфере;

- Противодействие хищениям, нехозяйственному поведению и злоупотреблениям;

- Защита прав семей военнослужащих и рассмотрение их обращений.

Из-за сложной ситуации в стране, кадровая обстановка в прокуратуре была напряжённой. На начало 1941 года только 54% сотрудников центрального аппарата Прокуратуры РСФСР имели высшее юридическое образование. Среди сотрудников краевых, областных и республиканских прокуратур с высшим образованием было 28% штата, а среди районных прокуроров - всего 20%.

В первые два года войны 23% районных прокуроров, 76% помощников районных прокуроров и 91% следственных работников были призваны в ряды Красной армии.

Таким образом, многие сотрудники прокуратуры добровольно отправились на фронт. Тем, кто остался в тылу, приходилось обеспечивать соблюдение общественного порядка и законодательства военного времени.

Следует отметить, что 5 июня 1942 года прокурор СССР В. М. Бочков подписал секретный приказ № 54 «О работе по общему надзору», в котором указывалось, что большинство прокуроров не адаптировали свою работу к военным условиям, часто занимаясь несвойственными им задачами и замещая другие государственные и экономические органы управления.

В связи с этим прокурорам необходимо было сосредоточиться на контроле за точным исполнением правительственных актов о военных заказах и поставках для Красной армии, укреплении трудовой дисциплины, сборе урожая и заготовках продуктов, а также поддержке семей военнослужащих и инвалидов войны.

Согласно приказу прокурора РСФСР от 24 июня 1944 года, сотрудники прокуратуры должны были уделять больше внимания работе с заявлениями и письмами граждан, принимая их до 23 часов местного времени.

Были особенности в работе прокуратуры по контролю за местами лишения свободы. С 1941 года некоторые заключённые были освобождены по отдельным указам Президиума Верховного Совета СССР и постановлениям ГКО, а те, кто зарекомендовал себя на фронте, после войны были освобождены от уголовной ответственности.

Основной задачей надзорной работы был контроль за производственными и строительными отраслями, где использовался труд заключённых. В течение войны удалось обеспечить армию всем необходимым, а также повысить уровень промышленности и сельского хозяйства.

Следует отметить, что дефицит кадров во время войны компенсировали молодые выпускники юридических вузов. Однако у них была только теоретическая подготовка, и отсутствие практического опыта приводило к задержкам в расследованиях и ошибкам в составлении процессуальных документов. Поэтому руководители прокуратуры организовывали для своих подчинённых обучение в форме лекций, семинаров и стажировок для повышения квалификации.

В период военных действий, работа прокуроров и следователей была чрезвычайно трудной. Они рисковали своими жизнями и жизнями свидетелей, проводя допросы прямо на поле боя под обстрелом. Сотрудники прокуратуры, вместе с другими представителями правоохранительных органов, часто объясняли военнослужащим суть приговоров и следили за тем, чтобы важные приговоры были доведены до сведения военнослужащих через приказы командирования или иным способом. Во время Великой Отечественной войны особое внимание уделялось прокурорскому надзору за борьбой с детской безнадзорностью и беспризорностью. В приказе прокурора СССР от 10 ноября 1942 года № 7/23 подчеркивалась необходимость усиления защиты прав детей и борьбы с детской преступностью. Прокуроры проводили проверки соблюдения законодательства в детских домах, охраны труда подростков и сохранности средств, выделенных на содержание детей. Рост числа безнадзорных детей сопровождался увеличением детской преступности. Защита труда подростков стала одним из ключевых направлений работы прокуратуры. Проверки выявили серьезные нарушения законодательства на многих предприятиях, где подростки работали в тяжелых и вредных условиях, включая ночные смены, без предоставления положенного отдыха и отпусков. К примеру, прокурор Шурабского района обнаружил, что в начале 1945 года 89 подростков в возрасте от 13 до 16 лет работали на тяжелых работах на шахтах Шурабугля, иногда до 10–11 часов в сутки. В результате были приняты меры, включая уголовное преследование виновных в нарушении трудового законодательства. Военное время потребовало особого внимания к охране матери и ребенка. Прокуратура СССР и ее подразделения контролировали исполнение законов, защищающих интересы матерей и детей, а также выдачу государственных пособий многодетным и одиноким матерям. В приказе прокурора СССР от 12 июля 1944 года указывалось на необходимость строгого соблюдения законов и привлечения к ответственности за их нарушение, включая незаконное проведение абортов и неплатеж алиментов. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон, присваивающий прокурору звание Генерального прокурора СССР, что повысило авторитет и влияние прокуратуры в стране. Труды сотрудников прокуратуры, способствовавшие победе, были высоко оценены: 23 сотрудника были награждены орденом Ленина, а многие другие получили государственные награды за свою работу.