Найти тему
Елена Шаврак

ЕГЭ по химии-2024: 34 задача на "неполное протекание " реакций ионного обмена.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В формате ЕГЭ по химии уже давно появились расчетные задачи на неполное протекание окислительно-восстановительных реакций (например, электролиза, разложения солей, образования бинарных соединений, задачи на пластинку). Задач на неполное протекание реакций ионного обмена меньше. Их химизм ограничен, в основном, реакциями, протекающими с образованием смеси кислых и средних солей или смеси комплексной соли и осадка гидроксида амфотерного металла.

В этой статье я разберу две задачи на неполное протекание РИО из сборника Д.В.Ходарева:

-2

(https://www.ozon.ru/product/ege-himiya-sbornik-tipovyh-variantov-diagnosticheskih-rabot-2-izd-hodarev-dmitriy-vyacheslavovich-794914125/)

Их отличие от уже упомянутых задач на неполное протекание РИО заключается не в химизме (все те же преобразования кислых солей), а в формулировках и количественных характеристиках, указывающих на полноту протекания реакций.

Итак, задача 1

-3

Пояснения к задаче:

Задача решается путем последовательного анализа текста с целью определения количественных и качественных характеристик участвующих и образующихся на каждой стадии материальных потоков. В решении 4 этапа: определение состава кристаллогидрата по известному алгоритму; определение количества безводной соли и массы приготовленного из нее раствора; характеристика процесса взаимодействия карбоната с кислотой; характеристика процесса взаимодействия полученного раствора с хлоридом алюминия.

Чем (на мой взгляд) может быть интересна эта задача в формате ЕГЭ:

  • стехиометрическими особенностями протекания РИО между сильной кислотой и карбонатом, обусловленными формулировкой "видимых признаков реакции не наблюдалось";
  • количественной характеристикой процессов совместного гидролиза с участием хлорида алюминия, заданной через изменение молярного соотношения между ионами.

Решение.

1. Найдем состав КГ Na2CO3*xH2O:

1 моль КГ содержит (11*2+6+8*3+10х) протонов или (52+10 х) протонов

М КГ=106+18х г/моль

Тогда:

0,5315=(52+10х)/(106+18х), откуда х=10,

Формула КГ: Na2CO3*10H2O

2. Найдем характеристики полученного раствора:

Пусть n Na2CO3*10H2O= у моль, тогда:

106у/(286у+378,6)=0,15, откуда у=0,9 моль= n Na2CO3

m получ рра= 0,9*106/0,15=636 г

3. Обработка полученного раствора HBr:

Na2CO3+ HBr= NaНCO3+NaBr (1)

Состав полученного рра: NaНCO3 + Na2CO3

n сумм(NaНCO3 + Na2CO3)= 0,9 моль(2)

4.Обработка раствора хлоридом алюминия:

А)n исх AlCl3=667,5*0,2/133,5=1 моль

Начальное молярное соотношение ионов алюминия к хлорид-ионам составляет:

nAl3+: nСl-=1:3.

Б)После окончания реакции молярное соотношение ионов алюминия к хлорид-ионам, согласно условию, составляет 1:6. Изменение соотношения произошло вследствие связывания ионов алюминия в нерастворимый гидроксид в реакциях 3 и 4:

3Na2CO3+2AlCl3+3H2O=3CO2+2Al(OH)3+6NaCl (3)

3NaHCO3+ AlCl3 =3CO2+ Al(OH)3+3NaCl (4)

Поскольку количество хлорид-ионов в растворе не изменилось, можно сделать вывод, что прореагировала половина исходного AlCl3, т.е.

n3+4 AlCl3=0,5 моль.

