Текст не мой. Я уже устал об этом писать. Слава Богу, есть и другие.
Более того: даже других взглядов,
чем ценнее вдвойне.
Источник: t.me/bonch_osmolovskaya
***
«В науке нет идеологии» — тоже идеология
Осмотр выставки в историческом музее славного города Ярославля оставил неоднозначные впечатления.
Музей истории Ярославля прекрасно оформлен, рассказывает посетителям про историю местности, начиная с 1 тыс. н.э., подробно останавливаясь на всех основных периодах — мы видим красивого Ярослава Мудрого и вид города в XI — XV вв. на наглядном макете. Затем прослеживаем период XVI — XVII столетий. Здесь ярославская церковная фреска XVII века, изразцы с местным орнаментом, предметы вооружения и снаряжения воинов, бытовой комплекс с подлинными вещами.
Далее видим город XVIII — первой пол. XIX в., становление Ярославля как столицы губернии, создание первого русского национального театра, изменение городской среды, появление лицея и училища. На плане Ярославля — образ города без широких улиц и площадей до екатерининских преобразований, и панорама берега Волги периода его благоустройства в набережную.
Потом наполняемся гордостью за развитие промышленности во второй половине XIX — начале XX века: Ярославль — купеческая столица Верхней Волги, горожане предприимчивы и используют технические новинки. Макеты парохода и трамвая, аппарат Морзе, комната с электрической люстрой и мебелью в стиле модерн отражают изменение ритма жизни и представления о комфорте. Приезд Николая II с семьей в Ярославль на 300-летие дома Романовых, на экране документальная видеохроника, все счастливы и приветствуют царя.
«А потом… — говорит экскурсовод и по совместительству старший научный сотрудник музея, доцент — после всей этой идиллии… вот это».
И мы переходим в последний зал музея: о советском периоде. О чем зал? Если до этого залы были детализированы и вообще довольно подробно рассказывали о разных сторонах жизни города, то тут начинается какая-то агитка: показано только тёмное, вот разрушение города большевиками в ходе Гражданской войны, вот кандалы, решетка, вот длинный список репрессированных 30-50 годов (sic! кого там репрессировали в войну и 50-е гг. это ещё огромный вопрос, подробностей нет), вот колючая проволока, огромный стенд с картиной про коллективизацию (без подробностей), а дальше уже и война началась, военная промышленность и трудовой подвиг ярославцев. Конец.
То есть вот была идиллия, все процветало 5 залов музея, а потом ни с того ни с сего в последнем 6 зале приходят большевики и всех рубят без суда и следствия. Экскурсовод начинает рассказывать про расстрел на месте за 15 минут опоздания на работу не в военное время и прочую ересь. На просьбу указать источник - теряется и говорит, что где-то это прочитал, но сейчас не помнит, где… И это при том, что до этого было видно, что он рассказывал на источниках, интересно и довольно объективно. Совершенно спокойно рассказал, как монголы всех в городе вырезали и город сожгли дотла, 7 недель даже некому было хоронить убиенных, а жизнь вернулась вообще только через пару лет. Тут все было в русле исторической закономерности и объективности, «было и было», а вот на 6 зале включается особая программа «ненавидим все красное» и поехало… Без причин той же революции, без подробностей, без развития производств при Советах — только репрессии и разрушение города, большевики просто свалились с неба и все, история на этом закончилась.
И это говорю я, человек в общем-то конечно с белыми симпатиями. Друзья, так нельзя. Трагедия и перелом XX века не понят и не пережит. Посетитель после такой выставки уходит с понятным чувством подавленности и даже какой-то ненависти к своей истории — все у нас дебильное и бессмысленное. Так что не нужно рассказывать, что в науке нет идеологии, — такое прочтение истории и такие музейные выставки это тоже идеология. Причём абсолютно вражеская, направленная конкретно на нарушение целостности понимания исторического процесса в России и на ее дискредитацию в первую очередь в глазах русских же людей.