Найти тему
Исторический Ляп

Писатель Михаил Веллер: Первой христианкой на Руси стала княгиня Ольга

Первой христианкой на Руси стала Ольга, вдова Киевского князя Игоря Рюриковича и регентша при малолетнем сыне Святославе до его совершеннолетия. По официальной и наиболее устоявшейся версии Ольга крестилась в Константинополе в 957 году. Вот отсюда и начнём.

В «Повести временных лет» сказано не только про это крещение. Но и про то, что родилась Ольга в Пскове. «Житие святой великой княгини Ольги» уточняет: в деревушке Выбуты под Псковом, и была незнатного варяжского рода…Так вот, города Пскова, который писался в русских источниках как Плесков, тогда еще не существовало. Что бесспорно затрудняет рождение в нем.

«Киев-Москва. Расхождение», 2023

Первая русская летопись «Повесть временных лет», которую Веллер не читал, сообщает о крещении Ольги в 955 году:

«В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин [император Константин VII - «ИстЛяп»], сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь её разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил её царь с патриархом».

И она же цитирует русско-византийский договор заключённый десятью годами раньше:

«Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь».

То есть в 945 году христиане на Руси уже имелись, о чём свидетельствуют и другие источники. Например, «Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам» написанное в 867 году константинопольским патриархом Фотием:

«Ибо так, изгнав нечестие и утвердив благочестие, питаем мы добрые надежды возвратить новооглашенный во Христа и недавно просвещенный сонм болгар к переданной им вере. Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел [Апостол Павел – «ИстЛяп»]: «Благословен Бог» во веки!»), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».

Наш читатель Александр Езерин справедливо отмечает, что 957 год ближе к реальности, поскольку упомянут в византийских источниках. Так оно и есть. В трактате «О церемониях» составленного для Константина VII сообщается о визите Ольги в Константинополь, когда её принимали в среду 9 сентября и в воскресенье 18 октября. Такое сочетание имело место в 946 и 957 гг, но очевидно имеется в виду более поздняя дата. Сын Константина Роман, родившийся в 938 году, упомянут в трактате, как взрослый мужчина, сам имеющий детей. Однако Веллер упоминает 957 год именно со ссылкой на «Повесть временных лет», и в любом случае речь идёт о дате, когда христиан на Руси было уже немало.