Т.о., в растворе осталось 0,5 моль AlCl3

в) Найдем количества веществ, вступивших и образовавшихся в реакциях 3 и 4:

Пусть n3 Na2CO3=x моль, n4 NaHCO3=у моль, тогда

N3 AlCl3=2/3x моль, n4 AlCl3=1/3у,

откуда 2/3х+1/3у=0,5 (5),

Составим систему из уравнений 2 и 5:

Х+у=0,9

2/3х+1/3у=0,5, откуда: х=0,6 моль, у=0,3 моль

n3+4CO2=x+y=0,9 моль,

n3+4 Al(OH)3=n3+4 AlCl3=0,5 моль

5.Найдем массу рра HBr, вступившего в реакцию (1):

А)n1 HBr= n1 NaHCO3=у=0,3 моль

Б)m рра HBr=0,3*81/0,05=486 г

6. Найдем характеристики конечного раствора:

А)m рра=636+486+667,5-0,9*44-0,5*78=1710,9 г

Б)Найдем массовую долю AlCl3 в конечном растворе:

m AlCl3= 0,5*133,5=66,75 г

W AlCl3=100*66,75/1710,9 =3,9%

Задача 2

-4

Пояснения к задаче:

Задача решается в 4 этапа:

  • Характеристика процесса смешивания растворов кислоты и щелочи. Поскольку количественной информации недостаточно для установления количеств продуктов, вводятся две переменные.
  • Характеристика процесса, происходящего с первой порцией раствора. С сильной кислотой будет взаимодействовать гидрофосфат, в результате чего произойдет уменьшение его количества при одновременном увеличении количества дигидрофосфата.
  • Характеристика процесса, происходящего со второй порцией раствора. С щелочью будет взаимодействовать дигидрофосфат, в результате чего произойдет уменьшение его количества при одновременном увеличении количества гидрофосфата.
  • На основании информации об изменении мольных соотношений между солями определяем их первоначальные количества и массы растворов, вступивших в реакцию.

Решение

1. Характеристика процесса смешивания исходных растворов:

А)H3PO4+ 2KOH= K2HPO4+2H2O (1)

H3PO4+KOH =KH2PO4 +H2O (2)

Б)Пусть n1 K2HPO4=х моль, n2KH2PO4=у моль, тогда

n1+2 H3PO4=x+y моль, n1+2 KOH =2x+y моль.

2. Характеристика процесса, происходящего с первой порцией раствора:

А) K2HPO4+HI= KH2PO4+KI (3)

Б)n3 HI=128*0,05/128=0,05 моль

n3 HI= n3 K2HPO4= n3 KH2PO4=0,05 моль

в) Тогда n общ1 K2HPO4 = 0,5х-0,05 моль, n общ1 KH2PO4=0,5у+0,05 моль

г) Согласно условию: n общ1 KH2PO4/ n общ1 K2HPO4=5:1, или:

(0,5у+0,05)/(0,5 х-0,05)=5, откуда : 5х-у=0,6 (4)

3. Характеристика процесса, происходящего со второй порцией раствора:

А) KH2PO4+КОН= K2HPO4+Н2О (5)

Б)n5 КОН =224*0,025/56=0,1 моль

N5 КОН = n5 K2HPO4= n5 KH2PO4=0,1 моль

в) Тогда n общ2 K2HPO4 =0,5х+0,1 моль, n общ2 KH2PO4=0,5у-0,1 моль

г) Согласно условию: n общ2 K2HPO4/ n общ2 KH2PO4=2:1, или:

(0,5х+0,1)/( 0,5у-0,1)=2, откуда : у-0,5х=0,3 (6)

4. Найдем массы использованных растворов H3PO4 и КОН:

А) составим систему из уравнений 4 и 6:

5х-у=0,6

у-0,5х=0,3, откуда: х=0,2 моль, у= 0,4 моль

б) Согласно п. 1б

n1+2 H3PO4=x+y= 0,6моль,

n1+2 KOH =2x+y =0,8 моль.

В)m рра H3PO4=0,6*98/0,2=294 г

m рра КОН =0,8*56/0,25=179,2 г

5. Найдем массовые доли кислых солей, находящихся в исходном растворе:

А)mисх рра= 294+179,2=473,2 г

Б)W K2HPO4=100*0,2*174/473,2=7,35%

W KH2PO4=100*0,4*136/473,2=11, 5%

Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения.

Всего доброго!

P.S. Набираю учеников 9-11 классов для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

https://vk.com/id363684368