Найти в Дзене

Ангел, лишившийся крыльев и другие интересные памятники выдающимся деятелям русской культуры в «Некрополе мастеров искусств»

Оглавление

Очередная, шестая часть виртуальной экскурсии по «Некрополю мастеров искусств» - музею под открытым небом, расположенном на территории бывшего Тихвинского кладбища Александра – Невской лавры.

Есипова Анна Николаевна (1851–1914)

Одна из самых выдающихся пианисток 19 века, чей талант и мастерство получили признание во всем мире.
Родилась в Санкт-Петербурге в 1851 году. С раннего детства показала необычайные способности к музыке и в 13 лет была принята в Петербургскую консерваторию, которую окончила с золотой медалью в 1871 году. Еще во время учебы дебютировала как пианистка сначала в Зальцбурге (родной город Моцарта), а затем в Петербурге.
Сразу после окончания консерватории отправилась за границу, где провела 20 лет в практически непрерывных гастролях. С огромным успехом выступала в Европе, США и других странах, объехав весь мир, но не забывая и Россию. Её концерты постоянно проходили в Петербурге, Москве и других крупных городах Российской империи. В 1892 году вернулась в Россию и стала профессором Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано. За 20 лет её служения этой должности она воспитала десятки учеников, многие из которых стали выдающимися исполнителями и композиторами. Достаточно сказать, что её студентом когда-то был Сергей Прокофьев.

Анна Николаевна Есипова скончалась в августе 1914 года и была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Через год рядом с ней упокоился сын Евгений Иванович Ильин (1877—1915), который тоже был пианистом.
В 1948 году прах матери и сына был перенесен в «Некрополь мастеров искусств» без надгробия. Честно сказать я не знаю было ли оно вообще, поскольку сын умер, а у друзей и знакомых во время Первой мировой войны и последовавшей за ней революции хватало других забот.

Для памятника на могиле выдающейся пианистки в «Некрополе мастеров искусств» решили использовать скульптуру работы итальянского скульптора Антонио Аргенти (1845–1916), датированную 1900 годом и хранившуюся в запасниках Музея городской скульптуры.

Нужно сказать, что данный памятник является ярким примером достаточно вольного обращения советских властей с произведениями искусства.

Первоначально мемориальная композиция представляла собой фигуру скорбящего ангела, сидящего рядом с крестом у подножия которого лежат лилии.
Наверное кто то из ответственных товарищей распорядился убрать крест, а ангела лишить крыльев. В итоге работа Аргенти на которой сохранилась подпись автора, и дата изготовления сегодня выглядит вот так

-2

Девушка хитоне принесла лилии на могилу и присела погрустить.

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852)

-3

Известный русский поэт, один из основоположников романтизма в отечественной литературе. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!».

Стихи начал писать ещё, будучи учащимся Московского университетского пансиона, который окончил с Именной серебряной медалью.
С 1808 года был редактором журнала «Вестник Европы», в котором печатал свои стихи, имевшие весьма высокую оценку читателей.

В 1812 году Василий Андреевич вступает добровольцем в армию и в чине поручика принимает участие в боевых действиях, в том числе и Бородинском сражении.
События компании 1812 года нашли отражение в одном из самых известных его произведений, поэме «Певец во стане русских воинов». К 1815 году, когда вышло первое собрание его стихотворений Жуковский снискал славу лучшего русского поэта своего времени.

Тогда же Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, а в 1826–1841 годах он состоял наставником наследника престола (впоследствии императора Александра II).
Был старшим другом и наставником юного Пушкина, который писал, что его стихи наполнены «пленительной сладостью». Оставался близок с Александром Сергеевичем до его последнего дня. Известно, что именно Жуковский находился рядом с Пушкиным в его смертный час, именно он остановил часы в кабинете поэта и первым вышел к толпе, стоявшей рядом с домом на Мойке 12 и сообщил что «солнце русской поэзии погасло».
Оказал большое влияние на жизнь и творческую судьбу Гоголя и Тараса Шевченко.

Скончался Василий Андреевич Жуковский 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене (Германия) и был похоронен на одном из местных кладбищ. Через несколько месяцев прах первого русского поэта – романтика был перевезен в Петербург и 29 июля торжественно перезахоронен на Тихвинском кладбище, которое ныне все мы знаем, как «Некрополь мастеров искусств». На похоронах своего учителя присутствовал наследник императорского престола Александр Николаевич Романов – будущий Император Александр II.

26 декабря 1857 года в присутствии Император Александра II состоялось торжественное открытие надгробного памятника Василию Андреевичу Жуковскому и его супруге Елизавете Андреевне Жуковской, скончавшейся в 1856 году.

-4

Автором надгробия в виде саркофага, из темно-серого полированного гранита, установленного на прямоугольном основании, стал профессор скульптуры Академии художеств барон Петр Карлович Клодт, которого все мы знаем в первую очередь по его знаменитым коням на Аничковом мосту.

Двухскатной крышка имеет по краям акротерии (архитектурный термин означающий декоративные украшения кровли здания выше карниза) с удивительно искусно выполненными рельефными головками херувимов. На западном торце рельефное изображение восьмиконечного православного креста.

-5

В филенках на боковых сторонах и на восточном торце расположены вырубленные в камне цитаты евангельских текстов, что является фактическим выполнением воли самого Василия Андреевича, который в одном из своих стихотворений завещал:

«… слова Спасителя святые написать;
На гробовой гостеприимный камень…»

На скате крышки саркофага вырублена надпись.

