Христианин, вставший на путь воцерковления, узнаёт о множестве новых правил и православных традиций, в которых довольно просто запутаться.
Кроме того, нельзя забывать о существовании так называемых «церковных суеверий» — как тут неопытному человеку разобраться, где ложь, а где правда?
Немало вопросов связано с участием в тех или иных Святых Таинствах — и это вполне объяснимо. Верующему человеку всё хочется сделать правильно, без ошибок и досадных промахов, о которых потом придётся сожалеть…
Вот, например, может ли человек, прикоснувшись к Таинству Евхаристии, после этого прикладываться к иконам?
Мнения на этот счёт разнятся. Одни считают, что так делать можно, а иные, напротив, строго остерегают других христиан от подобных действий.
Сегодня мы узнаем, что об этом думают священнослужители, на мнение которых уж точно можно положиться.
Батюшка Евгений Мурзин считает, что прикладываться к ликам святых после Причастия можно.
Однако здесь возникает другой вопрос: для чего людям, только что прикоснувшимся к Таинству Евхаристии, тотчас прикладываться к образам?
К тому же Отец Евгений не рекомендует нарушать привычный строй прихожан во время Таинства: сначала человек подходит к Чаше, затем — к столу с запивкой, а потом движется по направлению к притвору.
Если же Вам очень хочется приложиться к иконе, следует дождаться, когда Богослужение окончится, и только потом подходить к образу.
В телепередачу с участием протоиерея Димитрия Смирнова обратился один христианин, задав отцу Димитрию следующий вопрос:
«...Я часто замечаю, как после Причастия христиане подходят к ликам святых, однако же к ним тотчас подбегают матушки и начинают ругаться, говоря, что так делать «не положено». Так ли это в действительности?».
Отец Димитрий, отвечая на этот вопрос, называет подобных «матушек» не благочестивыми старушками, но «самыми настоящими православными ведьмами», потому как своей бранью они только отталкивают прихожан от Церкви и Господа. Тут впору задуматься о том, кому они служат на самом деле? Уж точно не Небесному Отцу…
По мнению протоиерея, в подобных «ведьмах» ничего православного нет.
И, отвечая на основной вопрос, касающийся прикладывания к иконам, отец Димитрий говорит следующее:
Причастившись, человек споласкивает уста при помощи запивки — это необходимо для того, чтобы у него во рту не осталось частиц Святых Даров. Приложиться после этого к иконе можно — никаких запретов тут не существует.
Ответил на аналогичный вопрос и батюшка Родион Иванов — по его мнению, после того, как христианин примет Святые Дары, ему надлежит проследовать к столу с запивкой, употребить её, и, дождавшись конца богослужения, проследовать к Кресту, и лишь после этого прикладываться к образам.
По мнению батюшки Михаила Преображенского, прикладываться к иконе после участия в Таинстве Евхаристии можно, но только после того, как человек коснулся Креста, который, как считает Отец Михаил, является «иконой распятия Господнего».
Батюшка говорит, что прикладываться к ликам святых не только можно, но даже нужно. Однако он рекомендует подождать, когда окончится служба.
Официальный сайт Введенского храма отвечает на интересующий нас вопрос так: человек, прикоснувшийся к Таинству Причастия, может приложиться к иконе, но лишь после того, когда ополоснёт уста запивкой.
Кроме того, после использования запивки христианин может поцеловать и руку священнослужителя, и совершить земной поклон.
Однако, по мнению протоиерея Вячеслава Тулупова, совершать поклоны после участия в Таинстве Евхаристии всё-таки не следует. Отец Вячеслав считает, что земной поклон — это выражение нашей покаянной скорби о прегрешениях, но люди после Причастия, напротив, должны возрадоваться духом и славить Небесного Отца.
О прикладывании к образам протоиерей говорит следующее: приложиться к иконе можно, но лишь после очищения рта при помощи запивки.
Согласен с Отцом Вячеславом и протоиерей Андрей Ефанов: он убеждён в том, что до запивки прикладываться к ликам святых не следует. Ведь, используя запивку, мы предостерегаем себя от выплёвывания частичек Святых Даров, а это ненароком может произойти с человеком в минуту целования иконы.
Некоторые христиане уверены в том, что после очищения уст запивкой «Божья благодать слабеет». Это, конечно же, глупость и суеверия.
И для того, чтобы подобные суеверия не поддерживать, никогда не пренебрегайте запивкой.
Поделился своим мнением о прикладывании к иконам после Причастия и протоиерей Димитрий Рощин. Отец Димитрий убеждён в том, что боязнь целовать лики святых после участия в Таинстве Евхаристии (так же, как и боязнь поцеловать кого-то из ближних) — это следствие суеверности и неправильного отношения к вере и Господу.
Протоиерей считает, что христиане могут со спокойной душой прикладываться к иконам после Причастия или целовать и обнимать своих родных.
Кроме того, отец Димитрий напоминает нам о том, что в греческих храмах вообще не используют запивку — в нашей же стране это стало традицией из-за не совсем правильного отношения к Плоти и Крови Христовым.
«...У нас ведь человек как думает — не приведи Господь выпала частичка, и всё, теперь целый мир от этого рухнет», — говорит протоиерей, — «Но так думать, конечно, не следует.
Не переживайте и не поддавайтесь суеверности — ничего опасного или греховного в том, чтобы приложиться к иконам после Таинства Причастия, нет и быть не может».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊Читайте еще: