при разработке концепции архитектурного освещения.
Есть мнение, что дизайн - это прежде всего идея. Мнение небесспорное, но в любом случае при продумывании идеи желательно, чтобы ее воплощение не исказило ее до неузнаваемости.
1. Свет - это не цель. Свет - это инструмент
А цель - это создание образа здания. Причем не только ночного, но и дневного, потому что размещая светильники на фасаде вы автоматически меняете его облик. Где-то больше, где-то - совсем незаметно, но это так.
Кроме того, не надо использовать прием только потому что мы можем. Каждому приему должно быть свое место, независимо от того, модный он или классический.
2. Света должно быть сколько нужно
Следует из пункта 1. Света должно быть достаточно для создания нужного образа и не более того. Не надо ставить три светильника там, где можно поставить один. Хорошее решение - это то, которое достигается минимальными средствами.
3. Необходимо учитывать физику света и геометрию освещаемого объекта
Звучит банально, так же как п.1, но наблюдения за концепциями показывают, что иногда светодизайнеры полагают светильник чем-то вроде ведра с краской. Например, даже у светодизайнеров авторитетных компаний луч света имеет привычку "заканчиваться" словно светильник не светит дальше определенного расстояния.
А случаи невынужденного освещения круглых колонн в фас, встречного света, неумения работать с яркостью планов даже перечислять неинтересно. Просто посвящу этим типовым ошибкам отдельный материал, когда руки дойдут.
А пока - ссылка на физические основы:
4. Архитектурное освещение - это декор, который НЕ должен снижать потребительские качества объекта
Светодизайнер обязан быть уверен и быть способным доказать, что его концепция освещения удовлетворяет требованиям ФЗ№384 вообще и СП.52.13330.2016 в частности. Например в части засветки жилых окон. Он должен уметь доказать, что существует хотя бы одно техническое решение которое позволяет выполнить концепцию не нарушив строительных норм и не ухудшив уровень пользовательских свойств объекта.
5. Архитектурное освещение - это инженерная система
которая должна быть согласована с другими системами здания
Да, на фасадах таких систем немного, но они есть. Кондиционеры, водосточные трубы, видеокамеры, знаки пожарных гидрантов и указателей номера дома - все это размещается на фасаде. И не всегда - в нужном светодизайнеру месте.
Например, коллизии с водосточными трубами, особенно на объектах культурного наследия, встречаются довольно часто. И согласование труб с светильниками порой вынуждает менять концепцию. Причем ни разу не смешно, когда происходит это на завершающем этапе разработки рабочей документации.
элементы которой должны быть доступны для дальнейшей эксплуатации
Светильники, например, надо как минимум мыть, а еще и иногда менять. К подключению светильников должен быть обеспечен доступ для осмотра (но об этом чуть ниже). Все это накладывает ограничение на размещение световых приборов.
6. Архитектурное освещение - это подсистема системы электроснабжения
кабели,
Каким бы странным это не казалось, но световые приборы питаются и, что не менее важно, управляются, не через таинственный эфир, а по вполне себе реальным проводам. Которые к светильнику еще надо подвести.
И бывают ситуации, когда кабель возможно вести исключительно открыто по фасаду. Например, СП 256.1325800.2016, п.5.5.8.2 предписывает
принимать решения, обеспечивающие наименьшее механическое воздействие на объект освещения (штробление, сверление отверстий в стенах и других архитектурных элементах).
А городские службы эксплуатации (которым часто передают в установки видовых объектов) очень не любят как скрытую прокладку, так и прокладку внутри зданий. Кроме того, кабель внутри здания можно прокладывать далеко не везде - например, через жилые помещения или лестничные клетки это практически нереально.
разъемы и коробки,
Мало подвести кабель к светильнику, надо еще и сделать отсоединение. Которое делается обычно в коробке или разъеме, размером с коробку. И которое крайне желательно (есть исключения, но на них при разработке концепции полагаться не стоит) опять-таки иметь в доступе. А если светильник еще и управляется по отдельной линии, то у вас будет две коробки.
и (сверх)низковольтные драйвера
Тяга светодизайнеров к светильникам наименьших возможных габаритов вполне обоснована (а вот стремление везде пихать гибкие ленты - объяснимо, но и только). Но есть нюанс - где-то недалеко от светильников должны быть размещены блоки питания. Чем дальше будут блоки питания от светильников и чем больше их мощность - тем больше кабелей придется прокладывать... словом см. выше. Поэтому, при необходимости использовать светильники напряжением 12-48В, да еще и на большой площади стоит подумать о том, где их прятать - не исключено, что ставить их придется прямо на фасад.
Если есть чего добавить к списку выше - пишите в комментариях. Подписка не обязательна.
(с) Малинин В.А. 12.05.2024
Статья была полезной? Ставь лайк.