«Въ память въчную / Знаменитого певца въ станъ Русскихъ воиновъ,/ Василiя Андреевича Жуковского /родившагося въ Бълеве 28 Генваря 1783 / скончавшагося въ Баденъ 12 Апреля 1852 года / Воздвигнуть старатями и приношенiями / почитателей / безсмертныхъ трудовъ его и дарованiй.»

Дополнительно хотелось бы сказать, что деньги на сооружение памятника знаменитому поэту были собраны по подписке. Из более чем 20 000 рублей серебром непосредственно на памятник ушло 4500 рублей, а остальные были потрачены на стипендии студентам Московского университета и издание книг Жуковского.

Загряжская Екатерина Ивановна (1779–1842)

-6

Фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны-супруги императора Александра I. Тетушка по материнской линии Натальи Николаевны Гончаровой и покровительница её супруга Александра Сергеевича Пушкина. Не имея собственных детей, относилась к племяннице как к родной дочери и была крестной матерью всех её детей, рожденных в браке с поэтом.
Скончалась 18 августа 1842 года в Петербурге и была похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

-7

Надгробие представляет собой усеченную каннелированную колонну, установленную на постаменте с рельефным узором из акантовых листьев в нижней части. Вверху колонна увенчана шаром и крестом. Возможно, данный символ является неким намеком на близость покойной ко двору, поскольку внешне напоминает один из главных символов императорской власти – Державу.

Рядом с Екатериной Ивановной Загряжской похоронена её воспитанница Фризенгоф Наталья Ивановна (1801–1850)

Надгробия на могилах совершенно аналогичны и были изготовлены в мастерской Ефима Михеевича Тропина одного из самых известных изготовителей надгробных памятников в Петербурге середины 19 века.

Иванов Александр Андреевич (1806–1858)

С. П. Постников. «Посмертный портрет художника А.А. Иванова» 1873 год.
С. П. Постников. «Посмертный портрет художника А.А. Иванова» 1873 год.

Знаменитый русский живописец, один из крупнейших и одновременно последних представителей русского классицизма. Академик Императорской академии художеств.
Автор всемирно известной картины «Явление Христа народу» над которой он работал в Италии течение 20 лет.

-9

Гигантское живописное полотно размером пять с половиной на семь с половиной метров было доставлено из Рима в Санкт-Петербург 10 мая 1858 года и было выставлено на всеобщее обозрение в Античной зале Академии художеств ровно через месяц.

Литография Василия Тимма. Выставка полотна «Явление Мессии» в Античной зале Академии художеств (Санкт-Петербург, 1858).
Литография Василия Тимма. Выставка полотна «Явление Мессии» в Античной зале Академии художеств (Санкт-Петербург, 1858).

Ещё три недели спустя художник почувствовал себя плохо, а 3 июля 1858 года скончался от холеры. К сожалению, он даже не успел узнать, что что Государь покупает картину «Явление Мессии» (первоначальное название полотна) за 15 000 рублей серебром и жалует Академику Иванову орден Святого Владимира.

Александр Андреевич Иванов был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт–Петербурга. Практически сразу после смерти живописца его брат, архитектор Сергей Андреевич Иванов, проживавший в Италии, создал проект надгробия в виде жертвенника из белого мрамора на прямоугольном постаменте и заказал его изготовление скульптору Луиджи Гульельми.
После того как готовый памятник был доставлен в Санкт – Петербург его установкой на Новодевичьем кладбище занимался скульптор и реставратор Эрмитажа - Александр Николаевич Беляев.

Памятник был открыт в 1860 году. В 1936 могила Академика ИАХ Иванова А.А. вместе с надгробием была перенесена во вновь создаваемый, на территории бывшего Тихвинского кладбища музей «Некрополь мастеров искусств».

-11

Игнатьев Алексей Павлович (1842–1906)

-12

Граф, потомок древнего рода, блестящий офицер и государственный деятель.
В 1859 окончил Пажеский корпус и поступил на воинскую службу корнетом Лейб-гвардии Гусарского его величества полка, а уже через 9 лет был его командиром.
В дальнейшем был командиром Курляндского и Кавалергардского полков.

В 1875 году получил первое генеральское звание – генерал –майор и получил назначение в Свиту Его Величества. С 1885 года – командующий Иркутским военным округом и генерал-губернатор Восточной Сибири. В 1889 году назначен генерал-губернатором Юго-Западного края, в состав которого тогда входили Волынская, Подольская и Киевская губернии.
С 1896 года был членом Государственного совета.

В так называемых «либеральных кругах» прослыл ретроградом и яростным сторонником политики «твердой руки». Он решительно выступал против созыва Государственной думы, каких бы то ни было, льгот печати и был сторонником установления фактической полицейской диктатуры.

9 декабря 1906 года генерал – адъютант Игнатьев был застрелен эсером – боевиком Ильинским во время перерыва между заседаниями губернского собрания в Твери. Тело убитого Члена Государственного совета было доставлено в Санкт-Петербург и захоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Во время «реконструкции» Тихвинского кладбища и создания нынешнего Некрополя мастеров искусств могила царского генерала была уничтожена.
В середине 50 –х годов прошлого века благодаря хлопотам сына покойного, генерал – лейтенанта РККА Алексея Алексеевича Игнатьева, на территории «Некрополя мастеров искусств» был установлен памятный знак – кенотаф в виде мраморной урны под покрывалом, которая установлена на прямоугольный постамент из красного гранита. На постаменте высечен восьмиконечный православный крест, под которым имеется надпись:

-13
-14

Надгробие является не оригинальным, а собрано из нескольких элементов, хранившихся в фондах Ленинградского музея городской скульптуры.

На этом мои уважаемые читатели и подписчики разрешите сегодня прерваться.
Но прежде, чем пожелать вам всего доброго хочу напомнить, что

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года