Душа моя, ликуй и пой!
Люблю апрель! Ласковое тепло, льющееся с высветленного неба; особый вкус воздуха, который жадно вдыхаешь, которым наполняешься весь без остатка; звонкий говор ручейков, играющих с переливающейся на солнце галькой; трель скворцов, нотками, качающихся на проводах; первая нежность травки, спешно заселяющей парную землю, освободившуюся от серых снегов…А может, еще и потому, что в каждом дыхании апреля разливается Пасха, как обновление всего живого.
Звон колокольный и яйца на блюде
Радостью душу согрели.
Что лучезарней, скажите мне, люди,
Пасхи в апреле?
(М. Цветаева)
Воскресение Христово, мне кажется, один из самых радостных праздников, который неотделим не только от христианства, но и русской культуры, где традиции и обычаи связывают нас с глубиной веков. Н. В. Гоголь считал, что смысл пасхального события состоит в том, "чтобы в самом деле взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего брата". И ещё: "В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней - те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России…"
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
(И. Северянин)
Вообще начало весны на Руси связано с празднованием Сорока мучеников - воинов -христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии. Согласно народному поверью, в этот день (22 марта) из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. Накануне празднования женщины пекли из ржаной муки "жаворонков", а утром раздавали их детям, которые бегали с ними по деревне и закликали жаворонков: "Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела".
Пасхе предшествует Великий пост, смысл которого, в первую очередь, в очищении тела и души. На Крестопоклонной неделе поста в домах выпекали печенье в виде крестиков.
Кресты - пророки,
Побежали по дороге,
Увидели Христа,
Заиграли в три листа!
Хозяин с хозяйкою, выходите,
По крестику выносите!
За день до начала Страстной седмицы празднуется Вход Господень в Иерусалим. В храмах Вербное воскресенье начинается с всенощного бдения. Верующие держат в руках свечи и веточки вербы. Таким образом, они тоже встречают Иисуса Христа, победителя смерти и греха. После службы верующие окропляют вербу святой водой и относят домой, чтобы хранить до следующего года.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
(А. Блок)
Отворяя двери Вечности, пройти по дорогам Вифании, Иерусалима, Голгофы
Каждый день Стастной недели значим - верующие вспоминают страдания Христа. В понедельник, вторник и среду Церковь вспоминает проклятие бесплодной смоковницы, притчу о мудрых и нерадивых девах, напоминая верующим о том, что в течение поста они скопили бесценный духовный дар, как некий добрый плод, необходимый для того, чтобы всем сердцем прочувствовать Пасхальную радость. В Великий четверг (Чистый) связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году - "Двенадцать Евангелий". Вот как об этом рассказывается в "Лете Господнем" И. Шмелева: "Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу – доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике…
- Он теперь никак при хресте не может. Спаси Христос… – крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. - Христос с тобой, матушка, не бойся… лежи себе.
Корова смотрит задумчиво и жует.
Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни – страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями – и ничего, потому что везде Христос".
Великая Пятница - день Его мучительной смерти на кресте. В церкви происходит вынос Плащаницы - и это символ погребения Христа, совершаемого скорбными учениками. На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи - схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Пасха под синим небом, с колоколами и сладким хлебом
В 12 часов ночи начинается пасхальная утренняя служба. Когда священнослужители и прихожане зажигают свечи и начинается пение у алтаря, испытываешь особые сакральные чувства - тайна открывается сердцу и заполняет его радостью. Особенно люблю момент, когда пройдя крестным ходом вокруг храма, останавливаемся у крыльца, где священник торжественно возглашает: "Христос воскресе!" и все отвечают: "Воистину воскресе!"
Идешь, бывало, со службы и всю дорогу поешь: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав"…
В автобиографической повести К. Лукашевич "Мое милое детство" вот как описывается празднование Пасхи в XIX веке: "Яйца красили в сандале, в шелухе луковых перьев, в кофейной гуще и в разных нитках и обрезках шелка. Папа вырезал из сахарной синей бумаги разные рисунки и фигуры, прикладывал их к яйцам, обвертывал все луковой шелухой, завязывал тряпкой и клал варить. Мы с мамой делали то же. Как, бывало, волнуешься, дрожишь, замираешь, когда развертывают уже сваренное яичко. Что-то будет? Боже, какой восторг! Вот яичко вышло желтенькое с крапинками, а на нем синеватый якорь и буквы "X" и "В". Кроме того, папа очень искусно нацарапывал на крашеных яйцах цветы, расписывал яички красками и всегда выбирал трогательные и нежные сюжеты, например: якорь, сердце, голубков, цветы и т. п.
Кроме яиц на праздничном столе всегда Пасха - творожная масса с сахаром, изюмом, орехами, медом, сливочным маслом. Форма ее в виде усеченной пирамиды олицетворяет Голгофу, а творог и мед означают обещанную верующим землю, "где течет молоко и мед". Надписи и узоры - "ХВ", кресты, ветви и цветы - образы и страданий, и воскресения Иисуса. В итоге пасха из творога - это одновременно напоминание о жертве Христа, символ праздничного веселья и обещание сладости будущей райской жизни. Кулич также неотъемлемый атрибут Светлой Пасхи. Иисус Христос, до принесения великой жертвы, ел исключительно пресный хлеб. Но, после чудесного воскрешения, он мог позволить себе необычайно вкусный, мягкий, сдобный и ароматный хлеб, поэтому кулич и появился на праздничном столе.
Яички - крашенки в корзинке,
Кулич пахучий на столе.
День Пасхи, словно по старинке,
Мы празднуем в большой семье.
Добро побеждает, а зло посрамляется
О традициях празднования Пасхи я побеседовала с настоятелем Прихода во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Манчажа иереем Павлом Лоскутовым, который обратился к читателям:
- Своими корнями Пасха уходит в историю еврейского народа, и этот праздник всегда был поводом, чтобы собраться вместе. Многие рассматривают это время, именно как время воссоединение семей: богато накрытый стол, хождение друг к другу в гости. Бывает, что Пасха ограничивается только внешними атрибутами, вторичными по отношению к главной мысли праздника. Однако со временем человек начинает осознавать, что Пасха - один из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение от власти греха и вечной смерти. Христос добровольно и главное незаслуженно восходит на крест, духом своим сходит в ад, разрушает его темницы и выводит оттуда прародителей Адама и Еву, всех праведников и всех, кто только пожелал пойти за Ним. Вокруг одна только радость и нет ни тени печали или плача. В Пасхальную ночь мы празднуем победу жизни над смертью. Верующие в этот праздник посещают главное ночное богослужение и приобщаются к святым Христовым Тайнам, веря, что только через эти действия со всей глубиной можно прочувствовать пасхальное торжество и ту великую радость, которую обещал Бог любящим Его.
А в заключение приведу слова русского классика И. Бунина: "Необходимо свято верить в то, что по великой милости Божьей "камень от гроба будет отвален", и Россия обретет жизнь, победив собственным воскресением все лихолетье и неустроенность. Ее возрождение уподобится лучам солнца:
Они взойдут в красе желанной,
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог Воистину Воскрес!
Татьяна Костырева
2024 г